Эволюция
В течение всей своей истории телекоммуникационные компании регулярно проходили через процессы инфраструктурных трансформаций, что было продиктовано технологическими прорывами и связанным с этим появлением новых предложений услуг и сервисов. Вспомним, что до середины 90-х гг. XX столетия компании сотовой связи предлагали только postpaid-подписки и ограничивали предложения голосовым и SMS-сервисами. C 1995 г. операторы стали предоставлять prepaid-подписки, что стало возможным благодаря реализации учета использования сети в реальном времени. В 2000 г. была представлена технология GPRS, которая стала первой версией передачи данных для мобильной связи. Операторам пришлось трансформировать свою инфраструктуру, чтобы поддерживать расширенные (помимо голоса и SMS) сервисы. Одновременно был создан рынок дополнительных услуг (Value Added Services – VAS). Следующие пять лет инфраструктура операторов связи развивалась параллельно с созданием новых сервисов и услуг, предназначенных не только для конечных пользователей, но и для других устройств и приложений. А появление универсальной широкополосной мобильности и облачных вычислений стало катализатором формирования сетевого сообщества (Networked Society). Развитие операторов фиксированной связи происходило по схожему сценарию: до начала 2000-х лидировали услуги традиционной телефонии, дополняемые базовыми информационными и технологическими сервисами, затем на рынке появились предложения широкополосного доступа в Интернет, который открыл новые возможности для рынка голосовых сервисов и управления контентом.
Развитие индустрии происходило одновременно с усложнением инфраструктур и систем, являющихся центральными для функционирования телекоммуникационного бизнеса, – системы поддержки бизнеса (Business Support System – BSS) и системы поддержки операций (Operation Support System – OSS). Взаимодействие их постепенно усложнялось. Если изначально они представляли собой множество слабо взаимно интегрированных платформ, то в процессе эволюции превратились в совокупность тесно связанных компонентов, позволяющих реализовывать сложные бизнес-процессы, в том числе онлайн-регистрацию заказов на сайте, декомпозицию и реализацию с учетом доступных ресурсов, возможностей сети и просмотра текущего статуса заказа на сайте (рис. 1).
BSS-системы транслируют заказы на обслуживание в OSS-слой и получают обратно информацию о качестве предоставления сервисов. Таким образом, уровень сервиса клиентам определяется степенью согласованности между продуктами и услугами, управляемыми BSS-системами, и способностью OSS-систем обеспечить работоспособность этих продуктов.
Стандарты
Со временем лучшие практики организации процессов и систем для информационных технологий в телекоммуникационной отрасли нашли свое отражение в стандартах и моделях. С этой целью в 1988 г. по инициативе British Telecom и AT&T была основана некоммерческая отраслевая ассоциация TM Forum (англ. Tele Management Forum), объединяющая крупнейшие мировые предприятия электросвязи и их поставщиков.
В рамках ассоциации разработаны референтные модели бизнес-процессов (enhanced telecom operations map – eTOM) и модели данных предприятий (Shared Information/Data model – SID) электросвязи, модель карты приложений (Telecom Application Map – TAM), а также концепция построения прикладного программного обеспечения для операционной деятельности телекоммуникационного предприятия (Frameworx).
Несмотря на долгую историю TM Forum в мировом сообществе, в российском сегменте у него есть огромные перспективы, связанные с необходимостью развития ИТ-ландшафта и повышением уровня доверия бизнеса и ИТ к этим референтным моделям. До недавнего времени российские телекомы были сфокусированы на захвате рынка услуг передачи голоса и данных, при этом развитие ИТ-архитектуры происходило эволюционным путем за счет постепенного наращивания функций и новых ИТ-систем в рамках очередного витка автоматизации. На данном этапе каждый оператор связи, следуя веяниям бизнеса, создавал свою уникальную ИТ-архитектуру, базирующуюся на возможностях узловых компонентов, как правило, биллинговых систем. Для МТС узловым элементом стал Foris OSS/BSS, для «Вымпелкома» – группа продуктов Amdocs, для «МегаФона» – «Петер-Cервис», для «Теле2» – «Беркут». Архитектура узловых компонентов влияет на общую архитектуру ИТ, определяя модель данных и подходы к построению архитектуры.
Реализация новых требований в условиях сжатых сроков и накопленных ограничений ИТ-архитектуры вынуждала ИТ-службы создавать архитектурные решения, приводящие к клонированию данных в ИТ-системах и дублированию интеграционных интерфейсов. На примере API к веб-приложениям мы видим экспоненциальный рост количества интерфейсов во времени (рис. 2). Такая динамика применительно к OSS/BSS-архитектуре предприятия может привести к интеграционному коллапсу, следствием чего будет крайне неэффективная операционная деятельность.
