Российские власти готовятся представить свою концепцию регулирования цифровых экосистем, которая предусматривает выделение госинвестиций в их развитие, принципы их налогообложения, а также законодательно закрепляет такие понятия, как «экосистема» и «цифровая платформа». Документ должен помочь повысить конкурентоспособность российских экосистем за рубежом.
Государственное регулирование экосистем
По сообщению «Коммерсанта», Минцифры 17 марта направило ИТ-ассоциациям для подготовки замечаний проект разработанной в Правительстве концепции регулирования цифровых экосистем. В Минэкономики подтвердили, что проект проходит обсуждение с бизнесом и экспертным сообществом. В его разработке участвовали также ФАС, Минфин и ЦБ, уточнили в Минэкономики.
Банк России 2 апреля выпустил доклад на тему цифровых экосистем в разрезе работы финансового сектора. В нем регулятор обратил внимание на риски для кредиторов и вкладчиков банков, на базе которых формируются экосистемы. Банки инвестируют в непрофильные активы, однако эти инвестиции подвержены риску обесценивания, подчеркивается в докладе ЦБ.
Из правительственного документа следует, что концепция регулирования цифровых экосистем готовится по поручению президента Владимира Путина от 27 января. В ней предлагается ввести в законодательство новые определения «экосистемы» и «цифровой платформы». Также данный документ содержит общие положения о необходимости стимулирования поэтапной трансформации цифровых сервисов в сторону цифровых платформ и рынка экосистем.
Этапы проекта и экспортные перспективы
Реализовать концепцию предлагается в два этапа. На первом, до 2022 года, будет разработано соответствующее регулирование в рамках федерального проекта «Нормативное регулирование цифровой среды» (входит в нацпрограмму «Цифровая экономика», ЦЭ), который курирует Минэкономики. Исходя из расчетов TAdviser, этот проект является наименее затратным во всей ЦЭ с бюджетом 542 млн руб. на 2021-2023 годы. Второй этап продлится до 2030 года и будет заключаться в «массовом создании цифровых платформ и их интеграции в экономику».
В случае реализации мер господдержки для стимулирования российских экосистем они могут стать экспортным продуктом для тех стран, где собственные аналоги пока еще не созданы, считает руководитель практики технологического консалтинга PwC в России Тимофей Хорошев.
Но сейчас заметна тенденция закрытия тех или иных рынков для платформ из других стран – так происходит в США, Китае и Евросоюзе, считает заместитель гендиректора Softline по работе с национальными проектами Андрей Шолохов.
Роль государства в развитии платформенных решений
В докладе Банка России детально обсуждаются все возможные аспекты государственных подходов к регулированию цифровых экосистем.
Государствами накоплен опыт в области защиты конкуренции и прав потребителей в традиционной экономике. Часть этого опыта можно с успехом применять и в цифровой экономике, в том числе для регулирования экосистем. Это касается прежде всего реакции антимонопольных органов, а также органов по защите прав потребителей на жалобы поставщиков и покупателей в части недобросовестного поведения платформ и экосистем, ценовой и неценовой дискриминации.
Однако же, специфика экосистем предъявляет новые требования к регулированию в этих направлениях. Традиционные инструменты перестают эффективно работать в новых реалиях. Возникают новые вызовы для регуляторов, в том числе и в России.
Важно отметить, что в современной экономике роль государства не ограничивается его классическими функциями – например, регуляторными и надзорными. Проактивность со стороны государства в поддержке новых бизнес-моделей в целях продвижения инноваций, создание независимой равноудаленной инфраструктуры для обеспечения должного уровня конкуренции, действия государства в роли одного из активных платформенных игроков – политика принятия подобного рода решений, их логика должна быть понятна рынку и предсказуема. Здесь важен принцип недискриминационного доступа участников рынка к государственным информационным системам в случае наличия возможности получения из них сведений для коммерческого использования – например, для проведения скоринга при выдаче кредитов и предоставлении займов.
Учитывая, что для платформенной бизнес-модели данные являются основным активом и ключевой ценностью, отсутствие эксклюзивности в доступе к ним поможет создать необходимые условия как для развития специализированных сервис-провайдеров, так и для общего повышения качества предоставляемых услуг действующими участниками платформенного рынка.
Основные цели государственного регулирования
Для создания благоприятной среды и дальнейшего инновационного развития платформенного сегмента в российской экономике концепция регулирования экосистем в России должна включать в себя цели в соответствии со следующими основными направлениями:
- проведение государственной политики поддержки внутренней конкуренции в целях сохранения оптимальной структуры рынка: конкуренция между крупными экосистемами, наличие менее крупных платформ и нишевых участников, создание условий для выхода новых игроков на рынок платформенных сервисов;
- защита прав и интересов потребителей и поставщиков как внутри экосистем, так и за их периметром;
- обеспечение условий для инновационного развития экономики, а также повышения конкурентоспособности национальных платформ и экосистем;
- содержательный пересмотр понятия недобросовестных конкурентных практик и активное противодействие им;
- отсутствие преференций в адрес отдельных экосистем со стороны государства, в том числе эксклюзивного сращивания государственных сервисов с услугами отдельных экосистем и платформ;
- предотвращение регуляторного и налогового арбитража, в том числе в пользу иностранных участников платформенных рынков;
- интеграция в международную повестку вопросов платформенного регулирования, участие в выработке международных принципов и подходов в отношении регулирования платформ и экосистем.
Риски чрезмерного регулирования
При введении требований и ограничений для экосистем важно руководствоваться принципом максимизации «общественной выгоды», в том числе соблюдать баланс между стимулами уже выросших компаний к инновациям и развитию, и тех, кто может прийти им на замену. Так, регуляторные ограничения не должны влиять на стратегию лидирующих компаний по внедрению новых технологических решений и повышению качества предоставляемых услуг населению, малому и среднему бизнесу и другим клиентам. В частности, используемые меры не должны приводить к исчезновению сетевых эффектов, лежащих в основе платформенной бизнес-модели.
Кроме того, следует учитывать, что из‑за избыточных ограничений уже выросших игроков стимулы их будущих преследователей тоже могут снизиться, поскольку их перспектива вырасти и занять существенную долю на рынке будет сопряжена со значительной регуляторной нагрузкой и необоснованными барьерами в их дальнейшем развитии.
Также существует риск, что ослабление национальных лидеров вследствие излишне жесткого регулирования может привести к агрессивной экспансии иностранных игроков, меры влияния на которых в рамках отдельной юрисдикции могут быть ограничены, а последствия для национального рынка – существенны.
В настоящее время какие‑либо международные принципы регулирования экосистем отсутствуют, иностранные регуляторы только вырабатывают свою политику и определяют свое отношение к этой теме. Поэтому в целях избежания негативного арбитража при разработке национальных мер важно учитывать опыт и практики, внедряемые другими юрисдикциями, поскольку ключевой задачей является сохранение благоприятного бизнес-климата для реализации инновационных платформенных проектов на территории России.
*************************
Сегодня цифровые экосистемы все активнее развивают ведущие игроки российского ИТ-рынка, например, такие как Сбербанк, «Яндекс» и Mail.ru Group. Безусловно, государство может помочь бизнесу, предложив сбалансированную систему регулирования цифровых экосистем. Эта инициатива также поможет им продвигаться и на международном рынке.