Урбанизация является устойчивой тенденцией в большинстве стран мира, города становятся точками роста современной экономики. По оценкам экспертов, сегодня в городах проживает более половины населения планеты. К 2050 г. доля городского населения составит не менее 70%, что чревато проблемами вместимости городов, недостатка ресурсов жизнеобеспечения, избытка отходов – и это только малая часть потенциальных трудностей. Власти стараются найти новые подходы к развитию современных городов, более разумно организовать все сферы городской жизни.
Умный – значит …?
Строгого определения умного города пока еще никто не сформулировал. В одном из документов Smart Cities Council – кроссиндустриальной коалиции, созданной в целях содействия развитию умных городов, говорится, что этот сектор находится в стадии «I know it when I see it» («Узнаю, когда увижу»). Различные компании и организации, работающие в этой сфере, предлагают свои критерии интеллектуальности города, которые, впрочем, друг другу не противоречат. В первую очередь отмечаются экологичность и ресурсосбережение, удобство для жизни горожан и ведения бизнеса, экономическая и финансовая эффективность городского хозяйства. Причем критерий финансовой эффективности, несмотря на его важность, не всегда ставится во главу угла. Smart Cities Council считает, что умный город должен отвечать трем ключевым условиям: удобство для жизни (livability), что подразумевает здоровую среду и постоянную доступность городских сервисов; удобство для работы (workability), т. е. обеспечение условий для эффективной работы людей, особенно специалистов высокой квалификации; устойчивое развитие (sustainability), под которым понимается возможность города полноценно удовлетворять потребности нынешнего поколения граждан без ущерба для последующих поколений. Консалтинговая компания McKinsey & Company считает основными преимуществами умного города удовлетворенность жителей (благодаря повышению качества городских сервисов и уровня собственной информированности) и повышение конкурентоспособности муниципального образования, т. е. его привлекательности в глазах инвесторов. Финансовые преимущества – снижение CAPEX и OPEX, увеличение доходов бюджета – компания ставит лишь на третье место среди аргументов в пользу внедрения умных технологий в городское хозяйство.
Внедрение умных технологий предполагает цифровизацию всех элементов городского хозяйства и социальной инфраструктуры: использование ИКТ, которые обеспечивают автоматизированный сбор данных о функционировании элементов городской инфраструктуры, их передачу, обработку и использование для формирования различных сервисов в интересах городских структур и граждан, а также предоставления этих сервисов в нужное время и в нужном месте. Но внедрение ИКТ – далеко не единственное содержание инициатив по созданию умного города.
Факторы успеха
Вопросы создания умных городов изучаются уже не первый год, и к настоящему времени в мире имеются опыт, идеи и рекомендации, на которые можно опираться. Например, специалисты компании Cisco выделяют пять базовых условий успешного построения умного города. Первое – наличие «лидеров-провидцев» (visionary leaders), способных вдохновлять и стимулировать внедрение инноваций с опорой на лучшие практики. Второе – использование открытых стандартов. Третье – изменение подходов к развитию городской инфраструктуры и ее повседневной эксплуатации требует соответствующего государственного регулирования. Следующее обязательное условие – наличие частно-государственных партнерств при реализации городских проектов, а также, что немаловажно, привлечение граждан к участию в проектах городского развития. Наконец, для построения умного города необходимо создание экосистемы партнеров, включающей научные учреждения, бизнес-структуры, социальные институты, – никакая структура, будь то государственная или коммерческая, не сможет создать умный город в одиночку.
Проще и быстрее было бы создавать умный город с нуля, когда проект не обременен устаревшей инфраструктурой, последствиями хаотичной застройки и устаревшими моделями управления, при которых различные городские департаменты ведут свою деятельность независимо от других. Пожалуй, самый известный из таких проектов – бизнес-район Сонгдо в Южной Корее (рис. 1). Можно упомянуть также высокотехнологичное эко-поселение PlanIT Valley на юге Португалии или город-спутник Казани Иннополис (рис.2). Проект, реализуемый в уже существующем городе, гораздо более сложен, но это не значит, что он невозможен. Главное, чтобы у городского руководства были стратегическое видение развития города и централизованный подход к развитию городской инфраструктуры и внедрению технологий. В части ИКТ оптимальной признается модель, при которой единый на весь город департамент информатизации управляет единой для всего города ИКТ-инфраструктурой и предоставляет всем остальным департаментам необходимые услуги по принципу облачных сервисов.
