Российские планы замещения импорта в сфере высоких технологий не утрачивают актуальности. C января следующего года вводятся новые правила госрегулирования и порядка использования отечественных программ для ЭВМ и баз данных, предусмотрен так называемый национальный режим закупок. Складывается ощущение, что для зарубежных компаний на российском рынке настают не лучшие времена. Одни вендоры взяли паузу и пока не комментируют дальнейших планов, другие оптимизируют штат сотрудников в представительствах в России. Ни один из этих вариантов неприемлем для компании IBM. Почему? Об этом в интервью журналу Connect рассказал руководитель департамента IBM в России и СНГ по работе с госорганами Михаил ЛОБОЦКИЙ.
– Насколько неожиданной для компании IBM оказалась ситуация на российском рынке, связанная с политикой замещения импорта?
– Для IBM, как, очевидно, и для других участников российского рынка, изменения, связанные с курсом на замещение импорта, не были запланированы. При этом IBM, по нашему мнению, оказалась лучше готова к работе в новых условиях, поскольку быстрее других зарубежных компаний реагирует на эти изменения и предлагает возможные пути и решения, которые вписываются в политику импортозамещения.
– Чем вы можете это подтвердить?
– Стратегия IBM позволяет компании и ее партнерам быстро приспосабливаться к правилам игры на российском рынке. Предлагаемые нами услуги и решения востребованы заказчиками, поэтому объем продаж удается не только сохранить, но и преумножить, как было в минувшем году.
IBM давно придерживается политики открытых стандартов, в частности принципов взаимодействия в рамках Open Source Community. Так, инвестиции IBM в развитие направления Linux составили уже несколько миллиардов долларов.
Анонсированный в 2013 г. консорциум OpenPOWER также как нельзя лучше вписывается в те требования, которые предъявляются к игрокам российского рынка.
Кроме того, Россия не уникальна в своем стремлении добиться технологической независимости от импортной продукции. Аналогичное движение, причем значительно раньше, чем у нас, началось в Китае. Например, работающие там дистрибьюторы не могут продавать продукцию, собранную на территории других стран. Такая же ситуация и в Корее. Решения IBM давно представлены на этих рынках, и компания уже адаптировала свою бизнес-модель к работе в подобных условиях.
– Какие направления работы вашего департамента сегодня относятся к приоритетным? Каким вариантам локализации продуктов и решений отдает предпочтение компания и почему?
– В области аппаратных решений IBM заключила три OEM-соглашения, которые дают нашим партнерам право продвигать продукты под своим брендом, оказывать первый и второй уровни поддержки в России. Это компании «КНС Групп» (выпускает продукцию под брендом «YADRO», входит в холдинг «Национальная компьютерная корпорация»), «Технопром» и «Ситоника». В настоящее время мы ведем переговоры о создании полноценного сборочного производства в России.
Некоторые участники консорциума OpenPOWER, в частности «Рикор», нацелены на создание собственных продуктов по лекалам, доступным для членов этого сообщества. Кроме того, в состав консорциума вошел МГТУ им. Н.Э. Баумана. На одной из кафедр университета формируется команда по разработке продуктов на базе технологий OpenPOWER.
Стоит отметить, что Китай активно включился в работу консорциума, предварительно определив архитектуру POWER как наиболее перспективную в качестве базиса для дальнейших собственных разработок и технологического развития отрасли. На правительственном уровне была создана организация China Power Technology Alliance, целями которой являются развитие экосистемы разработчиков аппаратных и программных средств на базе архитектуры POWER, обмен профессиональными знаниями, интеллектуальными правами, а также совместные инвестиции в создание новых технологических решений. В то же время в международном консорциуме OpenPOWER Китай представлен третью от общего количества членов сообщества
Подобный подход оправдал себя меньше чем за год. Уже в прошлом году китайские компании представили собственные аппаратные платформы на базе архитектуры POWER, а также началось производство собственного микропроцессора PowerCORE, полностью совместимого с Power8.
Одна из задач моего департамента – создание в России аналогичного альянса с участием Минпромторга, Минкомсвязи, других ведомств-регуляторов, коммерческих компаний и университетов.
– Каковы возможности в сфере локализации программного обеспечения и аппаратных решений на российском рынке?
– На протяжении нескольких лет в IBM работает программа Application-Specific Licensing (ASL), которая набирает популярность и в России. ASL-соглашение позволяет компаниям-партнерам на более выгодных условиях (с существенной скидкой) приобрести ПО IBM для создания на его базе собственных тиражируемых решений.
Помимо скидки на приобретаемое ПО партнер получает полный контроль над ценообразованием своего продукта, а также возможность предоставлять первый и второй уровни технической поддержки. Несколько компаний успешно реализуют такую возможность в рамках ASL. Одна из них – «АйТи», и этот разработчик уже сертифицировал свой продукт в соответствии с требованиями российских регуляторов.
В настоящее время партнерами IBM по ASL являются более 40 компаний. Этот список, я уверен, будет пополняться, поскольку рынок смещается в сторону разработчиков, сегмент интеграторов сужается. Потому закономерно, что возможности, предлагаемые в рамках таких программ, будут пользоваться спросом.
Что касается аппаратных решений, то компонентной сборкой, например персональных компьютеров, никого не удивишь, аналогичные производства есть и в России. А вот предприятий по выпуску техники классом выше, скажем, машин high-end, на которых подобная продукция собирается и тестируется, пока нет. Компания IBM готова развивать эту бизнес-модель и передавать соответствующую экспертизу.
– Правила замещения импорта в сфере высоких технологий на российском рынке в стадии формирования, разрабатывается нормативная база. Какой тактики взаимодействия с госструктурами придерживается компания IBM в России и СНГ в таких условиях?
