Концепция «умного города» существует достаточно давно, и руководство таких российских городов, как Москва, Петербург, Екатеринбург и др., не первый год занимается цифровизацией городского хозяйства, выполняя достаточно сложные проекты и добиваясь положительных результатов. Но только с принятием проекта «Умный город» в рамках национальной программы «Цифровая экономика» стало возможным заняться цифровизацией городского хозяйства для улучшения качества жизни российских граждан в масштабах всего государства. Основным инструментом реализации этого проекта является широкое внедрение передовых цифровых и инженерных решений в российской городской и коммунальной инфраструктуре.
Исторический экскурс
Термин «умный город», как и другие общие понятия из сферы информационных (и шире – инновационных) технологий, имеет сегодня множество толкований. Мы будем отталкиваться от того, что идея «умного города» подразумевает интеграцию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и Интернета вещей для максимально эффективного управления городским хозяйством.
В западной литературе акцент, как правило, делается на том, что целью создания «умного города» является улучшение качества жизни граждан. В российских источниках концепция «умного города» обычно рассматривается в более широком аспекте: ИКТ используются для повышения качества, производительности и интерактивности всех городских служб, для снижения расходов и потребления ресурсов, а также для улучшения связи между жителями города и государственными институтами. ИКТ позволяют городской власти напрямую (в режиме онлайн) взаимодействовать с сообществами и городской инфраструктурой и следить за тем, что происходит в городе.
Помимо термина «умный город» можно встретить и другие аналогичные понятия: цифровой город, электронное сообщество, информационный город, наукоемкий город, сетчатый город, телегород, телетопия, всезнающий город, проводной город и т. д.
Если пытаться найти некую отправную точку в истории становления современной концепции «умного города», то необходимо указать на Intelligent Community Forum – Форум интеллектуальных сообществ, который отмечает основные достижения, связанные с «умными городами». Первую награду Year Award в 1999 г. получил Сингапур, а на последнем награждении лавры победителя достались финскому городу Эспоо (второй по величине город страны, население 276 087 человек).
В разные годы были отмечены достижения таких городов, как Сувон (Южная Корея), Стокгольм (Швеция), Ватерлоо (Канада), Тайбэй (Тайвань), Кобе (Япония), Глазго (Великобритания), Сеул (Южная Корея), Нью-Йорк (США). Согласно данным Juniper Research, Барселона занимает первое место в мире в рейтинге «умных городов», ежегодно в столице Испании проходит международная конференция Smart City Expo World Congress.
Опыт Москвы: «Электронная Москва» и «Информационный город»
Краудсорсинговая платформа Москвы
Разумеется, и российская столица не осталась в стороне от общемирового тренда. Столичные власти развивают концепцию «умного города» в управлении крупнейшим мегаполисом России. К настоящему времени уже завершены две большие программы: «Электронная Москва» (2003–2010 гг.) и «Информационный город» (2011–2017 гг.). Первая программа помогла обеспечить городское управление современной инфраструктурой связи и парком цифровой техники для чиновников и работников социальных служб.
Целями программы «Информационный город» были: развитие городского управления путем увеличения эффективности и прозрачности городского управления; повышение качества жизни населения Москвы за счет широкомасштабного использования информационно-коммуникационных технологий в социальной сфере, в сфере обеспечения комплексной безопасности столицы и иных сферах управления городом, а также в повседневной жизни граждан.
Автоматизация коснулась медицины (ЕМИАС – Единая медицинская информационно-аналитическая система), сферы образования (МЭШ – Московская электронная школа), управления городом его жителями («Активный гражданин» и краудсорсинговая платформа crowd.mos.ru), взаимодействия с бизнесом (портал поставщиков Москвы и платформа о цифровых технологиях мегаполиса ICT.Moscow), государственных услуг (mos.ru) и других сфер жизни.
В 2018 г. Москва смогла занять первое место в рейтинге ООН по индексам оказания электронных услуг (Improve cities resilience and sustainability through e-government assessment). В прошлом году ДИТ города Москвы совместно с бизнес-сообществом и горожанами разработал цифровую стратегию «Умный город – 2030», которая основана на шести основных направлениях: человеческий и социальный капитал, цифровая мобильность, городская среда, городская экономика, безопасность и экология, цифровое правительство.
В рейтинге ООН по индексам оказания электронных услуг Москва занимает первое место
Проект цифровизации городского хозяйства «Умный город»
Таким образом, к тому моменту, когда Правительством России была поставлена задача разработать проект цифровизации городского хозяйства «Умный город» в масштабах государства, уже был накоплен огромный опыт как в области международных проектов, так и собственно российскими городскими властями Москвы, Петербурга, Казани, Сочи и др.
