Компания PayPal и агентство Data Insight представили результаты ежегодного исследования потребительского поведения российских интернет-пользователей в сфере покупок и платежей. По данным TNS, в настоящее время российская аудитория сети Интернет составляет около 80 млн человек. В течение года более 50% этой аудитории совершали интернет-покупки. В ходе исследования, проводившегося в феврале-марте 2015 г., был выполнен онлайн-опрос 4000 активных пользователей Интернета в возрасте от 18 до 64 лет, проживающих как в крупных, так и в небольших городах и сельских населенных пунктах.
Говоря об итогах исследования, председатель правления PayPal в России Владимир Малюгин констатировал, что Россия перестала быть «страной кэша». На сегодня ситуация изменилась радикально. Как показал опрос, всего 5% респондентов держат все средства для текущих расходов в виде наличных. Переход к электронным платежам наблюдается даже в среде наиболее консервативных пользователей – людей старше 55 лет.
Подробнее результаты исследования представили сооснователи и партнеры Data Insight Федор Вирин и Борис Овчинников. За минувший год количество онлайн-покупателей и пользователей, совершавших те или иные виды онлайн-платежей, выросло в 1,3–1,7 раза. Электронная коммерция проникла во все товарные категории, также активно переходят в онлайн переводы между частными лицами, которые традиционно делались наличными. Основным мотивом для пользования электронных платежей является удобство и быстрота – об этом заявили 39% опрошенных. 25% респондентов отметили полноту информации и удобство выбора при поиске и заказе товаров через Интернет, еще 25% отметили, что электронные платежи помогают им экономить.
Онлайн-платежи зачастую оказывается быстрее и ближе, чем традиционные платежные системы – на визиты в банк или использование банкоматов респондентам пришлось затратить в среднем 35 часов в год. Наиболее распространенными сегодня являются онлайн-платежи с помощью дебетовых карт (87%), следующие по популярности – онлайн-банкинг (75%) и электронные деньги (64%). Последний инструмент развивается наиболее динамично – на 52% в год (по количеству пользователей).
Становятся нормой онлайн-покупки «на ходу» (в ходе перемещения на транспорте, в дальних поездках, во время пребывания в общественных местах и т. п.), т. е. через мобильные устройства. По результатам нынешнего исследования такие покупки составили 39%, год назад их было 29%.
Доля мобильных платежей растет быстрее, чем предполагали аналитики. В течение последнего года каждый второй пользователь имел опыт оплаты с мобильного устройства (планшета или смартфона). 43% пользователей смартфонов установили по крайней мере одно платежное приложение. 5% от всех опрошенных совершали онлайн-платежи только с мобильных устройств, а среди респондентов в возрасте в возрасте от 18 до 24 лет таких людей оказалось 9%. Комментируя полученные данные, аналитики отметили, что для значительной доли интернет-аудитории в нашей стране мобильное устройство является единственным средством доступа в Интернет. И даже в случаях, когда люди располагают стационарным компьютером, им зачастую проще (быстрее, удобнее) воспользоваться для осуществления платежа мобильным устройством.
К сожалению, игроки рынка электронной торговли не всегда оказываются готовы к происходящим изменениям. Значение мобильного потребления растет, однако у многих российских компаний, работающих через Интернет, нет мобильной версии сайта. С точки зрения PayPal, без этого сегодня онлайн-бизнес невозможен. Не уделяя достаточного внимания мобильным пользователям, компании упускают, среди прочего, выгоду от импульсивных покупок. По данным различных исследований, доля импульсивных покупок в России намного выше чем в Европе или США. Импульсивно совершаются даже крупные покупки – в случае, если есть возможность заплатить сразу.