– Компания является членом Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) и занимает активную позицию. Наши представители входят в рабочую группу, созданную ассоциацией для обсуждения темы. Работа ведется по трем направлениям: аппаратные средства, программное обеспечение и нормативно-правовая база. По каждому из них мы представили свои предложения и инициативы.
– Что представляют собой инициативы IBM в России и СНГ?
– На примере опыта работы IBM на китайском рынке могу приоткрыть «тайну». В прошлом году компания передала исходные коды на ряд продуктов (базу данных, веб-сервер и инструменты гарантированной доставки). Поскольку об этом не сообщалось в международной прессе, информация не получила широкого резонанса. Как известно, в этой стране предпочитают много делать и меньше говорить. У нас в России обратная тенденция: больше говорим, а движемся к цели пока не самыми высокими темпами. Тем не менее факт налицо. Глобальная компания продемонстрировала, что открытие, передача и лицензирование исходного кода возможны.
Вторая инициатива по развитию OEM-партнерства и заключению соответствующих соглашений уже реализуется на практике. Еще одно предложение нашей компании – трансфер технологий. Этот механизм успешно опробован IBM на других рынках. Например, в Китае одна из компаний лицензировала процессор Power8. Для развития государственных ИТ-систем, высоконагруженных приложений была выбрана надежная платформа Power Linux, которая работает на самых производительных серверах. Обеспечена миграция более тысячи приложений. Для этого был организован центр миграции при активном участии лаборатории IBM в Китае.
По такому же пути можно пойти и в России, где создан Научно-технический центр IBM, где работает около 200 сотрудников. Имеющихся технических ресурсов достаточно, чтобы реализовать начальный этап трансфера технологий. На следующем этапе формируется консорциум заинтересованных сторон, о чем уже упоминалось. Помимо передачи чертежей, исходных кодов, программного обеспечения заключается сервисный контракт на обучение и собственно передачу знаний. Замечу, что процесс обучения, передачи методик – длительный. Но такой подход – наиболее ценен. Ведь получение десятка томов технического описания, как сделать процессор, – не самоцель. Нужны знания, как с этим работать, как проектировать и как, например, в этот продукт встроить российскую криптографию. Важно сформировать условия для создания оборудования, которое может стать доверенным для использования в госорганах. Но для этого нужно быть готовым инвестировать в лицензирование передовых процессорных технологий.
Обретение страной технологической независимости – постепенный процесс, начало которому было положено созданием сборочных производств. На очереди – приобретение компетенций для работы с высокотехнологичным оборудованием и наращивание экспертизы. Главное звено этой цепочки – подготовка собственных кадров и развитие научного потенциала. Только в таком случае наша страна сможет создавать интеллектуальную собственность.
IBM, которая постепенно становится сервисной, а не продуктовой компанией, готова делиться опытом и знаниями, чтобы обеспечить трансфер технологий и всячески содействовать движению России в этом направлении. Отмечу, что на долю сервисной составляющей сегодня приходится больше половины всех наших доходов в мире. Делая ставку на передачу технологий, IBM получает возможность развития сервисного бизнеса по передаче знаний и по организации миграции технологий.
В нынешних условиях Россия заинтересована не столько в приобретении технологий, которые быстро меняются (через три года Power8 станет Power10), сколько в развитии собственного научного потенциала, необходимого для использования высоких технологий. Наибольшую ценность представляет приобретение умений работать с технологиями, структурировать бизнес, организовывать поддержку продуктов, оказывать сервисы, создавая на территории страны добавленную собственность. Получение таких знаний намного важнее самих технологий или оборудования.
Подписание летом текущего года меморандумов о сотрудничестве с Федеральным агентством научных организаций (ФАНО России), инициативы IBM в России и СНГ по работе с научными и образовательными учреждениями, программы, которые мы успешно реализуем на российском рынке, и тот факт, что МГТУ им. Н.Э. Баумана вошел в консорциум OpenPOWER, – все это свидетельство того, что IBM всячески содействует обеспечению трансфера технологий в Россию.
Когда поставлена задача создания отечественных продуктов и решений, то где, как не у лидеров, располагающих соответствующей интеллектуальной собственностью, брать необходимые наработки? Если делать это параллельно с формированием научной среды и подготовкой российских кадров, которые эти технологии будут развивать в нашей стране, тогда и будет обеспечен синергетический эффект.
– Над чем сегодня работают сотрудники Научно-технического центра (НТЦ) IBM в России?
– Одно из направлений деятельности Научно-технического центра IBM в России –разработка ПО для мэйнфреймов. Поскольку многие госструктуры в нашей стране исторически используют мэйнфреймы, быстро перейти на серверы x86, «Эльбрусы» или «Байкалы», когда они появятся в инфраструктуре заказчика, – нетривиальная задача, решение которой потребует времени. IBM в России, располагающая ресурсами по созданию мэйнфреймов, рассматривает возможность включения их в свою OEM-программу. Подобного нет ни на одном рынке, но для нашей страны такая возможность не исключается. Одно из преимуществ подобной идеи в том, что здесь, в Москве, есть разработчики, к которым при необходимости можно будет обратиться, чтобы обеспечить процесс миграции или техподдержку сложных проектов. Отмечу также, что в прошлом году мы сертифицировали базу данных и решение по виртуализации для мэйнфреймов, причем по самому высокому уровню. IBM открыла исходные коды для проверки их на отсутствие недекларированных возможностей.
В НТЦ активно развиваются и новые направления деятельности, сфокусированные на стратегических инициативах компании. Большое внимание уделяется проектам в сфере высокопроизводительных вычислений, обработки и анализа больших массивов данных, облачных технологий и мобильных приложений.