Компания IBM провела в России День собственных технологий под названием «IBM SolutionsConnect 2016», на котором представила ключевые разработки в области информационных технологий. Наиболее передовой разработкой компании в области когнитивных вычислений является серия продуктов под брендом Watson – на конференции была организована демонстрация первых решений на русском языке. Однако не менее значимая часть технологий – дизайн конечного продукта, что важно для получения прибыли от созданных технологий. Для рекомендаций по созданию новых высокотехнологичных продуктов в российских компаниях IBM привела в Россию свое подразделение IBM Interactive Experience, которое будет помогать российским компаниям получать прибыль от когнитивных технологий.
Сразу оговоримся, что Watson на текущий момент не поддерживает русского языка. Как пояснил для журнала Connect генеральный директор представительства IBM Андрей Филатов, на первом этапе операционная система Watson работала с двумя языками – английским и испанским. На втором этапе, который заканчивается сейчас, Watson поддержал еще шесть языков, но русского среди них не было. В следующем году начинается следующий этап внедрения, который предполагает поддержку еще 17 языков, в том числе русского.
Однако некоторые компоненты Watson вполне можно использовать уже сейчас. В частности, на пресс-конференции мероприятия была продемонстрирована система, где Watson Explorer был интегрирован с системой распознавания русского голоса с открытыми кодами, что позволило получать справки из корпоративных информационных систем. При этом человек может управлять системой с помощью голосовых команд на естественном языке, не задумываясь о правильном построении фразы. Продемонстрированная система была обучена на материалах нефтегазового сектора, однако нет принципиальных препятствий переноса данной технологии в другие сектора экономики.
Как пояснили специалисты IBM, по своей сути Watson является поисковой системой по корпоративным и интернет-ресурсам со своим индексом и возможностью поиска. Но результатом его деятельности становится не список ссылок на ресурсы для ознакомления, как это делают классические поисковые машины, а короткий ответ на поставленный вопрос. То есть Watson анализирует вопрос и пытается подобрать ответ по материалам из обнаруженных ссылок. Сейчас Watson Explorer можно устанавливать в компании и решать с его помощью простые задачи по поиску информации в сложных корпоративных системах. Во всяком случае, первые исследовательские проекты в российских компаниях этой технологии уже начались.
Кроме Watson Explorer компания IBM предлагает российским потребителям и другие продукты из линейки Watson: модуль обнаружения взаимосвязей между людьми, местами, предметами и любыми объектами Discovery Advisor, диалоговый модуль Engagement Advisor и облачную платформу для Watson на основе среды разработки Bluemix. Эти технологии не сильно зависят от языка, поэтому их можно уже сейчас локализовать с помощью внешних продуктов.
Однако не менее интересной проблемой для развития инвестиционных технологий является создание конечного продукта, за который пользователи готовы будут платить деньги. Для этого требуется не столько технология, сколько удобный дизайн сервисов и приложений, который учитывал бы опыт пользователя. У компании для создания новых продуктов на базе технологий IBM есть собственное подразделение IBM Interactive Experience, которое очень активно работает за рубежом. Сейчас IBM приняла решение открыть представительство этого подразделения и в России. Некоторые компании уже воспользовались его услугами и предложили своим клиентам удобные механизмы для цифровых коммуникаций. В первую очередь в разработке новых цифровых проектов заинтересованы банки, электронные магазины и торговые сети, а также телекоммуникационные компании. На этих рынках существует сильная конкуренция за клиентов, поэтому кто первый предложит удобный инструмент для цифрового предоставления услуг, тот и получит прибыль. Именно для удобства новых цифровых сервисов и приложений и необходимы опытные дизайнеры, услуги которых предлагает компания IBM для российских заказчиков.
Компания IBM является также поставщиком продуктов по информационной безопасности. На этом рынке отмечается тенденция перевода средств обеспечения ИБ в ведение общей ИТ-службы. Российские компании в связи с кризисом сокращают расходы на отделы ИБ и передают их полномочия в ИТ. В результате проекты по ИБ сводятся к системам управления изменениями, установки исправлений и контроля конфигураций. Для решения этих задач IBM предлагает платформу Resilient, которая обеспечивает связку между людьми, процессами и устройствами. Для управления изменениями компания предлагает такие продукты, как BigFix и QRadar Vulnerability Manager.
Когда безопасностью заведует ИТ, то возрастает потребность в защите прежде всего от внешних атак – себя-то они вряд ли будут подозревать. В частности, в банковской сфере популярностью пользуется продукт, который сейчас называется Counter Fraud Management for Safer Paymants, а раньше носил имя IRIS. Это система защиты от мошенничества в платежной системе, которая позволяет не только работать по заранее подготовленным правилам, но и самостоятельно, с помощью механизмов машинного обучения предлагать правила для выявления новых схем мошенничества. Особенностью продукта является то, что предлагаемые правила можно модифицировать и проверять на исторических данных перед вводом их в эксплуатацию. Это позволяет постоянно совершенствовать систему защиты от внешних нападений.
В целом можно констатировать, что IBM на своем мероприятии показала наиболее перспективные разработки по совершенствованию информационных систем заказчиков.