Константин Анохин, коммерческий директор провайдера облачных сервисов NGENIX
Для подавляющего большинства интернет-пользователей Всемирная сеть – это сайты и мобильные приложения. О том, как тексты, картинки и видео попадают в компьютеры, планшеты и смартфоны, мало кто задумывается. Это как электричество из розетки: оно просто есть, если вовремя оплачивать счета. Для владельца или администратора веб-сайта открывается еще один уровень понимания устройства Сети, в частности, через такие понятия, как CMS, хостинг, объем трафика, скорость загрузки, конверсия, отказоустойчивость сайта, сеть доставки контента (Content Delivery Network – CDN) и т. д. На какие преимущества может рассчитывать интернет-бизнес при использовании сети доставки контента? А в каких случаях можно обойтись и без CDN?
Порой при загрузке сайта возникают проблемы. Причины могут быть самые разные – некачественный код, неоптимизированная архитектура веб-ресурса, плохая работа хостинга. Однако часто встречаются ситуации, когда все, что можно, уже сделано и настроено, но сайт продолжает загружаться недостаточно быстро. Почему так происходит?
На первый взгляд, информация «летает» по Интернету напрямую со скоростью мысли, однако это совсем не так: контент поступает на пользовательские устройства, пройдя долгий и зачастую извилистый путь по мировой сетевой инфраструктуре.
Пользователи посещают сайт из разных частей страны или мира, входят в Интернет с помощью различных интернет-провайдеров. Из-за протяженности сетевых маршрутов и стыков сетей возникают задержки и сбои связи, увеличивается время загрузки. Отдаленность аудитории от точки, где хранится контент, оказывает негативное влияние на скорость работы сайта.
Но это еще не все. Чем больше пользователей обращается к веб-ресурсу, тем выше нагрузка на его инфраструктуру. Поэтому при сильном росте трафика сайт может перестать отвечать на запросы. Получается, что чем популярнее ресурс и шире его география, тем сложнее обеспечить качество его работы. Возникает необходимость масштабирования инфраструктуры, что требует много времени, покупки дорогостоящего оборудования, найма специалистов.
Эти проблемы решаются на основе технологии CDN, которая возникла в США в конце 90-х гг. прошлого века. Сеть доставки контента (CDN) – географически распределенная группа серверов и сетевого оборудования, работающая под управлением специализированного ПО. CDN ускоряет загрузку как статического, так и динамического контента, включая HTML-страницы, javascript-файлы, каскадные таблицы стилей (CSS), изображения и видео. CDN также помогает защитить веб-сайты от некоторых распространенных вредоносных атак, таких как распределенные атаки отказа в обслуживании (DDoS).
Кстати, многие путают CDN c хостингом, но CDN не заменяет хостинг. Сеть доставки контента дублирует контент, не являясь его источником. После подключения сайта к CDN его контент кэшируется на множестве узлов в непосредственной близости от конечных пользователей. Провайдер CDN размещает узлы в стратегически важных местах – на площадках крупнейших операторов связи и в точках обмена трафиком (Internet Exchange – IX), которые позволяют интернет-провайдерам обмениваться трафиком из разных сетей.
При обращении интернет-пользователя к сайту программное ядро CDN формирует кратчайший сетевой маршрут доставки. Например, посетитель московского интернет-сайта из небольшого поселка в Приморье получит контент с узла CDN в Хабаровске – на высокой скорости и без задержек.
Принцип распределенного кэширования позволяет нивелировать нагрузки на сервер и сохранить полную доступность сайта даже в период пиков посещаемости, гарантируя его работоспособность во время массовых онлайн-трансляций, рекламных кампаний, обновлений игр и ПО, при DDoS-атаках и т. п. Немаловажно, что на быстром сайте выше конверсия и больше просмотров страниц, в поисковых системах позиции быстрого сайта выше.
Следует отметить, что если аудитория вашего сайта находится в России, то известные зарубежные CDN-провайдеры не помогут: у них нет точек присутствия в нашей стране. Сеть доставки контента – сервис, привязанный к географии. Основными критериями выбора подходящего CDN-провайдера помимо локального присутствия инфраструктуры являются мощность его сети, операционный опыт и уровень технической поддержки.
Таким образом, использование CDN обеспечивает интернет-бизнесу целый ряд преимуществ.
- Ускорение загрузки сайта. Исследования доказывают, что пользователи не готовы ждать даже несколько секунд и уходят с сайта, который медленно загружается. CDN уменьшает частоту отказов (bounce rate) и увеличивает время, которое люди проводят на сайте, а это важные SEO-метрики.
- Повышение доступности сайта. Большое количество запросов или сбой в работе хостинга может нарушить нормальное функционирование веб-сайта. Подключенный к CDN ресурс способен обрабатывать больше трафика и оставаться доступным даже при падении хостинга. CDN также может повысить безопасность, обеспечив защиту от DDoS, защиту DNS, SSL-сертификаты и др.
- Снижение затрат на трафик. Благодаря кэшированию и другим технологиям оптимизации контента CDN уменьшает объем данных, которые должен предоставить сервер-источник, снижаются затраты на трафик.
- Снижение капитальных затрат. Нет необходимости строить собственную инфраструктуру: ее можно арендовать и платить только за фактически потребленные ресурсы.
Вам нужен CDN
- Необходимо обеспечить доступность сайта при любых нагрузках.
- Аудитория сайта географически распределенная.
- Важны конверсия и приоритет в поисковых системах.
- Хочется развиваться без вложений в инфраструктуру.
Вам CDN не нужен
- Интернет-сайт не является важным элементом бизнеса.
- Аудитория сайта локализована в одном городе.
- Низкая посещаемость.
- Нет возможности или желания инвестировать в развитие.