В связи с насыщением рынка связи и появлением принципиально новых технологий операторы столкнулись с ситуацией, когда эволюционное развитие ИТ-архитектуры перестало устраивать бизнес-заказчика: реализация новых требований отнимала много времени, а стоимость операций была довольно высокой. На текущий момент практически все операторы «большой четверки» стоят перед стратегическим выбором подхода к развитию OSS/BSS-архитектуры, отвечающего на запросы бизнеса. Чтобы удовлетворить бизнес-заказчика, от ИТ-директора требуется совершить качественный технологический скачок и заложить возможность постоянных изменений в ИТ-архитектуру. Референтные индустриальные модели могут дать ключ к решению этой задачи.
Тренды и требования рынка
Если попытаться кратко сформулировать доминирующее сегодня явление на рынке телекоммуникаций, то нам понадобится всего четыре слова: все меняется слишком быстро.
Высокую скорость изменений можно наблюдать во всех взаимодействиях и отношениях в экосистеме потребителей и поставщиков телекоммуникационных услуг. Клиентов уже невозможно удержать стоимостью перехода к другому поставщику услуг. Он готов в любой момент уйти к тому, кто предоставит базовый доступ в глобальную сеть на лучших условиях. Клиент понимает, что, имея такой доступ, он получит все остальное.
В таких условиях фокус усилий оператора неизбежно смещается в сторону трех главных направлений:
- взаимодействие с пользователем, где понимание, действие и проактивная реакция на изменение в поведении пользователей являются наиважнейшими для соответствия ожиданиям текущих и для привлечения новых клиентов;
- бизнес-инновации, способность создавать новые продукты и быстро адаптироваться к новым технологическим прорывам;
- бизнес-эффективность, где акцент сделан на консолидацию ИТ-систем оператора, упрощение технологических и бизнес-процессов, управление полной стоимостью владения системами в режиме реального времени, управление своей доходностью и доходностью бизнес-партнеров.
Применительно к OSS/BSS такой акцент обусловливает необходимость уметь быстро, дешево, надежно и безопасно включать в единое информационное поле предприятия все новое и модное, что только появляется в мире. ИТ-директор уже не может ждать, когда выбранный им пять лет назад поставщик выполнит анализ потребностей клиента в реальном времени, шлюз к bitcoin или динамическую тарификацию на основе политик, – коммерческие подразделения требуют решения своих задач «вчера».
Что же мировое архитектурное сообщество предлагает в качестве решения?
Если говорить в общем, то ничего экстраординарного и нового – стандартизация, компонентизация и взаимозаменяемость. То есть те принципы, которые весь ХХ век постепенно вели к глобализации экономики. Если же более конкретно и применительно к телекому, то можно выделить следующие ключевые принципы:
- гомогенизация сети при помощи концепций Network Functions Virtualization (NFV) и Software-defined Networking (SDN);
- выстраивание информационного поля предприятия (унификация процессов, устранения дублирования функций информационных систем) на базе TM Forum Frameworx и сервисно-ориентированной архитектуры (SOA);
- применение концепций гибкой разработки (agile development) в качестве метода управления проектами трансформации.
Все эти подходы объединяет одно: понимание того, что наш мир постоянно меняется и соответственно затраты на встраивание способности к быстрым изменениям в ядро ключевых областей предприятия многократно окупаются во время реализации самих изменений.
Степень давления рынка и необходимая глубина изменений настолько масштабны, что для фундаментальных инициатив недостаточно не только усилий отдельных компаний, но и коллективного разума давно существующих профессиональных сообществ. Например, для проработки потенциала концепций NFV и SDN в рамках программы Domain 2.0 AT&T создает глобальное open source сообщество.
В то же время телекоммуникационные компании по всему миру активно ведут проекты по внедрению более зрелых концепций в свою ежедневную практику. Из крупнейших в мире проектов в этой области можно отметить:
- Ericsson – Next Generation OSS/BSS Architecture (полная трансформация бизнес-процессов и систем в целях сокращения времени вывода новых продуктов на рынок с многих месяцев до нескольких недель);
- Deutsche Telekom – All-IP Network (к 2018 г. – полный отказ от традиционных сетей в Германии в пользу гомогенной IP-сети как базы для предоставления всех услуг и соответствующая перестройка всей OSS/BSS архитектуры);
- «Вымпелком» – программа трансформации BSS (консолидация систем поддержки деятельности предприятия на базе Amdocs CES в рамках объединения всех направлений бизнеса оператора, включая внедрение единого репозитория информации о продуктах);
- «Ростелеком» – унификация бизнес-процессов и систем, компонентизация и стандартизация OSS/BSS-архитектуры в целях радикального сокращения времени вывода новых продуктовых предложений на рынок и качественного повышения уровня обслуживания клиентов.
