Беспилотные автомобили все ближе — уже появляются первые работающие прототипы, которые можно покупать и внедрять. Но технологии автономных роботов, которыми по своей сути и являются беспилотные автомобили, сейчас находится на перепутье — происходит выбор между полностью автономной технологией и роботами, прочно привязанными к дорожной или объектовой инфраструктуре.
Суверенные или управляемые
Дело в том, что полностью автономные беспилотники оказываются очень дорогими. Чтобы ориентироваться в пространстве и предсказывать событий на дороге они должны очень много знать — положение и скорость всех автомобилей на дороге с достаточно большой точностью, карту местности, состояние дороги, знаки, сигналы светофоров и многое другое. С помощью одного машинного зрения подобную информацию не получить — слишком много нужно распознавать объектов и символов. Поэтому беспилотные автомобили приходиться снабжать большим количеством датчиков: сонаров (действуют до 2 метров), оптических камер, лидаров (от 2 до 120 метров) и даже радаров (километры). Если автомобиль движется на большой скорости, то просто необходимо предсказывать дорожную ситуацию на несколько километров вперед. В результате, беспилотник оказывается хоть и самостоятельной, но очень дорогой, а стоимость компактных лидеров и радаров пока снизить затруднительно.
По такому пути развития своих продуктов идут практически все мировые производители, среди которых есть и «Яндекс», и «Сбер». Они заинтересованы в создании дорогих продуктов, которые могут функционировать везде без привязки к качеству дорог и транспортной инфраструктуры. Для удовлетворения первичного спроса достаточно именно таких автомобилей, которые могут помочь в решении наиболее насущных проблем, однако массовым такие решения вряд ли станут, поскольку налицо большое дублирование различных систем, которые, вполне возможно, будут конфликтовать друг с другом на дороге. Дело в том, что лидары и радары являются активными системами, то есть излучают свои сигналы, и пока не совсем понятно, что произойдет, если сигналы от различных автономных автомобилей будут пересекаться. А ведь это должно произойти при массовом использовании технологий. В результате наиболее дорогие компоненты в самый неожиданный момент могут начать «сбоить».
Более простыми, дешевыми и практичными могут оказаться решения, привязанные к инфраструктуре интеллектуальной транспортной системы (ИТС). В этом случае вся дорожная информация собирается датчиками инфраструктуры — камерами видеонаблюдения, скорости, полосности, определения номеров и многими другими. Эта информация собирается в центр управления, где формируется объективная картина дорожной ситуации. Беспилотные же автомобили, включенные в такую систему, смогут понимать не только положение ближайших автомобилей и дорожную ситуацию в пределах видимости, но и получать сведения из центра управления о том, что они не в состоянии самостоятельно увидеть. Например, когда запланировано переключение светофора. Они могут оптимизировать собственную скорость так, чтобы приехать к перекрестку с правильно включенными сигналами светофора. Правда такие беспилотники уже нельзя будет назвать автономными, но скорее управляемыми извне. В этом случае количество датчиков в них может быть сильно сокращено — достаточно камер и сонаров, которые сейчас дешевы. Это позволяет сделать сами мобильные устройства очень простыми, дешевыми и легко заменяемыми — основные же затраты придутся на создание инфраструктуры.
По такому пути развития прошла компания Evocargo, разработавшая достаточно простых мобильных роботов, которые только за счет собственных датчиков — камер и сонаров — двигаются на скоростях до 8 км/ч. Для увеличения скорости им уже нужна поддержка инфраструктуры. Их текущие продукты предназначены для закрытых площадок — рынок подобных решений сейчас уже начинает формироваться. Однако компания ведет разработки и большегрузных роботов, которые будут двигаться по дорогам общего пользования, однако они точно потребуют поддержки со стороны инфраструктуры. К счастью, сейчас в России создается инфраструктура платных дорог, которая строиться уже вместе с ИТС. Примером является ЦКАД — транспортное кольцо вокруг Москвы. Однако строятся и другие аналогичные магистрали: перегоны Хельсинки-Санкт-Петербург, Санкт-Петербург-Москва, Москва-Казань и другие. Целью программы развития платных дорог является построение коридора между Финляндией и Китаем по территории России. Если грузы по ним смогут перевозить роботы, то это сильно удешевит транзит и сделает его экономически эффективным.
Аналогия с телекомом
Следует отметить, что аналогичная ситуация была в свое время в области радиосвязи. Изначально были созданы рации, которые могли связываться друг с другом, однако они были очень дорогими. Потом же появилась технология мобильной связи, которая позволила сделать сам мобильный терминал достаточно дешевым, поскольку все задачи по организации канала между абонентами взяла на себя инфраструктура мобильного оператора, которая является достаточно дорогой. Тем не менее за счет массового предоставления услуг вложения в инфраструктуру окупаются. Скорее всего, по аналогичному пути будет развиваться и рынок беспилотных автомобилей — на базе построенной инфраструктуры ИТС будут созданы достаточно дешевые автомобили-беспилотники, которые будут программироваться из центра по алгоритмам управления флотилией роботов. Автономные же беспилотники, скорее всего, также получат возможность взаимодействовать с инфраструктурой, но не потеряют возможности перемещаться и за ее пределами.