Проект «Умный город» Минстроя, о котором пойдет речь далее, реализуется в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» и национальной программы «Цифровая экономика». Этот проект направлен на повышение конкурентоспособности российских городов, формирование эффективной системы управления городским хозяйством, создание безопасных и комфортных условий для жизни горожан. «Умный город» Минстроя базируется на пяти ключевых принципах:
- ориентация на человека;
- технологичность городской инфраструктуры;
- повышение качества управления городскими ресурсами;
- комфортная и безопасная среда;
- акцент на экономической эффективности, в том числе сервисной составляющей городской среды.
Основным инструментом для реализации этих принципов является широкое внедрение передовых цифровых и инженерных решений в российской городской и коммунальной инфраструктуре.
Главная цель проекта «Умный город», которую определили его разработчики, состоит не только в цифровой трансформации и автоматизации городских процессов, но и в комплексном повышении эффективности всей городской инфраструктуры.
Руководителем данного проекта является Андрей Владимирович Чибис – заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
31 октября 2018 г. министр Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства России Владимир Владимирович Якушев издал приказ № 695 «Об утверждении паспорта ведомственного проекта Цифровизации городского хозяйства «Умный город», контроль за исполнением которого был возложен на А.В. Чибиса.
6 декабря 2018 г. прошло заседание рабочей группы по запуску и реализации проекта «Умный город», в ходе которого был одобрен и принят за основу проект стандарта «Умный город». Участники заседания поддержали идею внедрения указанного стандарта во всех городах Российской Федерации с численностью населения свыше 100 тыс. человек. Кроме того, был утвержден регламент работы портала «Банк решений умного города» и сформированы комитеты в рамках рабочей группы:
- по законодательной практике применения механизмов государственно-частного партнерства для создания инфраструктуры «Умный город»;
- по комплексным системам безопасности;
- по большим данным;
- по подготовке кадров.
Ход работы над проектом
Заработал веб-портал Банк решений «Умного города»
В соответствии с Указом Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» проект «Умный город» будет внедрен поэтапно в период 2019–2024 гг. Выполнение ведомственного проекта предполагает: нормативное регулирование и разработку стандартов работы с данными; сопровождение региональных проектов и их мониторинг; тщательный отбор и подготовку к тиражированию лучших решений; синхронизацию с международным опытом.
Хотя работа над проектом только началась, уже можно говорить о первых достижениях:
- заработал Банк решений «Умного города» (https://russiasmartcity.ru/);
- сформирована команда проекта, определены сроки и финансовый план;
- запущена единая коммуникационная платформа (сайт, чат, документы в общем доступе, совещание, селекторы и т. д.);
- в пилотных городах уже тестируются решения с крупнейшими компаниями;
- запущены в работу региональные программы, созданы команды на местах;
- экспертная поддержка в рамках проекта обеспечивается рабочей группой Минстроя, разбитой на комитеты.
В настоящее время идет активная работа по следующим направлениям:
- создание Индекса интеллекта городов – «IQ городов»;
- запуск образовательных программ по «Умному городу»;
- создание независимого Центра компетенций;
- отработка «коробочных» решений для «Умного города».
Необходимо отметить, что российский проект «Умного города» синхронизирован с новой программой развития городов «ООН-Хабитат» (UN-HABITAT – The United Nations Human Settlements Programme) и женевской хартией ООН. Работа над проектом ведется с учетом индикаторов «умных городов» Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН).
Российско-французской рабочей группой по городскому развитию осуществляется совместная работа в рамках российско-французского форума «Трианонский диалог», объединяющего гражданские общества Франции и России для совместной деятельности в ключевых сферах, составляющих основу нашего сотрудничества, таких как космос, гражданский ядерный сектор, энергетика, высшее образование и научные исследования.
В рамках предложенного японским премьер-министром Синдзо Абэ российско-японского плана сотрудничества по восьми направлениям создана российско-японская рабочая группа по вопросам городской среды.
Стандарт «Умного города России»
Столичный портал «Активный гражданин»
Последовательная разработка стратегии цифровизации российского городского хозяйства, определение ее первостепенных приоритетов, а также основных сфер для цифровизации и внедрения современных решений осуществляются на основе: различных социологических исследований; анализа обращений граждан России и представителей бизнес-сообщества; сравнительного анализа с похожими по размеру/климату городами; автоматизированного анализа информации в социальных сетях и СМИ; анализа данных инфраструктурных организаций (ТЭК, ЖКХ, транспорт и др.).
Создание единой базы данных города («цифрового двойника» города) и интеллектуального центра городского управления предусматривает: синхронизацию с сетью ситуационных центров ФСО России и МЧС России; обеспечение актуальности и машиночитаемого формата градостроительных документов; утверждение и внедрение единых форматов и протоколов обмена данными; поддержку базы данных организаций города с информацией о сферах (объектах) их обслуживания, контактными данными для оперативной связи и оповещения.
