Космос возможностей

Пятый Евразийский аэрокосмический конгресс 2023 – крупнейшее отраслевое событие на территории ЕАЭС с участием 1500 экспертов как авиационной отрасли, так и специалистов в ракетно-космических технологиях. Организаторами мероприятия выступили Евразийское партнерство авиационно-космических кластеров (ЕПАК) и АО «Внешавиакосмос», партнерами – Министерство промышленности и торговли РФ, ГС «Роскосмос», ГК «Ростех», РАН, ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», холдинг «Вертолеты России». Сразу в пяти залах развернулась работа конференций и круглых столов.

Научно-технические заделы

О широте охвата насущных вопросов отраслевой повестки говорят названия основных дискуссий на площадках конгресса: «Актуальные вопросы долгосрочного развития отечественного авиастроения»; «Научно-технические исследования на базе вузов в проектах аэрокосмической промышленности»; «Использование винтокрылых летательных аппаратов в интересах транспортной доступности РФ»; «Перспективы развития низкоорбитальных многоспутниковых группировок малых космических аппаратов»; «Кадры для технологического суверенитета в ракетно-космической отрасли»; «Научно-технологические интересы и стратегические изменения в авиационно-космической отрасли»; «Интеграция БАС в общее воздушное пространство: спрос, технические решения, регулирование»; «Авиационные двигатели и энергетика в перспективе»; «Проект «Млечный путь» и актуальные вопросы, направления, задачи обеспечения долгосрочной устойчивости космической деятельности»; «НЦМУ «Сверхзвук»: актуальные задачи и перспективы развития»; «Контроль и диагностика технического состояния авиационного двигателя в России и в мире».

Сегодня отечественные авиаконструкторы занимаются разработкой новых технологий для воздушного транспорта. Генеральный директор ФГБУ «НИЦ “Институт им. Н. Е. Жуковского» доктор технических наук Андрей Дутов в своем докладе рассказал о таких перспективных проектах. В качестве примера он привел проект «Стриж» – сверхзвукового гражданского самолета для перевозки до 25 пассажиров на больших скоростях (до 1900 км/ч) с дальностью полета до 11 тыс. км. Причем у такого самолета не будет привычных иллюминаторов – все управление будет выполняться по приборам, а в случае необходимости – в автономном режиме. Предполагается, что к 2029 г. можно будет подготовить демонстратор подобного аппарата. Кроме того, в институте разрабатывается проект «Магистраль-Интеграл» – широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета. Здесь демонстратор планируется подготовить к 2027 г. Уникальность этих проектов в том, что разработать их можно будет только на отечественном инженерном ПО, поскольку готовых иностранных решений для этого нет.

Самый ближний космос

Рассматривались на конференции и вопросы создания отечественных спутников для предельно низких околоземных орбит (Very Low Earth Orbit – VLEO), которые предполагают наличие аппаратов на высоте от 100 до 350 км. Поручение о разработке подобных аппаратов дал 29 июня этого года Президент РФ. Такая орбита характерна тем, что у нее минимальная дальность до спутника с поверхности Земли, т. е. минимальная задержка в прохождении сигнала, предельно высокое разрешение для систем дистанционного зондирования Земли, низкая себестоимость выведения на орбиту, малая мощность передатчика (всего 14 Вт) и лучший прием сигнала (выигрыш по сравнению даже с низкой орбитой Starlilnk в 10 дБ). Кроме того, в этой области полностью отсутствует космический мусор – на данной высоте находится атмосфера, которая тормозит движение любого объекта и не дает им удержаться на таких орбитах. В документах DARPA спутники на VLEO рассматриваются как один из компонентов технологии мобильной связи 6G.

Однако фактор присутствия атмосферы и постоянного замедления движения спутника является и основной проблемой для создания подобной группировки. Для ее поддержания в рабочем состоянии нужно обеспечить каждый аппарат постоянно работающим двигателем малой мощности. К счастью, на этой высоте находится ионосфера, которая представляет собой нейтральную смесь заряженных частиц, которые могут использоваться как рабочее тело для ионного двигателя малой тяги открытого типа. Сейчас разработки такого двигателя ведутся в России, компанией из Барселоны Kreios Space и европейским проектом DISCOVERER. Так что отечественные инженеры уже активно занимаются разработкой перспективных спутниковых технологий, которые можно с успехом использовать для связи и ДЗЗ.

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Цифровой девелопмент

Подробнее
Спецпроект

Машиностроительные предприятия инвестируют в ПО

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку