На прошлой неделе состоялся третий форум инноваций и информации для ИТ-компаний «IT-Ось», организованный одним из российских дистрибуторов OCS Distribution. На форуме собралось свыше 1500 человек из разных городов России и мира, правда, в этом году форум прошел в режиме онлайн, но его спонсорами стали такие международные компании как APC by Schneider Electric, Cisco, Dell Technologies, Hewlett Packard Enterprise, HP Inc., IBM, Intel, Veritas, VMware и YADRO. Одной из тем форума как раз и стало обсуждение того, как крупные международные компании занимаются развитием новых технологий и работают со стартапами. В течение всего дня дистанционным посетителям форума была доступна масштабная экспозона, представленная виртуальными стендами в 2D и 3D. Гостям были открыты широкие возможности для подключения к прямым эфирам из демолабораторий, скачивания полезных информационных и цифровых материалов, живого общения с экспертами при помощи видеочата.
Открыл форум председатель совета директоров OCS Distribution Максим Сорокин. В своей речи он рассказал как о эволюции таких технологий как искусственный интеллект, так и о устройстве и истории ИТ-рынка, вызовах времени и, самое важное, драйверах роста при влиянии внешних экономических факторов. Он выделил четыре волны развития технологии искусственного интеллекта. Первая волна — формирование набора алгоритмов и методов обработки данных, которые аналогичны деятельности человека. Однако оказалось, что для эффективного использования этих методов требовались огромные объемы данных, поэтому вторую молодость эти технологии получили, когда появилась возможность накапливать и, главное, обрабатывать большие объемы данных. Искусственный интеллект третьей волны позволяет при массовом производстве обеспечить высокое качество продукции или услуг, контролируя и пресекая ухудшение работы систем. Искусственный интеллект четвертой волны может полностью заменить человека в определенной области. В частности, Максим Сорокин назвал отрасль чат-ботов. Как раз повышение качества работы компаний и выполнение рутинных операций, которые можно реализовать с помощью искусственного интеллекта, и может стать для современных компаний драйвером дальнейшего роста.
Развитие ИТ
рамках форума также состоялся круглый стол по теме «Возможен ли цифровой прорыв для ИТ- гигантов?» — в его рамках выступали в основном представители крупных компани ИТ-индустрии, которым наравне со стартапами приходилось преодолевать трудности самоизоляции и экономической турбулентности. При этом Алексей Покровский, менеджер категории потребительских ПК, HP в России, отметил, что в последние 20 лет ни какого заметного прорыва в информационных технологиях не было. «Компьютер в 2020 году выполняет те же функции, что и в 2000», — отметил он, добавив, что последние пять лет основное внимание уделялось развитию мобильных технологий, но пандемия вернула интерес к компьютерам, поскольку во время дистанционной работы пришлось их приобретать для домашнего использования.
Впрочем, региональный директор компании Veritas Technologies Сергей Табулин отметил, что определенные прорывы в различных областях есть. В частности, он привел пример технологии виртуальной реальности, которая оказалась очень востребована во время пандемии, когда физически осмотреть определенные места было затруднительно, а с помощью оборудования виртуальной реальности это можно было организовать, в том числе для экспертов, которым, например, необходимо было дистанционно осмотреть промышленное оборудование, сооружения или какие-то реальные объекты, но сами они не могли побывать в месте, где они находятся. В этом случае можно было использовать шлемы виртуальной реальности и ассистента, чтобы с его помощь провести необходимый осмотр.
И хотя именно стартапы прочно связаны с инновационной деятельностью, но тем не менее крупным компаниям и игрокам ИТ-рынка приходиться держать достаточно большой штат собственных исследователей. Андрей Солуковцев, директор департамента аппаратных решений IBM в России и странах СНГ, отметил, что это необходимо для проведения наиболее фундаментальных исследований и реализации ресурсозатратных разработок. «Стартап не сделает квантовый компьютер», — пояснил он. Хотя понятно, что стартап, возможно, и сделает такой компьютер, но довести его до состояния готового продукта, на основе которого решаются конкретные задачи клиентов, стартапы часто не в состоянии. Именно этим и занимаются исследовательские центры крупных компаний. Для этого крупные компании имеют целые программы по работе со стартапами, чтобы можно было сформировать набор прорывных идей, на основе которых можно будет решать проблемы клиентов. Именно о таком инновационном фонде, который был создан в компании Dell EMC, рассказал на конференции руководитель ее департамента серверных и сетевых решений Михаил Орленко. Он также отметил важность технологий искусственного интеллекта. По его данным к 2024 году 70% клиентов так или иначе будут использовать технологии искусственного интеллекта в своей работе. Причем объем обрабатываемых с их помощью данных увеличится в 5 раз. Именно поэтому порядка 37% компаний не только не сворачивают инвестирование исследование перспективных технологий, но наоборот собираются увеличивать свои бюджеты на развитие. Кроме того, ожидаются также увеличение инвестиций в процессоры, которые позволяют ускорить работу алгоритмов искусственного интеллекта. В целом получается, что после решения проблем, связанных с пандемией коронавируса, роль человека в бизнесе может измениться — его рутинные операции возьмёт на себя искусственный интеллект.