В целях оптимизации расходов при внедрении цифровых платформ вовлечения горожан в решение вопросов городского развития планируется интегрировать уже апробированные цифровые платформы: «Активный гражданин», «Наш город», «Добродел» и др.
С помощью этих ИТ-инструментов можно обеспечить интерактивное взаимодействие властей с гражданами: публиковать и обсуждать планы городских властей по градостроительным вопросам; вносить частные инициативы в сфере городского хозяйства; проводить рейтинговые голосования по городским вопросам, в том числе по федеральному проекту «Формирование комфортной городской среды».
Внедрение современных технологических решений в сфере городской среды должно обеспечить повышение комфорта, эстетики и качества управления городской средой и общественными территориями за счет: энергоэффективного городского освещения; внедрения систем аренды («шеринга») общественных пространств; автоматизированного контроля за работой дорожных служб и коммунальной техникой; системы мониторинга и управления ливневой канализацией, в том числе оснащения датчиками контроля засора дренажных систем ливневой канализации.
На наш взгляд, одно из самых сложных и затратных направлений работы – создание «Умного ЖКХ», что подразумевает полную цифровую трансформацию систем энергетической и коммунальной инфраструктуры, внедрение интеллектуальных систем управления инфраструктурой ЖКХ, жилищным фондом и социальными объектами.
Внедрение новых решений по повышению эффективности коммунальной и энергетической инфраструктуры, снижению издержек ресурсоснабжающих организаций с применением моделей концессии, энергосервиса и сервиса включает в себя следующие основные направления деятельности:
- внедрение систем интеллектуального учета ресурсов;
- внедрение интеллектуального управления инфраструктурой («гибкой» загрузки);
- сокращение потребления энергоресурсов во всех социальных учреждениях;
- внедрение автоматизированного дистанционного управления;
- оцифровка объектов инфраструктуры, планирование инвестиционных и производственных программ с применением интеллектуальных систем прогнозирования аварий;
- внедрение электронного голосования собственников МКД.
Не менее затратной окажется и работа по повышению эффективности городского транспорта – в рамках создания «Умного городского транспорта». Этот подпроект предполагает внедрение интеллектуальной транспортной модели города, учитывающей общественный транспорт, движение на улицах, меры стимулирования по минимизации потоков частных машин в центре города и т. д. «Умный городской транспорт» также предполагает: запуск системы автоматической фотовидеофиксации нарушений ПДД; внедрение «умных светофоров»; создание системы администрирования городского парковочного пространства.
Наконец, последним (по списку, но не по важности, разумеется) из главных направлений стандарта «Умный город» является внедрение интеллектуальной системы безопасности. Речь идет о мощной системе мер обеспечения и контроля общественной и экологической безопасности, о внедрении систем оповещения ГО и ЧС. Интеллектуальная система общественной безопасности основана на видеонаблюдении с автоматизированной системой контроля работы видеокамер, на интеллектуальном контроле исправности противопожарных систем в местах массового скопления людей и других решениях.
Экологическая безопасность города может быть обеспечена за счет внедрения таких систем, как: онлайн-мониторинг состояния окружающей среды, включая особо опасные предприятия; онлайн-мониторинг качества воды; автоматизация системы управления обращения с отходами.
Интеллектуальная система ГО и ЧС предполагает наличие не только уличных средств информирования, но и системы информирования горожан через SMS-сообщения, которое будет осуществляться с учетом их реального месторасположения.
Конкретные примеры реализации отдельных городских систем
Несмотря на то что с момента запуска ведомственного проекта прошло совсем немного времени, уже имеются многочисленные примеры внедрения отдельных систем и решений, входящих в сферу цифровизации городских ресурсов.
Так, одним из удачных примеров можно считать проект «Цифровой муниципалитет», реализованный в Ялте. С его помощью была решена задача приведения в соответствие с фактическими данными кадастровой информации с ее отображением на ГИС. Стоимость проекта составила 40 млн руб., при том что по результатам автоматизированного перемежевания муниципалитет Ялты получил дополнительный доход в размере 400 млн руб. Как видим, эффективность проекта оказалась очень высокой.
В Воронеже в рамках российско-японской рабочей группы по вопросам городской среды была внедрена система адаптивного светофорного регулирования – этот проект выполнен совместно с компанией Kyosan Electric Mfg Со. Главной задачей проекта было повышение эффективности управления транспортными потоками на светофорных объектах. В Воронеже были установлены дорожные контроллеры, ультразвуковые датчики движения транспорта, а также центральное устройство мониторинга и управления десятью перекрестками и 145 светофорными объектами. В результате проведенных мероприятий город получил увеличение потоков транспортных средств до 30%. В будущем планируется установить такие светофоры еще на 30 перекрестках Воронежа.
