Третья конференция «ИT в ритейле», организованная компанией infor—media Russia, прошла в сентябре в Москве. На протяжении двух дней ее участники обсуждали тенденции развития отрасли, прокладывали «идеальный маршрут к сердцу клиента через ноу-хау», представляли лучшие практики и демонстрировали свои решения на стендах выставки, развернутой в фойе. Повышенное внимание к потребительскому опыту, роли информации в привлечении и удержании покупателей, возможностям решений Big Data и облачных технологий – лишь некоторые темы, послужившие отправными точками для дискуссий во время пленарного и секционных заседаний, мастер-классов, сессий вопросов и ответов.
Если проследить процесс эволюции ритейла с 2000-х гг., то на смену одноканальности в 2008 г. пришел этап мультиканальности, а уже в 2010 г. в отрасли настало время кроссканальности. Примерно два года назад зашла речь об омниканальности, в условиях которой границы между каналами продаж размываются. При этом точки, в которых можно совершить покупку, буквально преследуют потребителей. Например, в витринах-плакатах южнокорейской подземки можно выбрать необходимый товар, сфотографировав с помощью своего мобильного устройства двумерный штрихкод. Этого достаточно для формирования заказа по доставке товаров домой.
По мере расширения торговым предприятием каналов продаж (веб-сайты, мобильные приложения, социальные сети, магазины всплывающих окон, электронные купоны и т. д.) значительно возрастают шансы завоевать внимание покупателя к реализуемым товарам. Важными слагаемыми развития бизнеса являются программы лояльности и повышение эффективности электронной коммерции. Внедряемые ИТ-решения, мобильные технологии меняют не только торговые предприятия, но и потребителей. Для современного покупателя особую ценность представляет информация. По данным компании Informatica, 90% потенциальных покупателей теряют интерес к продукту, а 33% отказываются от покупки, если не получают достаточной информации.
Сила электронной коммерции в визуальности, возможностях сравнивать продукцию, получать рекомендации о товарах, в том числе от других покупателей. Реализация подобного функционала требует применения современных систем управления информацией PIM (Prodact Information Management). Повышение эффективности интернет-продаж в большой мере зависит и от того, насколько комфортным является для онлайн-пользователя предлагаемое обслуживание (быстродействие интернет-ресурса, техподдержка, позволяющая при необходимости помочь завершить сессию и совершить покупку).
По словам представителей компании Dell Software, в текущем году ритейл стал проявлять интерес к средствам мониторинга ИТ-инфраструктуры, приложений и отдельных сервисов. В частности, компания представила на форуме линейку своих продуктов для мониторинга, позволяющих установить наличие проблем с производительностью корпоративных приложений, отдельных их компонентов, до того как это заметят конечные пользователи. Среди преимуществ этих решений – комплексность мониторинга, высокий уровень визуализации и единый графический интерфейс, быстрое развертывание и низкая стоимость владения. После внедрения подобных инструментов объем продаж, утверждают в компании, может вырасти на 30%.
Один из выводов, к которому пришли участники дискуссий, состоит в том, что рынок ритейла готов к внедрению технологий работы с большими данными. В частности, этим можно объяснить участие в конференции разработчиков программных продуктов, для которых ритейл – относительно новый сегмент рынка. Например, компания «Петер-Сервис» представила в выставочной экспозиции форума решения, основанные на технологиях Big Data. Сотрудники компания рассказывали потенциальным заказчикам о кейсах, связанных с оптимизацией программ лояльности, анализом социальных сетей и прогнозированием «пробок» в супермаркетах.
По традиции организаторы конференции постарались разнообразить формат проведения дискуссий, чтобы всем желающим представилась возможность высказать разные точки зрения, например, относительно будущего в ритейле. Очередной этап развития отрасли специалисты связывают с понятием релевантности (способности сделать покупателю предложение, отвечающее его предпочтениям). Конкуренция за потребителя в онлайн-среде стимулирует спрос на технологии персонализированных предложений клиенту.