С 5 мая текущего года на территории Российской Федерации вступили в силу новые Правила идентификации пользователей в мессенджерах – теперь она будет происходить только по номеру телефона. Премьер-министр Правительства России Дмитрий Медведев подписал соответствующее постановление в октябре 2018 г.: в документе говорится, что новые Правила идентификации пользователей вступают в силу через 180 дней с момента опубликования постановления.
Если же обратиться к истории вопроса, то Президент России Владимир Путин еще в июле 2017 г. утвердил закон о мессенджерах от 27.07.2006 №149-ФЗ, который и ввел в наше законодательство само понятие «мессенджер», а также установил обязанности подобных сервисов. С 1 января 2018 г. вступили в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях, обязывающие мессенджеры идентифицировать пользователей по абонентскому номеру и предусматривающие штрафы за несоблюдение законодательства.
В новых Правилах говорится о том, что «организатор сервиса обмена мгновенными сообщениями осуществляет идентификацию пользователей … путем достоверного установления сведений об абонентском номере подвижной радиотелефонной связи … на основании договора об идентификации, заключенного организатором сервиса обмена мгновенными сообщениями с оператором подвижной радиотелефонной связи. В целях осуществления идентификации абонентский номер, выделенный пользователю сервиса обмена мгновенными сообщениями, предоставляется пользователем сервиса обмена мгновенными сообщениями организатору сервиса обмена мгновенными сообщениями. Для подтверждения абонентского номера организатор сервиса обмена мгновенными сообщениями предлагает пользователю совершить действия с использованием этого абонентского номера, позволяющие достоверно установить, что сообщенный абонентский номер при регистрации в сервисе обмена мгновенными сообщениями используется пользователем».
При этом стоит обратить особое внимание на 4-й и 5-й пункты правил. Так, в 4-м пункте указывается, что «при поступлении запроса от организатора сервиса обмена мгновенными сообщениями оператор подвижной радиотелефонной связи обязан предоставить организатору сервиса обмена мгновенными сообщениями информацию о наличии (отсутствии) в базах данных сведений об абоненте (пользователе) абонентского номера в течение 20 минут с момента получения указанного запроса по электронным каналам связи, указанным в договоре об идентификации».
А в 5-м пункте новых правил четко прописано, что «организатор сервиса обмена мгновенными сообщениями обязан не допускать передачу электронных сообщений пользователям сервиса обмена мгновенными сообщениями без прохождения процедуры идентификации».
В случае расторжения договора с оператором пользователь должен будет в течение суток сообщить об этом мессенджеру, после чего будет проводиться повторная идентификация. Пользователям, авторизованным до вступления новых Правил в силу, не нужно будет заново проходить идентификацию, если данные оператора и мессенджера совпадут.
Отметим также тот факт, что и до вступления новых Правил идентификации в силу мессенждеры проводили авторизацию пользователя с помощью кода, высылаемого в SMS-сообщении. За отказ работать по новым Правилам для мессенджеров предусмотрены серьезный штраф в размере 1 млн руб. и блокировка.
Всего в Правилах идентификации пользователей информационно-телекоммуникационной сети Интернет организатором сервиса обмена мгновенными сообщениями значатся семь пунктов, С этим документом от 27.10.2018 за номером № 1279 можно ознакомиться на официальном интернет-портале правовой информации по адресу: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201811060001?index=0&rangeSize=1
Таким образом, новые правила позволили закрыть брешь в правовом пространстве, которая ранее мешала органам власти расследовать соответствующие преступления. Несомненно, что повышение прозрачности и открытости Рунета укрепит безопасность российской коммуникационной среды, что будет в равной мере полезно и гражданам, и государству.
Что же касается технической стороны вопроса, то все требования, которые новые Правила предъявляют к исполнителям, достаточно легко выполнить. В самом деле, в отличие от закона Яровой они не требуют каких-то чрезвычайно больших инвестиций в работающую ИТ-инфраструктуру операторов связи.
Строго говоря, данный законодательный акт лишь вводит в правовое поле те отношения, которые уже фактически действуют в России (идентификация по номеру телефона), так что с точки зрения рядовых абонентов вообще ничего не изменится.
Пожалуй, единственным проблемным моментом остаются мессенджеры, которые, как считают российские операторы связи, не заинтересованы в сотрудничестве. Однако здесь в игру вступят другие силы: Россия за последние годы уже достаточно четко показала своим западным партнерам, что у нее есть все необходимые рычаги воздействия на «непослушных» представителей киберпространства. Вряд ли владельцы западных мессенджеров посмеют портить отношения с государственными ведомствами, что грозит им как репутационными потерями, так и, в конечном итоге, потерей российского рынка.