В середине прошлого года «Россотрудничество» запустило более 40 международных ресурсов для учителей, школьников и молодых ученых по всему миру. Интерес к этим проектам проявили свыше 100 тыс. человек в 92 странах, подсчитали в ведомстве. В 2020 г. многие мероприятия перевели в онлайн-формат. О первых результатах двухлетней грантовой программы «Россотрудничества» «Цифровая экономика», реализуемой в рамках Федерального проекта «Кадры для цифровой экономики», рассказали на форуме, посвященном предварительным итогам данного начинания.
Цифровой дебют
В 2018 г. на этапе разработки масштабной грантовой программы в Федеральном агентстве по делам Содружества независимых государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству («Россотрудничество») все понимали, что это первый опыт Российской Федерации в продвижении цифрового представления страны в мировом пространстве. «Мы были заинтересованы в том, чтобы об этих подходах, отраженных в проектах, посвященных научному и гуманитарному сотрудничеству, узнала как можно более широкая аудитория», – сообщил заместитель руководителя «Россотрудничества» Павел Шевцов. По его словам, многое приходилось корректировать по ходу дела. Но, как показали результаты деятельности в этом направлении, все прошло на высоком уровне. Достигнутые изменения дали больший эффект, чем первоначально ожидалось.
Среди основных задач программы «Россотрудничества» «Цифровая экономика» – использование современных форматов работы с детьми (они максимально восприимчивы к цифровым технологиям), привлечение талантливой молодежи для обучения в России, укрепление партнерских связей, расширение локальных точек доступа. Для решения поставленных задач применялись самые разные инструменты: международные конкурсы и олимпиады, онлайн-курсы и онлайн-платформы, лекции, мастер-классы, семинары, цифровые образовательные ресурсы (например, цифровой учебник, электронная библиотека), курсы повышения квалификации учителей, международные бизнес-хакатоны, выставки и конференции. В уходящем году многие мероприятия программы по понятным причинам не удалось провести офлайн, поэтому предпочтение было отдано онлайн-форматам.
Федеральный проект «Кадры для цифровой экономики», в рамках которого выполнялась программа, предусматривал гранты в форме субсидий некоммерческим организациям и локальные проекты, выполняемые согласно Федеральному закону № 44. Проекты были рассчитаны на педагогов (повышение квалификации преподавателей математики и информатики в русских школах за рубежом по приоритетным для цифровой экономики компетенциям), студентов (формирование интереса к обучению в РФ), а также на организацию работы с талантливой молодежью за рубежом.
Среди полученных эффектов представитель «Россотрудничества» назвал популяризацию образа России как технологической державы, страны, готовой к реализации совместных проектов; рост количества иностранных студентов, обучающихся в российских вузах по ИТ-специальностям; повышение качества образовательного процесса в нашей страны (реализуемые совместно с крупными российскими университетами проекты стимулировали изменение цифровой среды в вузе). С проектами можно ознакомиться на интернет-ресурсе «Российское цифровое сотрудничество».
В настоящее время подводятся итоги двухлетней программы. В выступлении подчеркивалось, что для «Россотрудничества» важно было поставить проекты «на крыло», чтобы дальше они развивались самостоятельно, уже без финансовой поддержки. «Почти все проекты жизнеспособны, активно развиваются, и мы уверены, что они без финансовой поддержки «Россотрудничества», но с поддержкой наших центров за рубежом будут популяризировать наше образование и Россию как цифровую державу», – отметил Павел Шевцов.
27 грантов и 36 госконтрактов
О деталях и первых результатах двухлетней программы сообщила начальник управления образования и науки «Россотрудничества» Ольга Филонова. За два года было предоставлено 27 грантов и реализовано 36 госконтрактов (одной тематики, но в разных странах). Большую информационную поддержку программе оказал упомянутый сайт «Российское цифровое сотрудничество».
