Как стать лидером в эпоху застоя
Индустрия информационных технологий, столь динамично развивавшаяся в начале ХХI в., пребывает сегодня в застое, точнее, большом ожидании. К этому привел ряд факторов, прежде всего достижение физических пределов в области полупроводниковой микроэлектроники. Одновременно экспоненциально растет потребление технологий за счет увеличения количества пользователей вследствие урбанизации, но при этом не охваченными интернет-технологиями остаются несколько миллиардов человек. Для реализации будущего спроса нужны эффективные технологии, которых в промышленной реализации еще нет. Но уже сейчас очевидно, что смена технологических эпох произойдет скачкообразно, и это будет гигантский прыжок.
В ситуации застоя, очевидно, есть плюсы и минусы. В контексте образования всегда можно подтянуть то, что не успели сделать в период динамичного развития технологий, однако тот гиперскачок, который произойдет в будущем, нивелирует все труды преподавателей. Вопрос лишь в том, как далеко от нас это будущее.
Актуальность знаний для образовательного процесса приобретает принципиально иной смысл. Важно не только преподавать знания из реалий сегодняшнего дня, но и обучать анализировать контекст развития технологий, чтобы быть максимально готовым к завтрашнему дню.
Российская действительность такова, что сегодняшние выпускники вузов, не готовы к практике, да и в целом слабо ориентируются в технологиях и соответствующих тенденциях. Технологическая компания YADRO сфокусирована на разработке аппаратных средств, у нас проходит собеседование огромное количество молодых ребят, поэтому мы можем проиллюстрировать уровень знаний среднестатического выпускника технического вуза, например начинающего специалиста – инженера-схемотехника.
Прежде всего стоит отметить шаблонное мышление, и это в принципе большая проблема образования, и не только в России. Нельзя не признать, что мир изменился, и в глобальном смысле происходит смена конвейерного и шаблонного мышления на неординарное и прорывное.
Уровень преподавания фундаментальных знаний будущим специалистам, как ни странно, весьма далек от желаемого. К сожалению, многие молодые люди не понимают физической сути процессов, не знают базовых наборов правил, не разбираются в современных интерфейсах, в частности в их физическом уровне, не знакомы с принципами разработки плат. Кроме того, выпускники плохо знают аналоговую электронику и не умеют методично заниматься тестированием платы. Зачастую студенты даже не умеют пользоваться современным измерительным оборудованием и паять.
Отдельной проблемой становится плохое знание современной электронной базы и представленных на рынке компаний – производителей электронных компонентов в целом.
Такой печальный результат – следствие разобщенности и крайне скудного взаимодействия бизнеса и научно-образовательной среды. Образовательным программам в настоящий момент не хватает вектора, заказа на знания из реального мира. В мировой практике эта проблема решается по-разному. Развитые экономики, стимулируя спрос на передовые разработки, годами развивали свою инновационную культуру (отлаженно работающий механизм всех участников процесса создания инновационного продукта – от идеи и фундаментального исследования до конечного потребителя-покупателя). От потребителей (в одном случае это бизнес, в другом государство, иногда даже конечный пользователь) там поступает определенный запрос на исследования в конкретных областях науки. Из государственного бюджета постоянно выделяются средства для студентов, лабораторий и предприятий на их совместные проекты, грантами активно поддерживается талантливая молодежь. Нельзя сказать, что в России эти процессы только начинаются: несколько федеральных целевых программ финансирования прикладных НИРов и ОКРов на базе вузов в обязательном сотрудничестве с крупным бизнесом уже завершены, однако их результаты далеки от ожидаемых.
Первое, что сейчас делают компании, в том числе и наша, чтобы получить специалистов необходимого уровня, – доводят уровень их знаний до минимально необходимого. Причем это не что-то специфическое, а, как правило, повторение фундаментальных знаний, актуализация знаний о современном мире микроэлекроники, принципах, подходах и т. д. Очевидно, подготовку будущих сотрудников следует начинать со студенческой скамьи, активно внедряться в учебный процесс – хотя бы для того, чтобы средства государства, которое оно вкладывает в в обучение каждого студента, не вылетали в трубу. Тут стоит сделать небольшое отступление и напомнить о взаимосвязи одного с другим. Дело в том, что крупнейшим работодателем выпускаемых молодых специалистов является само государство в лице предприятий радиотехнической и микроэлектронной промышленности.
Зачастую представители вузов и исследовательских лабораторий при учебных заведениях, выполняя НИОКРы, финансируемые государством, несмотря на присутствие в исследовании формального «заказчика из бизнеса», сами формулируют цели и задачи для своих научных изысканий (проще говоря, придумывают проблемы клиента, не интересуясь реальными запросами бизнеса). Это не позволяет ориентировать разработку на реального потребителя с его задачами и проблемами, о которых ни студент, ни исследователь, ни даже преподаватель не имеют представления, так как они просто «не варятся» в среде потребителя разработки.
Особую настороженность вызывает и тот факт, что исследования и перспективные разработки ведутся в отрыве от международного технологического сообщества – компаний с разными коммерческими интересами, объединившихся ради общих целей, а темы и результаты не верифицируются на актуальность и инновационность.
Наша компания занимается перспективными разработками, мы придумываем, проектируем и разрабатываем продукты, ориентированные на эффективное решение задач завтрашнего дня. Иначе с циклом разработки аппаратных средств в один-два года сложно избежать отставания. Задел фундаментальных исследований, план реализации инновационного функционала, членство в ведущих глобальных сообществах, участие во всех важных мировых научных и практических конференциях обеспечивают нам конкурентоспособность. Одним словом, для реализации нашей цели нам необходимо быть в информационном авангарде происходящей технологической революции. И этими знаниями мы рады делиться, в том числе со студентами, помогая им становиться технологическими лидерами.
Для этого используем разнообразные формы. Прежде всего, ведем совместную НИОКР-деятельность. Стоит отметить, например, нашу совместную с НИЯУ МИФИ работу «Создание технологии и экспериментального образца аппаратно-программного комплекса для потокового шифрования и расшифрования интерфейса Ethernet 100G» в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы». Подобных работ в России никто не вел, в основном все довольствуются технологиями, представленными на рынке. Предвидя высокую востребованность продукта на рынке, мы начали инициативную разработку, которая в ходе реализации, буквально через полгода вызвала огромный интерес у заказчиков, и к моменту начала серийного производства (I квартал 2017 г.) на продукцию уже будет очередь. Но самое важное – то, что у студентов одного из ведущих вузов страны появилась возможность участвовать в разработке с использованием новейших технологий.
Нами сформирован, постоянно актуализируется и дополняется реестр команд в вузах, их специализаций для привлечения в другие совместные научно-исследовательские и практические проекты.
Есть и другие форматы, например хакатоны, когда несколько студенческих команд в течение ограниченного времени решают какую-то актуальную научную или бизнес-задачу. Пока мы только спонсировали такие мероприятия, но в ближайшее время планируем провести большой хакатон и собрать талантливых студентов технических вузов со всей страны. А летом 2017 г. планируем запустить программу стажировки в нашей компании.
В заключение хотелось бы сказать следующее. Сегодня и вузы, и бизнес, и институты развития обладают полным набором инструментов для налаживания эффективной коммуникации, а значит, и решения проблемы подготовки востребованных кадров. То есть мы находимся на «последней миле» – все это наконец-то должно заработать. И оно обязательно заработает – наша компания тому пример.