Экономика ОПК в эпоху цифровых индустрий
Четвертая научно-практическая конференция «Экономический потенциал промышленности на службе ОПК – 2018», организованная коллегией Военно-промышленной комиссии Российской Федерации и Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации, прошла в Москве 30–31 октября. Оператором мероприятия выступил Издательский дом «КОННЕКТ». В конференции приняли участие представители федеральных органов власти – министерств, ведомств, учреждений, а также холдингов, концернов, интегрированных структур ОПК, общественных профессиональных организаций, оборонных предприятий, Российской академии наук и ведущих вузов страны. На одной из тематических секций обсуждались перспективы внедрения сквозных технологий и построения цифрового производства, определяющего систему координат экономических отношений будущего.
Открылась конференция пленарным заседанием, которое провел заместитель председателя «Внешэкономбанка» Андрей Клепач. Подчеркнув актуальность тематики мероприятия, он отметил, что в настоящее время меняется модель развития как экономики в целом, так и оборонно-промышленного комплекса в частности. В предыдущие несколько лет, в период наметившегося замедления экономического развития под влиянием санкций, снижения цен на нефть, именно ОПК, ставший одним из драйверов экономического роста, позволил не допустить спада промышленного производства.
Сейчас на фоне изменившейся динамики гособоронзаказа, выполнения государственной программы вооружений, накопившихся структурных проблем, в частности внутри сегмента, ОПК остается в чем-то драйвером технологического развития, а в чем-то – одной из болевых точек промышленности. Задачу увеличения объема производства гражданской продукции эксперты называют объективной необходимостью, хотя и признают, что конкурировать на этом рынке сложно. Сегодня в ОПК опробуются новые финансовые и экономические модели развития, которые, как ожидается, будут способствовать совершению технологического рывка.
На пленарном заседании выступил заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации Олег Бочкарев, который напомнил о реформах в сфере управления ОПК, начавшихся с принятием в 2015 г. закона о гособоронзаказе. Введение отдельных специальных счетов позволило обеспечить финансовую дисциплину в расходовании бюджетных средств, выделяемых на выполнение гособоронзаказа. Вместе с тем пока сохраняется ряд трудностей в управлении финансами, связанных, например, с тем, что деньги можно направить на выполнение конкретного контракта. Это один из вызовов, стоящих перед ОПК. Олег Бочкарев не исключил возможности внесения изменений в нормативные акты в целях оптимизации работы финансовых специалистов предприятий при выполнении гособоронзаказа. Он напомнил также о необходимости формализации раздельного учета и ряде других задач, требующих коллективного обмена мнениями.
В конце выступления Олег Бочкарев анонсировал дополнительный формат обсуждения проблемных вопросов в рамках четвертой конференции – викторину «Что? Как? Когда? при выполнении государственного оборонного заказа». Цель деловой игры – поиск представителями федеральных органов власти и промышленности практических и методических решений по применению нормативных актов в сфере гособоронзаказа.
В других докладах на пленарном заседании поднимались вопросы получения прибыли в различных сегментах ОПК, влияния прогнозов экспертов и отраслевых министерств на развитие промышленности, говорилось об условности экспертных оценок и статистических данных по отношению к организациям ОПК. Этот сектор зачастую смешивается с другими подотраслями машиностроения. Эффективность деятельности предприятий в большой степени определяется государственным финансированием.
В ряде презентаций анализировались возможности использования системы ключевых показателей эффективности для контроля целей. Количество таких показателей увеличивается с каждым годом, при этом обесценивается влияние каждого из них на общий результат. Не всегда денежная мотивация является главной для различных категорий управленцев. На заседании шла речь и об инструментах поддержки реализации гражданских проектов на предприятиях ОПК, влиянии глобализации на развитие экономики и формировании в России цифровой экономики услуг.
После пленарного заседания работа конференции продолжалась на заседаниях шести секций: «Практическая экономика, финансовое планирование и источники финансирования организаций ОПК», «Цифровая промышленность – будущий облик экономических отношений», «Бизнес-модель диверсификации выпуска продукции в организациях ОПК», «Совершенствование учета и контроля в организациях ОПК», «Организационно-правовые формы, государственно-частное партнерство и перспективы приватизации предприятий ОПК», «Организация и нормирование труда. Обеспечение кадрами». В центре внимания выступивших на заседаниях были вопросы эффективного расходования бюджетных средств, направляемых, в частности, на создание и модернизацию производственных ресурсов в условиях цифровизации ОПК.