Были разработаны цифровые ресурсы для школьников русских школ за рубежом (например, виртуальный музей, инженерные квесты, образовательные платформы), проведены международные олимпиады, в частности, в партнерстве с Иннополисом. Предложенные курсы направлены на формирование цифровой грамотности и создание собственных цифровых продуктов, обучение программированию. География проекта охватила 92 страны. В 2019 г. проведено 250 мероприятий, участниками которых стали более 100 тыс. человек.
Ольга Филонова отметила международный хакатон, который проводил МГТУ им. Н. Э. Баумана, цифровые учебники «Киберкнига», «Азбука цифровой грамотности» (из категории бестселлеров). В рамках программы немало проектов реализовано для взрослой аудитории. Например, Финансовый университет при Правительстве РФ в партнерстве с российскими ИТ-компаниями запустил пять мотивационных образовательных онлайн-программ для привлечения иностранных граждан в сектор цифровой экономики РФ.
Создана цифровая среда с использованием виртуальных лабораторий для международной кооперации. К сожалению, 2020 г. не позволил, как планировалось, провести в Москве очный финал олимпиады по перспективным направлениям цифровой экономики, конкурс «Закачай знания». Мероприятие прошло онлайн, участники получили дипломы по почте. В то же время неожиданно появилась дополнительная коммуникационная площадка под таким же названием «Закачай знания». Ее создание было продиктовано желанием участников проектов продолжать общение, пользоваться библиотекой онлайн-ресурсов.
Социальное неравенство в шаге от цифрового
Председатель российского общества «Знание», заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию и науке Любовь Духанина обратила внимание на важность обобщения того, что получилось в результате выполнения программы. По ее мнению, одна из проблем современного мира – цифровое неравенство. «Пандемия подчеркнула основательность данной проблемы. Цифровое неравенство стимулирует развитие социального неравенства в мире. И это отрицательно сказывается на большом количестве проектов, с помощью которых невозможно достучаться до людей, не обладающих базовыми навыками цифровой грамотности», – полагает Любовь Духанина.
В нашей стране увеличивается разрыв между теми, кто пользуется информационными инструментами, и теми, кто занимается ИТ на профессиональном уровне – программирует, проектирует большие системы. Если не повышать цифровую грамотность граждан, способных пользоваться создаваемыми цифровыми продуктами, мы не получим результатов, на которые рассчитываем.
В настоящее время особую ценность представляют проекты, которые охватывают большое количество людей, не имеющих прямого отношения к ИТ-отрасли, но живущих в современном информационном пространстве. Людей, имеющих колоссальную потребность в освоении новых продуктов, предлагаемых, в частности, банками, государством, которое все больше превращается в платформу – все взаимоотношения с гражданами выстраиваются через интернет-порталы.
По данным общества «Знание», не более 20% россиян уверенно пользуются новыми ИТ-продуктами и цифровыми инструментами. Как показали исследования, проведенные совместно с ВЦИОМ в 2017-м и повторно в 2019 г., среди россиян колоссальный запрос на получение современных знаний, обеспечивающих адаптацию человека к жизни в цифровом пространстве.
«Знание» на экспорт
В 2018 г. общество «Знание» разработало новую процессию цифровой эпохи – цифровой куратор. Это цифровой консультант, помогающий людям приобретать практические навыки, необходимые для жизни в цифровом пространстве. Российское общество «Знание» – академия миллионов, основной ее потенциал – интеллектуальные ресурсы. «Вместе с вузами, представителями ЮНЕСКО мы создали команду, чтобы общими усилиями реализовать потенциал профессии цифрового куратора, начав подготовку людей, которые затем смогут выступать в роли лекторов общества «Знание», работать с большим количеством людей», – рассказала Любовь Духанина.