Российская производственная компания «Большая тройка» разработала программно-аппаратный комплекс «Управление отходами», который позволит осуществлять расчет тарифов для населения, реализовать контроль над деятельностью региональных операторов, а также разработать территориальные схемы обращения с отходами. В результате регионы смогут получить до 20–25% ежегодной экономии на тарифе для населения, обеспечить контроль образования нелегальных свалок, повысить доверие населения городов за счет прозрачности в отрасли обращения с отходами. Планируемые затраты по проекту – 9 млн руб. на один субъект.
На предприятиях ЖКХ Чувашской Республики была внедрена новая система «Мобильный обходчик» в целях повышения прозрачности деятельности сотрудников УО и РСО, имеющих разъездной характер работы (инспекторов, слесарей, электриков и т. д.). В ходе реализации проекта сотрудники были оснащены служебными средствами связи (планшетами) для фиксации контрольных показаний приборов учета с возможностью подписания акта контрольного съема потребителем на экране устройства, аварийных ситуаций и нарушений в режимах работы оборудования, а также качества содержания имущества МКД, муниципальных территорий. В результате достигнуто увеличение доли заявок, закрытых в установленные сроки, на 43% (рост – 98%). Стоимость проекта – 500 тыс. руб.
В Москве бы реализован инновационный проект запуска телеметрии для коммунального транспорта. С помощью АСУ ОДС осуществляется автоматизированный контроль выхода спецтехники на маршруты – с последующей передачей потока данных в региональную навигационно-информационную систему ГЛОНАСС. «Ростелеком» обеспечивает передачу телеметрических данных со скоростью около 1,3 тыс. пакетов в секунду (свыше 110 млн в сутки). Работоспособность и требуемые характеристики по передаче сигнала от оборудования обеспечиваются в диапазоне температур от –40 до +65 °С. Датчиками оснащены более чем 15 тыс. машин специальной техники, стоящей на эксплуатации в 150 предприятиях городского хозяйства Москвы (снегоуборочные машины, поливальные машины, прочая специальная и оперативная техника). Передача обслуживания техники единому телеметрическому оператору позволила значительно снизить затраты на услуги телеметрии транспортных средств. Удалось исключить возможность фальсификации данных: в несколько раз сократилось время от момента прохода техникой объекта дорожного хозяйства до фактической фиксации показателя исполнения маршрута.
Список удачных примеров внедрения инновационных решений, связанных с проектом «Умный город», можно продолжать на десятках страниц. На момент написания статьи в Банке решений «Умного города» уже числилось 186 проектов, 94 из которых проходили по рубрике «Информационный город и системы». В первой пятерке среди городов: Москва – 52 проекта; Санкт-Петербург – 34 проекта; Екатеринбург – 23 проекта; Тольятти – 21 проект; Новосибирск – 19 проектов.
Пилотные проекты в городах
Чтобы попасть в пилоты проекта «Умный город», необходимо для начала заполнить анкету, размещенную на сайте Минстроя
В соответствии с паспортом ведомственного проекта цифровизации городского хозяйства «Умный город» определены требования к муниципалитетам – участникам пилотных проектов, утверждены порядок и критерии их отбора. В ходе пилотов планируется внедрение наиболее перспективных инновационных решений для городского хозяйства.
Как стало известно в январе текущего года, проект цифровой экономики «Умный город» стартует в Псковской области – его разработку завершил региональный комитет по ЖКХ. Благодаря реализации названного проекта будет создана единая сеть общественного транспорта, в Пскове будут разработаны единая платформа обращений граждан и сервис по предложению развития городской среды, создана платформа для контроля качества оказываемых услуг в сфере ЖКХ. Причем пилотные цифровые проекты планируется запустить сразу в трех муниципальных образованиях: в Пскове, Великих Луках и Острове.
Пилотные города Краснодарского края, попавшие в федеральный проект «Умный город», – Сочи, Краснодар и Новороссийск представят на Российском инвестиционном форуме – 2019, который пройдет в Сочи в феврале, общую экспозицию «Умная улица». Она презентует внедрение цифровых решений в городскую среду – «умное ЖКХ», «умный транспорт» и др. В первом квартале будет запущен конкурс на энергосервисный контракт «Умное освещение», подразумевающий установку энергосберегающего уличного освещения, которое тратит минимум энергии за счет датчиков движения (свет включается, когда он необходим, и приглушается, если в нем нет потребности). В качестве пилотного района для запуска выбран Лазаревский район Сочи.
Таким образом, перспективы реализации описанного ведомственного проекта достаточно оптимистичны, и его выполнение, несомненно, окажет общее кумулятивное воздействие на цифровизацию российской экономики в целом.