Участники конференции анализировали перспективы использования потенциала ОПК для удовлетворения потребностей в высокотехнологичной продукции гражданских отраслей экономики, обсуждали принципы долгосрочного планирования инноваций, а также подходы к повышению качества управления организациями ОПК. В процессе обмена мнениями на заседаниях специалисты, представители органов власти и научной общественности делились опытом внедрения лучших методик и практик.
На цифровом перекрестке отраслей и рынков
В центре внимания участников секции «Цифровая промышленность – будущий облик экономических отношений» были вопросы внедрения современных технологий и решений, которые пронизывают смежные отрасли, обеспечивая трансформацию производства. Модераторами секции выступили заместитель директора по информационным технологиям и бизнес-процессам ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» Олег Кривошеев и ведущий научный сотрудник 46 ЦНИИ Минобороны России Александр Подольский.
Во вступительном слове модераторы отметили, что благодаря цифровым технологиям меняется мир. В России реализуется национальная программа «Цифровая экономика», состоящая из шести федеральных программ. Между тем не прекращаются споры о приоритетах этой программы. Сегодня очевидно, что революционные преобразования происходят на стыке отраслей и индустрий.
Эффекты от внедрения цифровых технологий в «Росатоме» были проанализированы в докладе Олега Кривошеева. Отмечалось, что система управления полным жизненным циклом должна увязывать в единое информационное пространство основные и вспомогательные процессы. Система, внедряемая на базе технологий процессного управления, ведет к перестройке бизнес-процессов. Среди эффектов от внедрения процессного управления – оптимизация процессов, использование комплексной модели предприятия, совершенствование системы внутреннего контроля. Наряду с этим повышается качество управления благодаря наличию непротиворечивой информации и быстрому доступу к ней, качеству планирования и прозрачности оценок производительности труда. В сфере финансово-хозяйственной деятельности обеспечиваются оптимизация капитальных вложений, снижение затрат на эксплуатацию и ИТ-поддержку, должный уровень информационной безопасности.
В докладе ведущего научного сотрудника 46 ЦНИИ Минобороны России Александра Подольского рассматривалась структура комплексной модели военно-экономических исследований. Отмечалось, что модели должны создаваться на базе методик межведомственного характера, поскольку в объективной оценке готовности научно-технической и производственно-технологической базы организаций ОПК, а также полигонов заинтересованы организации и ОПК, и Минобороны России. Составной частью комплексной модели являются модели, помогающие выработать рекомендации по региональной подготовке кадров в интересах ОПК.
Еще один представитель 46 ЦНИИ Минобороны России, старший научный сотрудник Сергей Звягинцев посвятил свое выступление вопросам разработки методического обеспечения прогнозирования параметров развития ОПК России. Оценка нужного объема инвестиций в ОПК на период до 2030 г. обусловливает необходимость введения дополнительных мер поддержки. Для достижения заданного уровня производства гражданской продукции на предприятиях оборонно-промышленного комплекса предлагается увеличить лимиты субсидий из федерального бюджета организациям ОПК на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным ими в 2013–2017 гг., а также ввести субсидии, предназначенные для погашения процентных ставок по займам, взятым для реализации инвестиционных проектов по выпуску гражданской продукции.
О методическом подходе к формированию прогнозной цены научно-технической продукции рассказал старший инженер военного представительства Министерства обороны РФ Алексей Бабкин. Предлагается применять метод системного анализа процесса создания научно-технической продукции. Его суть в том, чтобы представить выполнение НИОКР в виде совокупности задач и подзадач, а также работ по их решению, распределить трудовые ресурсы и анализировать выбранные исполнителем методы управления. По словам докладчика, наиболее важная составная часть методического подхода – правильная декомпозиция НИОКР на задачи и подзадачи, что и обеспечивает действенный контроль за целевым использованием трудовых и финансовых ресурсов.
«Цифровая экономика появляется исключительно на пересечении с вертикальными отраслями и рынками (промышленность, финансы, медицина, ЖКХ, госуправление и т. д.) в виде решений на стыке цифрового и физического мира. Никакой отдельной отрасли – просто другие технологии на другой фазе развития с удельным весом проникновения, с другим уровнем восприятия данных, с иной готовностью рынка к использованию так называемых сквозных технологий», – считает руководитель программ АО «РВК», председатель ТК 194 «Киберфизические системы» Никита Уткин. Основное внимание в его выступлении было уделено вопросам стандартизации как основы основ реализации цифровых проектов. Искусственный интеллект – одна из ключевых технологий в цифровой экономике. За последние два года данных собрано больше, чем за 60 предшествующих лет. Ценность цифровых решений в том, что их можно масштабировать, тиражировать и развивать, выходя за пределы аналоговой логики. При этом крайне важно поступательное движение. Ресурсы роста кроются в преодолении нормативно-технических препятствий.