Начали воплощать задуманное на территории России. В прошлом году вместе с «Россотрудничеством» эту идею удалось распространить и на Беларусь. Подписали соглашение с аналогичной общественной организацией в соседней стране. Недостаточный уровень ИТ-компетенций у преподавателей, педагогов – типовая проблема. Белорусские партнеры попросили создать обучающую программу для учителей. Так появился проект «Организация дистанционного центра цифровой грамотности для профподготовки и переподготовки учителей русскоязычных школ в сфере цифровой экономики», цель которого – обучение цифровым компетенциям учителей русскоязычных школ Республики Беларусь для использования в профессиональной деятельности. Участниками проекты стали педагоги из целого ряда белорусских городов – Бобруйска, Бреста, Гродно, Орши, Марьиной Горки, Минска и Слонима.
В выступлении отмечалось, что выстраивание отношений в рамках данного проекта было непростой задачей – искали сторонников среди учителей, взаимодействовали с представителями бизнеса. В дополнение к этой программе предложили схему мотивации педагогов. В частности, руководителям команд, участвовавших в программе, подарили компьютеры, планшеты. На правах партнеров большую помощь проекту оказали не только «Россотрудничество», но и организации «Российское цифровое сотрудничество», Институт непрерывного образования «Профессионал», а также белорусское общество «Знание».
Обучение, рассчитанное на 24 часа, проводилось в ноябре – декабре 2019 г. и охватило 1800 человек. Белорусским учителям предложили освоить профессию цифрового куратора. Программа «Консультант в области развития цифровой грамотности» состояла из трех модулей: «медийно-информационная грамотность», «компьютерная грамотность» и «цифровая безопасность». Большое количество запланированных мастер-классов помогло учителям приобрести устойчивые навыки. В частности, педагогов учили работать с медиатекстами, критически воспринимать и перепроверять информацию на интернет-ресурсах, осваивать программные продукты.
Примечательно, что после первых пробных занятий программу уточнили, чтобы сделать ее максимально полезной для участников проекта. Педагоги учились безопасно работать с браузерами, госпорталами, платежными системами, соцсетями – с удовольствием приобретали полезные для повседневной жизни навыки. По окончании модуля участники программы, представляющие 150 средних образовательных учреждений, сдавали зачет, по завершении программы – экзамен. По словам председателя российского общества «Знание», теперь в соседней стране есть сеть наших друзей, которые готовы участвовать в реализации новых проектов.
Университет 20.35 как платформа
На форуме выступила член Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации, директор Института управления и социально-экономического проектирования РЭУ им. Г. В. Плеханова Надежда Сурова. Она рассказала о преимуществах экосистемы Национальной технологической инициативы (НТИ). Один из элементов НТИ – Университет 20.35 – сочетает в себе исследовательскую, образовательную организацию сетевого типа и ИТ-компанию. Ресурсы ИТ-компании направлены на создание образовательных платформ, проверку рыночных гипотез относительно цифровых образовательных инструментов, разработку стандартов для развития экосистемы цифровых платформ в образовании. Университет предлагает кейс обучения. После пошаговой диагностики в процессе выполнения заданий машина подбирает для него индивидуальный образовательный маршрут. В выступлении говорилось о 115 курсах, доступных для желающих получить навыки для работы в условиях цифровой экономики.
Конкуренция в цифровой гонке
Генеральный директор Фонда ВЦИОМ Константин Абрамов привел экспертные оценки в области цифровой грамотности, готовности к цифровой эпохе. Опросы проводились среди участников программы «Россотрудничества» в разных странах. Собранная информация находится в стадии обработки. По мнению представителей экспертного сообщества, сегодня следует обратить внимание на такие проблемы, как дефицит цифровых компетенций у преподавателей, которые трудятся в России и за рубежом, неумение организовать работу учащихся в онлайн-среде.
Русская средняя школа отчасти парализована из-за невозможности освоить групповые форматы работы с помощью онлайн-инструментов. Технологии есть, но они не всегда доступны учителям. Еще одна проблема, на которой заострили внимание эксперты, – отсутствие навыков геймификации учебного процесса. Именно эти навыки помогают доносить знания до современных учеников. Решать поставленные проблемы предстоит оперативно, если мы намерены бороться за цифровые кадры в гонке цифровых экономик.