Компания Schneider Electric, основываясь на опыте проектов в более чем 200 городах по всему миру, выделила следующие пять факторов успеха на пути к созданию умного города:
- объединение усилий городской власти, заинтересованных сообществ, деловых партнеров и широких слоев общественности для создания глобального стратегического плана трансформации города. На основании стратегического плана создается практический план его реализации – на этом этапе лидирующая роль отводится муниципалитету;
- совершенствование технологической (операционной и информационной) основы городской инфраструктуры. Речь идет о внедрении подсистем типа «умный транспорт», «умное энергоснабжение», «умное коммунальное хозяйство» и пр., об обеспечении сбора и обмена данными между ними и создании на этой основе интегрированной системы управления городской инфраструктурой и городским хозяйством;
- создание единого центра городского управления и принятия решений, координирующего работу всех служб и подсистем на территории города. Центр предполагает наличие как единой ИТ-платформы, так и методологии управления;
- обеспечение высокого уровня инновационности проекта, т. е. условий для внедрения инноваций не только в технологической, но и в экономической и финансовой сферах. Под экономическими инновациями понимаются новые модели повседневного взаимодействия и сотрудничества институтов разных уровней – государственной власти, органов муниципального управления, бизнеса, общественных организаций; под финансовыми – новые источники финансирования, такие как дополнительные платные услуги, облачные ИТ-сервисы для различных структур, государственно-частное партнерство, механизмы использования прибыли, полученной в результате экономии и пр.;
- организация сотрудничества местных предприятий и организаций с предприятиями и организациями разных сфер деятельности по всему миру – органов власти, проектировщиков, строителей, поставщиков технологий, эксплуатационных организаций и т. д. Эффективный путь к этому – участие в работе международных ассоциаций.
Приведенные рекомендации носят обобщенный характер, поскольку каждый город индивидуален и каждому нужна собственная стратегия. В части ИКТ стратегический мастер-план развития города включает определение наиболее актуальных для данного города сервисов, операционной модели их предоставления, дизайна инфраструктуры и модели финансирования.
Городов, которые бы полностью соответствовали всем перечисленным условиям, пока нет, но в мире существует множество примеров реализации различных аспектов концепции умного города, которые могут служить демо-зонами. Так, Барселона, один из крупнейших в Европе проектов умного города, стала образцом объединения усилий различных сообществ. Город является лидером в части внедрения «городского протокола» – программы, определяющей взаимодействие между различными заинтересованными сторонами: городскими властями, представителями научных кругов, образовательных учреждений, коммерческих компаний, граждан. Программа носит открытый характер, ее результаты доступны всем.
Примерами внедрения интеллектуальных технологических систем могут служить Лион и Гренобль (Франция). Реализованные там проекты интеллектуальных электросетей (Smart Grid) регионального масштаба включают возможности управления сетями разных уровней напряжения, применение интеллектуальных счетчиков и автоматизацию на уровне потребителя. А Smart Grid-проект в пригороде Парижа Исси-ле-Мулино стал еще и примером использования инновационных энергоэффективных решений и возобновляемых источников энергии.
Созданный в Рио-де-Жанейро (Бразилия) городской центр интеллектуального управления позволяет координировать работу четырех различных городских систем – водоснабжения, электроснабжения, газораспределения, управления транспортом.
