Начались распродажи «Черной пятницы» – так в США называют день, следующий за Днем благодарения. В этот день продавцы, как правило, устраивают масштабные распродажи. В России данная традиция поддерживается в основном интернет-магазинами как представителями международной торговли. В 2018 г. настоящая «Черная пятница» приходится на 23 ноября – именно в это время агентство LED agency и собирает предложения от участников и публикует их на сайте https://www.b-friday.com/. Акция проводится при поддержке российской Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ) и Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ).
«Традиция распродаж с понятным календарем выгодна всем – и потребителям, и бизнесу, и, соответственно, экономике в целом, – комментирует Артем Соколов, президент АКИТ. – В России именно Интернет стал движущей силой для формирования традиции всеобщих распродаж – сегодня «черные пятницы» уже начали проводиться и в физической рознице, в том числе в регионах. Традицию распродаж необходимо развивать и дальше, и для этого нужны общие усилия ведущих интернет-компаний и ритейла».
Однако в России традиция новая, и недобросовестные магазины начинают использовать ее для обмана доверчивых покупателей, навязывания им ненужных услуг и в целом недобросовестной конкуренции. Проблемой заинтересовались и в Государственной Думе. Ее депутат – замглавы фракции «Справедливая Россия» в Госдуме Олег Нилов – обратился [1] в «Роспотребнадзор» с запросом проверить условия акции «Черной пятницы». «Ввиду большого количества навязанных порой мошенническим образом так называемых невозвратных продаж товаров и услуг, в том числе в дни «черных пятниц», «последних дней», «ликвидаций», прошу предоставить информацию о мерах, предпринимаемых ведомством в целях недопущения введения в заблуждение потребителя», – пишет Нилов в запросе.
Депутаты регулярно пытаются внести на рассмотрение Государственной Думы законопроекты, которые ограничивали бы интернет-магазины в манипулировании вниманием посетителей. В частности, предлагалось ограничить использование ценников, отличающихся по цвету и размеру, а также обязать продавцов размещать отдельно товары с истекающим сроком годности. Однако Правительство пока не торопится принимать к рассмотрению подобные законопроекты.
Впрочем, в настоящей «Черной пятнице» предусмотрены механизмы защиты потребителей от мошеннических действий. Второй год подряд ассоциации, участвующие в проекте, организовали прием жалоб от покупателей на участников акции – жалобы принимаются кибердружиной РОЦИТа на сайте http://www.hotline.rocit.ru/. Нововведением этого года стала проверка сайтов интернет-магазинов, участвующих в акции, на предмет фиктивных скидок и других манипуляций вниманием посетителей. Предполагается, что роботы с помощью специальных алгоритмов проверят корректность предлагаемых скидок и попытаются выявить подозрительные предложения, которые будут проверяться кибердружиной. То есть ждать жалоб о мошенничестве уже не будут, а с помощью роботов заранее определят недобросовестные магазины. В случае обнаружения опасных для покупателей манипуляций интернет-магазины будут удаляться из проекта. Возможно, именно репетиционные механизмы позволят бороться со злоупотреблениями «Черной пятницы» более эффективно, чем законодательные требования и действия регуляторов.
Впрочем, для этого необходимо, чтобы магазины хотя бы несколько лет участвовали в акции и получили от нее определенные преимущества. Пока же проект находится в стадии активного роста – 50% магазинов новые. Насколько они будут дорожить репутацией – непонятно. Тем не менее, покупателям стоит обращать внимание на предложения магазинов, не первый год участвующих в акции, имеющих достоверные контактные данные и реагирующих на уточняющие запросы. То есть терять голову от заманчивых предложений не стоит – достаточно покуситься проверять репутацию магазинов, предлагающих большие скидки.