Рассмотрим более подробно один из этих проектов – самый масштабный по географии, один из самых крупных по количеству клиентов услуг связи и пользователей ИТ-систем и самый близкий нашей стране. Исторически в одном из операторов «большой четверки» OSS/BSS (как бизнес-процессы, так и системы) развивались снизу вверх. Бизнес-практики и соответственно поддерживающие их ИТ-системы были разрознены и консолидировались в лучшем случае на уровне филиала. Это приводило к тому, что ни одну централизованную коммерческую инициативу нельзя было воплотить единообразно по всей стране. Как следствие, инициативы не достигали своих целей.
Кроме того, в ИТ-ландшафте преобладала архитектура без четкого деления функций, ролей и ответственности между системами. В результате, когда несколько лет назад началось внедрение централизованных систем под конкретные функции, эти проекты сталкивались в каждом регионе с одной и той же трудноразрешимой проблемой: «выпилить» конкретную функцию из той или иной локальной ИТ-системы подчас оказывалось практически невозможно ввиду перечисленных выше причин и отсутствия единого подхода к интеграции.
Кроме того, преобладание подхода к внедрению «сделать все и сразу» приводило к тому, что проекты «тонули» в попытках поддержать унаследованный функционал, унаследованные продукты и технологии. Сроки проектов затягивались на годы, границы их размывались, инвестиции и операционные расходы на поддержание разрозненного технологического стека систем и множества вариантов одних и тех же бизнес-процессов многократно возрастали.
Пришедшая в 2013 г. новая управленческая команда применила принципиально новый подход при инициации программы трансформации ИТ. Вместо попыток сделать все и сразу поверх разрозненного процессного и ИТ-ландшафта были обозначены цели по обеспечению в течение полутора лет значимых бизнес-результатов по продажам и обслуживанию выделенного набора перспективных продуктов на базе перспективных технологий поверх консолидированного и унифицированного стека OSS/BSS-систем и унифицированных целевых процессов по всей стране. Поддержку других технологий, миграцию существующих клиентов, вывод из эксплуатации унаследованных систем планируется осуществлять постепенно после достижения главных целей проекта.
С учетом того, что этому оператору важно сохранить мультивендорность и географическую децентрализацию многих ключевых ИТ-систем, главную роль в проекте трансформации играет проектирование интеграционной архитектуры, соблюдающей принципы четкого разделения функций и ответственности между компонентами и системами, а также единого подхода к построению информационной модели предприятия и интеграции между системами.
С точки зрения проектного управления программа строится на принципах достижения наиболее приоритетных бизнес-целей в максимально сжатые сроки, с постоянной адаптацией под происходящие изменения и активным вовлечением всей компании – от штаб-квартиры до региональных филиалов, а также производителей и интеграторов OSS/BSS-систем в общую работу для достижения поставленных целей.
Как видим, эта программа следует обозначенным основным принципам адаптации OSS/BSS-ландшафта к реалиям сегодняшнего мира: технологически единая сеть (оптика, все услуги –поверх IP), стройная компонентизированная архитектура, итеративный подход к проектному управлению, нацеленный на достижение приоритетных бизнес-целей в сжатые сроки.
В заключение хотелось бы отметить, что скорость изменений в телекоммуникационной индустрии заставила операторов смотреть на будущее как на что-то очень неопределенное и динамичное. Операторы понимают: для того чтобы оставаться конкурентоспособными, им придется предоставлять отличные от традиционных более высококачественные услуги и сервисы. Резюмируя, можно утверждать, что основным требованием к развитию OSS/BSS-систем операторов связи является преодоление разрыва между бизнес-требованиями операторов и OSS/BSS-системами их реализующими, когда будущие бизнес-модели компаний неизвестны и гибкость в скорости адаптации к появляющимся бизнес-требованиям становится конкурентным преимуществом. От того, насколько операторы связи будут готовы к динамичным изменениям и смогут правильно определить вектор трансформации, будет зависеть их финансовый результат и сам факт существования на рынке.