Клуб IT&Digital директоров «я-ИТ-ы» провел при помощи Zoom перекличку своих членов под названием «Пока «я-ИТ-ы» дома», в котором приняли участие более сотни специалистов от Петропавловска-Камчатского до Калининграда. По словам Павла Клепинина, учредителя «я-ИТ-ы», сейчас в клуб входят 425 специалистов, причем 20 из них были добавлены в последние две недели. Сейчас в режиме самоизоляции клуб проводит два мероприятия: конкурс красоты среди девушек, связанных с ИТ, а также «Интеллектуальные бои» на базе платформы компании «Лабмедиа».
Впрочем, клуб создавался не столько для развлечения, сколько для обмена опытом – этому и была посвящена прошедшая zoom-конференция. Так, ИТ-директор «Шамса-Холдинг» Эдгар Алексанян рассказал о том, что происходит в Петропавловске-Камчатском. Он отметил, что в современных условиях пришлось быстро перейти на электронную подпись. Он даже пошутил, что этапы развития технологий следующие: промышленная революция, цифровая экономика и COVID-19. Компаниям пришлось спешно перейти на удаленную работу в режиме «тонкого клиента» с помощью публикации рабочего стола – именно так работают из дома 90% сотрудников. В регионе два провайдера – «Ростелеком» и «ИнтерКамСервис» (IKS), которые обеспечивают подключение предприятий региона к Интернету. Никаких проблем с подключением замечено не было. Для передвижения по городу были выданы справки, но цифровой режим контроля до недавнего времени не вводился.
Из Екатеринбурга слово взяла ИТ-директор UstaGroup HoReCa Юлия Жукова. Ее компания владеет сетью отелей и ресторанов в Екатеринбурге. На конец марта были отменены все мероприятия и бронь отелей. Два отеля сети были полностью закрыты, а один остался работать с загрузкой 10%. В основном ими пользуются командированные специалисты, которые настраивают в Екатеринбурге производство ИВЛ. Был также случай, когда в гостиницу были помещены медики одной из больниц для самоизоляции.
Для ресторанов еще в прошлом году компания сформировала единую службу доставки, которая очень хорошо сработала во время кризиса. Была организована продажа бизнес-ланчей в немногочисленные работающие офисы и полуфабрикатов для людей, которые находились в режиме самоизоляции. Загрузка ИТ-отдела сократилась на 20%, что дало возможность заняться приведением в порядок оборудования. Ожидается, что расходы на ИТ будут минимальными, поэтому пользоваться будут услугами только лояльных поставщиков, т. е. тех, кто сможет войти в трудное положение компании.
В перекличке также принял участие ИТ-директор винного холдинга АРИАНТ Алексей Марков. Офис компании располагается в Челябинске, хотя владеет он виноградниками и питомниками в Краснодарском крае. Собственно, компания и так работает на удаленке в течение пяти лет, поэтому для нее переход был достаточно простым. Однако оказалось, во время самоизоляции потребление продукции компании существенно сократилось, поскольку денег на приобретение у народа оказалось не очень много. Кроме того, некоторые регионы, в частности, Екатеринбург, ввели ограничение на продажу алкоголя.
В перекличке участвовал и начальник УИТ ССЗ «Вымпел» Александр Громцев из Рыбинска. Его завод входит в концерн «Калашников», поэтому продолжает работать и во время пандемии, правда, он переведен на производство масок и санитайзеров. В течение трех дней завод выполнил все требования «Роспотребнадзора» по гигиеническим нормам, замерам температуры, социальной дистанции, санитарной обработке и др.
Часть сотрудников была переведена на удаленную работу – взаимодействие координировалось через чаты в Telegram. Вся удаленная работа сотрудников записывалась в специальные журналы, информация анализировалась на предмет затрат рабочего времени. Все действия сотрудников фиксировались в системе учета на основе Jira, которая была развернута уже достаточно давно. Однако прежде отдельные операции, на которые уходило не более пяти минут, разрешалось не регистрировать, а при удаленной работе фиксировались всё. Оказалось, что в таком режиме вполне могут работать достаточно много сотрудников: конструкторы, технологи, нормировщики, бухгалтерия.
Самым «восточным» выступающим был ИТ-директор торгового центра «Бауцентр» в Калининграде Алексей Затопляев. Его компания занимается торговлей строительными материалами, которая должна была закрыта. Компании пришлось перейти на доставку товара через сайт. Ранее это приносило всего 5% прибыли, сейчас – все 100%. При этом сотрудники были переведены на доставку товара. Небольшие заказы они выполняли на собственных авто – это оказалось дешевле, чем пользоваться услугами такси. Проектный офис был временно закрыт, а его персонал направлен на продвижение продаж через сайт. В результате количество заказов в день увеличилась до 4 тыс., а средний чек вырос в три раза.
В процессе переклички был проведен опрос участников, который показал, что только 2% были отправлены в отпуск, причем оплачиваемый. Все остальные компании продолжают работать, большая часть (53%) не перешла на удаленную работу и функционируют в прежнем режиме. На удаленную работу перешли 45% участников совещания. Конечно, выборка не очень репрезентативная, однако она показывает, что компании, которые имеют хорошую ИТ-службу продолжают работать и могут даже участвовать в обмене опытом со своими коллегами.
Валерий Коржов