Развитие систем видеоконференцсвязи и их массовое использование сформировали рынок, и самой интересной его частью стали технические решения для корпоративного сегмента. Сейчас невозможно представить себе ни одну компанию, которая бы не применяла сервис ВКС как для повседневной внутренней операционной деятельности, так и для внешних бизнес-коммуникаций.
Вместе с тем развитие других видов связи и передачи данных, снижение стоимости каналов связи и повышение качества передаваемого изображения повлияли на то, что сервис видеоконференцсвязи перестал быть самостоятельным. Он стал неотъемлемой частью сервисов унифицированных коммуникаций, и большинством производителей оборудования рассматривается именно так.
Клиенты также изменили свое отношение к ВКС: если ранее видеоконференцсвязь была престижной услугой и требовала значительных инвестиций, то сейчас она является рабочим инструментом. Появление услуг ВКС в открытых или условно бесплатных коммуникационных платформах заставило производителей соответствующих решений пересмотреть свои взгляды на конечный продукт и удобство оказываемого сервиса.
Какие тенденции мы наблюдаем в сегменте видеоконференцсвязи – UC (унифицированных коммуникаций)?
Специализированное оборудование ВКС стало интегрированным. Еще несколько лет назад комплекс состоял из отдельных компонентов: средства отображения, видеокамеры, микрофона, коммутационного оборудования, звукоусилительного оборудования и собственно кодека видеоконференцсвязи. Сегодня вендоры для сегментов «персональный» и «групповой до 12–15 пользователей» в основном предлагают законченные интегрированные решения «все в одном». Производители повышают надежность устройств, отказываются от механических компонентов (поворотных камер) и активно внедряют многокамерные фиксированные системы. Отдельное направление разработки устройств ВКС – встраиваемые в интерьер приставки к устройствам отображения, которыми могут быть любой телевизор, проектор, ЖК-панель, уже имеющиеся у клиента.
Наметилась еще одна общая тенденция – беспроводное соединение как для устройств передачи контента, так и для интегрируемых смежных устройств, микрофонов, смартфонов, офисных телефонов и других средств коммуникации. Распространение перспективных методов работы бизнес-команд диктует рынку новые условия: коммуникативная среда должна быть доступной и разнородной, соединения быстрыми, качество отличным, а устройства любыми.
Для удовлетворения этих потребностей бизнеса стали активно развиваться и вышли на следующий уровень кроссплатформенные облачные и псевдооблачные (для частных облаков) решения. Они подразумевают программный сервис видеоконференцсвязи, который функционирует на уровне ядра платформы унифицированных коммуникаций, а абонентскими терминалами становятся персональные устройства.
Функционал ВКС значительно расширился. Основой видеоконференцсвязи является передача видеоизображения, а современные вычислительные мощности (как стационарные, так и портативные) позволяют обрабатывать его с использованием адаптивных алгоритмов и нейросетей. И этот их функционал широко применяется в сервисе. Распознавание лиц, наведение на говорящего, зонирование пространства, мультиэкранные, мультикамерные и мультизонные системы, постановочные и учебные конференции, иммерсивные технологии – все это доступно сейчас при внедрении систем даже среднего уровня от большинства ведущих производителей.
Повышенные требования предъявляются к системе управления и модерации видеоконференций. Удешевление портов многоточечной ВКС позволило массово внедрять решения для организации конференций с большим количеством абонентов, обеспечивающие проведение мероприятия даже масштаба корпорации. Такие сеансы помимо технического обеспечения нуждаются в четком планировании сценария, модерации участников, оповещениях, записи и трансляции. Фактически система видеоконференцсвязи должна представлять собой гибкую организационно-интеграционную платформу, способную работать с разнородными сегментами сетей, учитывать разные политики безопасности, разнородные технические средства и программные продукты, но при этом поддерживать единую систему управления. Такие задачи стимулируют появление интеграционных прикладных платформ и, как следствие, новых производителей программных сервисов ВКС.
Это стало значимым драйвером устойчивого развития и продвижения на рынке производителей отечественных систем ПО и облачных решений ВКС. Причем уровень представляемых продуктов позволяет конкурировать с крупными производителями и выигрывать у них не только по стоимости, но и по функционалу и качеству решений.
Еще одна важная и повсеместная тенденция – проникновение и интеграция систем ВКС и UC с системами традиционного видеонаблюдения. Целый ряд производителей рассматривает последние как часть UC, а видеокамеры – как элемент Интернета вещей.
Наметилась устойчивая конкуренция между вебинар-технологиями и классической ВКС. Развитие вебинар-технологий позволило достичь качества передачи изображения, соизмеримого с ВКС, при этом они предоставляют возможность более гибкого подключения, имеют менее жесткие требования к межсетевым экранам (что весьма критично при применении в корпоративных сетях). Еще одно важное преимущество – возможность организовывать конкурентную рабочую зону для нескольких пользователей, что особенно востребовано при внедрении Agile-методик работы.
Все перечисленные тенденции свидетельствует о том, что рынок ВКС стал интегрированным, массовым и доступным. Простота и удобство пользования сервисом сегодня уже не зависят от величины компании. Продуктовые линейки крупных вендоров показывают, что они отслеживают все тенденции развития видеоконференцсвязи и интеграции ее в UC. Производители подстраиваются, в частности, под один из основных критериев выбора системы заказчиками из корпоративного сегмента: требуется наиболее полная, нативная интеграция сервиса ВКС в существующую систему корпоративных коммуникаций.
Отдельно следует сказать о качестве контента и видеоизображения. Появление систем 4К, казалось бы, должно было вызвать революцию на рынке видеоконференцсвязи, однако этого не произошло. Почему?
Системы 4К требуют большей мощности вычислительных систем, увеличенной пропускной способности каналов связи и замены оборудования. А самое главное заключается в ее «эксклюзивности». Такая система предназначается в первую очередь для руководителя, но воспользоваться всеми преимуществами он не может, получая контент и изображение от систем стандартного качества. Более того, на некоторых системах 4К возможно даже ухудшение изображения либо появление артефактов, связанных с адаптацией предыдущего формата под новое оборудование. Следовательно, нужно менять все оборудование, прежде всего оконечное. А это не всегда совпадает с бизнес-задачами инвестиционной политики: нет необходимости улучшать то, что и так хорошо работает.
Уверен, в дальнейшем произойдет постепенный переход на системы 4К. И в первую очередь это будет вызвано техническими предпосылками. Производители просто перестанут поддерживать и выпускать системы стандартного качества, а развитие вычислительных систем и канальной составляющей позволит сравнять стоимость приобретения и владения такими системами с распространенными сегодня.
В развитии функционала систем ВКС и их применения в корпоративном сегменте также хочется отметить несколько ключевых направлений. В банковском сегменте, сегменте операторов связи, страховом бизнесе и правоохранительном сегменте сервис видеоконференцсвязи будет неотъемлемой частью контакт-центров. Он станет инструментом дополнительной биоидентификации абонента и будет служить для сбора и формирования цифрового паспорта гражданина. Качество изображения и звука, обеспечиваемое ВКС-системами, позволит поднять на новый уровень достоверность распознавания лиц и голоса. В персональном сегменте видеоконференцсвязь будет использоваться для общения повсеместно.
Существует важная составляющая, которая пока выходит за рамки собственно сервиса ВКС, но требует пристального внимания при планировании уже в ближайшей перспективе. Развитие систем передачи видеоизображения и голоса предъявляет повышенные требования к системам информационной безопасности, хранению учетных данных и передаче данных, поскольку системы видеоконференцсвязи являются неотъемлемым элементом «цифровизации экономики».