Перспективный план по вопросам стандартизации в области передовых производственных технологий рассчитан на период 2018–2025 гг., создана дорожная карта по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы. Среди актуальных проблем в сфере создания цифровой экономики заказчик выделил три.
Первая – слабая базовая экспертиза на национальном уровне по вопросам сквозных технологий (количество экспертов невелико, как, впрочем, в мире тоже). Сейчас в рамках Национальной технологической инициативы (НТИ) создаются центры компетенций, консорциумы из игроков рынка при научных учреждениях, которые занимаются вопросами развития сквозных технологий. Вторая проблема – отсутствие полноценной базы национальных стандартов в области цифровой экономики. Третья проблема – низкая вовлеченность российских экспертов в работу над международными стандартами цифровой экономики, а по сути – правилами игры на глобальном рынке.
По мнению докладчика, к созданию стандартов должен активно подключиться российский бизнес. Наряду с формированием программы национальной стандартизации нужно обеспечить контроль за ее реализацией. Не менее важно создать экспертную базу долгосрочного развития, участвовать в разработке международных стандартов, а для этого необходимо формировать лидерские позиции в рамках международных организаций. В настоящее время обсуждается проект стандарта «Протокол обмена для Интернета вещей в узкополосном спектре (NB-Fi)». Росстандарт поручил ТК 194 разработку национальных стандартов в области искусственного интеллекта и «умной» энергетики.
Разработка современной методики ускорения внедрения инноваций в ОПК – тема выступления профессора кафедры «Инновационные технологии» МИИТ Рашида Зайнетдинова. Результаты инновационной деятельности в России
не всегда соответствуют ожиданиям из-за недооценки научного управления инновациями и замалчивания реальных проблем, возникающих при их внедрении. На практике часто преобладает эмпирический подход. Попытки управлять сложными переходными процессами и обновляемыми системами без понимания их свойств и состояния в конкретный момент времени не позволяют принимать эффективные управленческие решения. Научно обоснованное управление, а также прогнозирование и планирование инновационно-инвестиционных процессов в ОПК должно, по мнению докладчика, опираться на современные математические модели и методы нелинейной динамики и синергетики.
Перспективы применения когнитивных методов управления на предприятиях ОПК проанализировал профессор Финансового университета при Правительстве РФ Александр Иванус. При наличии ограниченных внутренних ресурсов предприятие должно быть готово к движению по максимально возможному количеству траекторий. Такой режим готовности называется превентивным и означает, что в период неопределенности, когда ничего неизвестно о будущих дестабилизирующих факторах, заранее формируются параметры инвестиционного проекта по принципу «на всякий случай под любой фактор». Режим рекомендуется использовать при разработке инвестиционных проектов, которые должны быть устойчивыми при наступлении непродолжительных, но резких структурных изменений, когда вступают в действие факторы неопределенности, а временных ресурсов на их идентификацию, осознание и учет в управленческих решениях нет.
Вопросы формирования корпоративных информационных ресурсов в системе управления правами на результаты интеллектуальной деятельности и технологии стали предметом выступления начальника патентно-лицензионной службы АО «Российские космические системы» Василия Саранцева. В Госкорпорации «Роскосмос» создается система управления правами на результаты интеллектуальной деятельности по космической технике и космическим технологиям. К 2019 г. планируется подготовить корпоративный регламент по вопросам правовой охраны и использования служебных результатов интеллектуальной деятельности и технологий в организациях госкорпорации, а к 2020 г. – стандарт.
В выступлениях на конференции отмечалось, что специалисты промышленных предприятий на практике сталкиваются с непростыми типовыми ситуациями на различных этапах жизненного цикла гособоронзаказа: инициализация договорных отношений, закупки, производство и сбыт, учет и контроль. Характерно, что целый ряд вопросов не предполагает однозначного ответа, что обусловлено не только спецификой нормативного регулирования отрасли, но и практикой работы предприятий ОПК. Поиск возможных вариантов решений требует коллективных усилий представителей предприятий ОПК, федеральных органов власти и экспертов.