Трудности с заемными средствами на создание и развитие бизнеса – проблема, актуальная не только для нашей страны. При этом низкий уровень культуры частных инвестиций – особенность российского менталитета, к формированию которого приложило руку и государство с его банковской системой, механизмами приватизации, финансовыми пирамидами, заморозкой пенсионных накоплений и иными низкосортными инструментами в этой сфере. Воспользоваться некоторыми из них в свое время позволяли лазейки в законодательстве. Между тем деньги в нашей стране есть, как и граждане, готовые заставить их работать, причем на благо не только собственного кармана.
По данным Центрального банка Российской Федерации, на вкладах граждан нашей страны в государственных и частных банках хранится примерно 23 трлн руб. и 6–7 трлн в валюте (в пересчете на рубли). Сколько денег находится в банковских ячейках и в тайниках в домашних условиях – неизвестно. По оценкам экспертов, прозвучавшим на заседании круглого стола, который состоялся в рамках Московской конференции «Конкурентоспособность регионов РФ: инновации, инвестиции, партнерство», эти цифры можно смело умножать на два.
Между тем в инвестициях нуждаются компании-стартапы, которые создаются в сфере ИТ, в различных регионах России, в частности, при вузах, федеральных университетах, на базе инжиниринговых центров. Как точно подметил один из участников круглого стола, по мере развития предпринимательства как идеологии созидания, а не перепродажи чего-либо в целях заработать, приходит осознание молодыми людьми того, что основой построения будущих бизнесов служит разработка продуктов, которые приносят пользу.
Готовность начинающих лидеров проявлять инициативу, брать на себя риски, чтобы изменить ситуацию вокруг, – первый шаг на пути к созданию стартапа. К слову, количеством таких компаний сегодня соревнуются не только фонды разных типов, но и регионы, государства. Хотя для регионов важнее, конечно, число компаний, которые превращаются в корпорации, именно они определяют социальную среду и условия жизни на местах. Поиск и поддержка начинающих лидеров и компаний с хорошим потенциалом развития, инвестиции в предпринимательские таланты – одно из направлений региональной политики.
В стране, испытывающей в условиях санкций дополнительные трудности с заемными средствами, мертвым грузом лежат солидные капиталы, которые постепенно обесцениваются. Процентные ставки по депозитам, о снижении которых с завидной регулярностью объявлялось на протяжении уходящего года, значительно меньше инфляции. Существующая банковская система (сегмент кредитования) едва ли содействует развитию малого бизнеса – коммерческие кредиты предлагаются под 16–20% годовых. По выражению одного из участников круглого стола, «такой ставкой бизнес можно только удавить за пять лет, развивать его при высокой стоимости заемных средств просто невозможно».
Можно ли найти более эффективный вариант использования этой медленно угасающей массы денег? Да, считают участники дискуссии, и для этого правительству страны следует принять одно, но мудрое решение. Способность к этому власти продемонстрировали еще в 2002 г. Тогда в разгар очередного банковского кризиса было предложено создать систему страхования вкладов и тем самым реанимировать банковскую систему.
Гражданам популярно объяснили, что если они положат деньги в банк, а тот разорится, то государство компенсирует средства. На момент принятия решения «несгораемая сумма» составляла 700 тыс. руб., в настоящее время она равна 1 млн 400 тыс. Так что обладатели свободной наличности доверяют свои средства банкам, не задумываясь, насколько устойчивым является выбранное кредитно-финансовое учреждение. Если сумма средств превышает лимит, покрываемый Агентством по страхованию вкладов, то счета открываются в разных банках. Их может быть пять или десять – исходя из имеющейся суммы.
Механизм работает. Жители России уже спокойно воспринимают отзыв лицензий у банков, о чем сообщается едва ли не каждую неделю. Соответствующие новости, как правило, по понедельникам попадают на ленты информационных агентств и не вызывают панических настроений.
Участники заседания за круглым столом задались вопросом, почему бы не принять закон о страховании частных инвестиций в приоритетный список российских предприятий. Перечни таких компаний ведутся. Например, РВК – один из государственных институтов развития, среди его целей – стимулирование создания в России индустрии венчурного инвестирования, исполнение функций проектного офиса Национальной технологической инициативы. За время работы РВК для инвестирования было отобрано 194 проекта. В стране создан Фонд «Сколково», действуют свободные экономические зоны и т. д. Подобные институты тщательно отбирают проекты для реализации, в том числе в сфере информационных технологий.
Прошедшие сквозь жесткое сито отбора компании, готовые «встать на крыло», доказывают серьезность своих намерений, реализуемость бизнес-планов и вправе рассчитывать на госфинансирование на определенных условиях. Возможности инвестирования можно существенно расширить за счет граждан, имеющих свободные деньги и готовых их вкладывать, чтобы приумножить личные капиталы, не очень рискуя потерять личные сбережения на черный день.
В том же лимите компенсации (условно говоря, полтора миллиона рублей), если с предприятием что-то случится, государство могло бы компенсировать накопления. Безусловно, не все, но немалая часть владельцев банковских вкладов пожелают вложить свободные средства в покупку ценных бумаг этих предприятий. По оценкам участников круглого стола, если хотя бы 1% из хранящихся на депозитах примерно 30 трлн руб. перенаправить на инвестирование отечественных компаний, то сумма будет внушительная – 300 млрд руб. В такую сумму оценивается полторы сотни средних промышленных предприятий, утверждают эксперты.
Принятие закона, обеспечивающего добровольный «перелив» денег из банковской системы в инвестиционную, посодействует решению задачи замещения импорта. В рамках круглого стола прозвучало предложение опробовать такое решение на региональном уровне, например в субъекте федерации, на территории которого доказал свою эффективность на практике режим особой экономической зоны. Успешный опыт государственно-частного инвестирования потенциально перспективных предприятий затем можно будет масштабировать на всю страну.
Справедливости ради стоит отметить, что в России доверие к подобным вариантам инвестирования, например, через паевые инвестиционные фонды, было подорвано. В частности, поэтому большинство граждан среднего достатка предпочитают хранить свои сбережения в банках, понимая, что средства обесцениваются, не принося доходов, на которые можно было бы рассчитывать.
Принимавшие в дискуссии представители банковской сферы настроены скептически. Они склонны считать, что создание фонда, аналогичного Агентству страхования вкладов (АСВ), едва ли возможно. По некоторым данным, в настоящее время активно обсуждается вариант трансформации АСВ, поскольку слишком дорогостоящим занятием оказалось спасение банков, у которых образовалась финансовая «дыра», и ЦБ лишает их лицензии.
В то же время предложенный инструмент привлечения средств физических лиц в реальный сектор экономики не стоит игнорировать. На мой взгляд, стоит подумать над вариантами его реализации. Первым шагом в данном направлении можно рассматривать привлечение внимания бизнес-сообщества к решению этой задачи.