Проблемы и пути решения
Эксперты полагают, что трудности, с которыми сталкиваются городские власти на пути к интеллектуализации городов, примерно одинаковы во всем мире. Везде существуют разделение зон ответственности за различные участки городского хозяйства, нестыковки или даже конфликты интересов разных департаментов и хозяйствующих субъектов. Распространенная проблема – узость горизонта планирования. Для многих глав администраций он ограничивается продолжительностью пребывания в должности, в то время как реализация проекта требует гораздо более длительных сроков. Привлечение инвестиций осложняется тем, что деньги на проект, как правило, нужны немалые, а сроки их возврата довольно длительные. Одна из проблем, выявленных в ходе исследования Smart City Readiness: Understand the Issues to Accelerate the Journey (2014 г.), которое было выполнено компанией Cisco в сотрудничестве со Smart Cities Council на материале североамериканских городов, вступивших на путь интеллектуализации, заключается в том, что городские администрации вынуждены расходовать практически весь имеющийся бюджет на операционную деятельность и, не найдя новых источников финансирования, не могут думать о сколько-нибудь долгосрочных инициативах. Проблема усугубляется тем, что сложно просчитать стоимость проекта и сроки его окупаемости. Cisco рекомендует расширять горизонт планирования вопреки устоявшимся бюрократическим практикам и создавать дорожную карту развития города. Практическую работу можно начинать с реализации небольших пилотных проектов, отрабатывать на них методы оценки стоимости и сроков возврата инвестиций. Одновременно стоит ознакомиться с новыми методами привлечения финансирования, которые существуют в мировом опыте.
Есть свои проблемы и в сфере ИКТ. Они связаны в первую очередь с неготовностью различных групп технологий к взаимодействию между собой. Например, умный город предполагает мобильный доступ к городским сервисам, между тем, по признанию респондентов, значительная часть приложений не готова к мобильному использованию. Политика информационной безопасности на уровне города тоже существует не везде.
В организационной части почти для четверти респондентов проблемой является отсутствие идейных вдохновителей – тех самых лидеров-провидцев. Найти такого лидера, с точки зрения Cisco, критически важно.
Сформулировать ряд рекомендаций для глав городских администраций, стремящихся сделать свои города умными, позволили результаты программы IBM Smarter Cities Challenge, целью которой была помощь 100 городам в формировании стратегии развития.
Прежде всего, главам городов необходимо воспринимать город как бизнес, в противоположность традиционному мышлению в терминах политики и социальных программ. По сути, мэр города должен превратиться в генерального директора коммерческого предприятия, в котором есть свой «совет директоров» (городской совет), свои акционеры и свои клиенты – резиденты города.
Следующая рекомендация касается вовлечения горожан в проекты развития города. Это должно делаться не эпизодически – в ходе голосований и митингов, а на постоянной основе путем предоставления жителям доступа ко всей информации о планах городского развития и организации обратной связи.
Очень важны организация взаимодействия и координация работы городских служб. Технически это реализуется путем создания единого информационного пространства, к которому имеют доступ все уполномоченные сотрудники. Однако основой для эффективного взаимодействия все же является готовность самих людей к сотрудничеству. Кроме того, необходимо наладить взаимодействие различных бизнесов и общественных организаций. Создание площадки для совместной работы представителей групп, имеющих различные, иногда даже противоположные интересы (например, девелоперов и защитников архитектурного наследия, представителей туриндустрии и промышленных предприятий), даст возможность находить взаимовыгодные решения.
Не следует забывать о технологиях сбора и анализа данных. Наличие актуальной информации обо всех аспектах городской жизни позволит главам администраций принимать обоснованные и своевременные управленческие решения.
Последние два совета носят скорее психологический характер. Движение к умному городу предполагает внесение изменений в привычный уклад жизни и деятельности, что, в свою очередь, требует смелости. Руководитель, который действует с оглядкой на политическую конъюнктуру, «протестные группы» недовольных граждан и т. п., не достигнет цели. Кроме того, главы городов, как правило, фиксируются на проектах, осуществимых в течение избирательного цикла, чтобы продемонстрировать избирателям реальные результаты. Между тем построение умного города – проект долгосрочный, он требует выстраивания процессов и институтов, которые способны работать независимо от персоны руководителя. Значит, в интересах главы города – сделать движение к поставленной цели измеримым процессом, чтобы прогресс был заметен уже на короткой дистанции.