ИТ-стартапы в сезон венчурной зимы

В рамках публичной дискуссии, организованной компанией Artezio (группа ЛАНИТ), эксперты, имеющие опыт инвестирования, обсуждали будущее ИТ-стартапов в России. Речь шла о реализации технологических идей в новых экономических условиях, специфике создания команд, поиске инвесторов и выборе инструментов, помогающих обеспечить начинающим компаниям устойчивое развитие.

Начался разговор с вопроса, а живы ли сегодня стартапы, не завершилась ли «золотая лихорадка» поиска идей и команд, которые можно недорого профинансировать в надежде выгодно продать? По мнению директора Центра инноваций ЛАНИТ Александра Родионова, основной фактор, способствующий появлению новых бизнесов, – это изменения (жизни, экономики, традиционного уклада). В такой период высвобождаются части рынка, что создает огромные возможности. Российскую экономику сейчас нельзя назвать скучной. Многое меняется в связи с уходом западных поставщиков и общим изменением международных отношений. В Центре инноваций видят большие сегменты рынка, которые раньше были закреплены за традиционными игроками, а теперь открыты. У новых команд есть возможности их занять.

С такой точкой зрения согласился основатель компании SlickJump, сооснователь компаний Parallels, Acronis Максим Цыпляев – ниши на локальном рынке действительно появились. В то же время по мере ограничения количества инвестиционных денег, которые прежде давали всем подряд под идею, прототип и т. д., меняется отношение к тому, во что инвестировать. Как показал опыт финансирования идей, прототипов, из заявленного на плаву оставалось не так много, а если откровенно, то очень мало. И это не совсем модель венчурного фонда. С другой стороны, вариантов для инвестиций на локальном рынке становится больше.

Прежде инвесторы стремились к созданию на отечественном рынке продуктов, которые можно продавать в глобальном масштабе. Сегодня сложно прогнозировать, как будет развиваться ситуация. Россия – это всего 2,5–3% мирового ИТ-рынка, инвестиционный потенциал локального рынка ограничен, хотя ниш на нем много. Время покажет, как удастся адаптироваться к ситуации и научиться выводить продукты на соседние рынки. Известны способы клонировать продукты и команды: здесь под одним брендом, там под другим и т. д. Но это сопряжено с расходами, которые если не удваиваются, то в 1,5 раза увеличиваются точно. В глобальном смысле ситуацию можно расценивать «как позитивную, но не без нюансов». Безусловно одно – «сумасшедших» денег под идею стало значительно меньше.

По словам управляющего партнера SoftwareLead.Pro, учредителя сообществ основателей стартапов SPB Founders и успешных ИТ-экспортеров ExportNow Виталия Янко, венчурные инвесторы не горят желанием вкладываться в то, что сейчас финансирует государство за счет «вертолетных» денег – грантов фондов. В России деньги раздают в космических масштабах, особенно с весны, в частности, под обязательство создать компанию в конце отчетного года. Многие ИТ-бизнесы поспешили учреждать венчурные студии, мини-акселераторы, прототипируя за счет государства небольшие по капитальной емкости решения. Традиционный бизнес переходит к тому, чтобы развивать экспорт, но не ломиться в полузакрытые двери Европы, Северной Америки. Бизнесы, которые не стали венчурными, интересуются грантовой поддержкой. «Сбился со счету, сколько сейчас программ, наверно, больше пяти, по которым раздаются в среднем от 4–5 млн руб. до нескольких десятков и даже сотен миллионов рублей под рост на глобальных рынках. Понятно, что фокус теперь на страны Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, благоприятную для российских разработчиков Южную Америку, где не то чтобы идет импортозамещение, но, по крайней мере, наблюдается отказ от супердорогого американского и европейского софта», – сказал эксперт. В целом ситуация неоднозначная.

Обращает на себя внимание еще одна тенденция. В отличие от американских компаний, которые предпочитают пользоваться микросервисами и не раздувать штат, наши предприниматели, привыкшие действовать самостоятельно, стремятся аккумулировать у себя все компетенции (на все случаи жизни). И в результате зачастую оплачивают создание очередного велосипеда.

На рынке бум сервисных компаний, которые помогают качественно оформить грантовые заявки, отчеты, время акселераторов. В настоящее время можно найти себя и в венчурной сфере, если профинансировать на ранних стадиях через альтернативные грантовые источники, и в классическом бизнесе, экспортном, если не стучаться в закрытые двери.

За последние несколько месяцев рынок стран Западной Европы и Северной Америки захлопнулся для российских стартапов, отметил вице-президент департамента проектного и структурного финансирования, руководитель дирекции финансирования «Газпромбанка» Тимур Беликов. Индустрия венчурного финансирования, основанная на раундовой системе и позволявшая выходить на рынки Европы и США, взяла паузу. С другой стороны, в России достаточно ниш для запуска стартапов на основе дивидендной, а не венчурной модели. Можно, например, выбрать сферу малого и среднего бизнеса, открыть компанию по франшизе, во взаимодействии с опытными партнерами.

За последние три года сформировался тренд на розничные синдикаты. Появился класс инвесторов, готовых скидываться (по 5–10 млн руб.), чтобы «поднимать» интересные проекты. Если раньше на рынке доминировали только банки и фонды, то теперь появилась еще одна мощная сила – розничные инвесторы, которые могут объединяться для реализации проектов в сервисе, реальном секторе экономики. Ситуация на фондовом рынке остается непонятной, и большое количество инвесторов с деньгами пока не понимают, куда их вкладывать, что может обеспечить доходность на уровне 20–25% годовых в рублях. По мнению эксперта, они могут объединяться через инвестиционные клубы и запускать проекты после определенной фильтрации. Это может стать точкой роста для российской экономики.

«Венчурной зимой» назвал происходящее сейчас на глобальных венчурных рынках директор по стратегии и сооснователь Napoleon IT, член жюри на финалах конкурсов грантов Московской школы управления «Сколково» Руслан Ахтямов. В России наблюдается суверенизация венчурного рынка в условиях, когда существенно сокращается объем капитала. Но в нашей стране исторически малая доля технологических предпринимателей на душу населения, в отличие от рынков США и Западной Европы. В то же время «при большом количестве мер поддержки технологического предпринимательства наблюдается дефицит объектов поддержки – настоящих толковых команд, имеющих истории успеха и способных тащить задуманное от идеи до реализации проектов. Их очень мало. Поэтому оценка ситуации неоднозначная», – поделился эксперт.

В марте наблюдалась первая эмоциональная релокация предпринимателей, большая часть которых сейчас возвращается в Российскую Федерацию. Однако продолжается подготовка второй волны – уже осмысленной релокации, которая будет значительно более масштабной, чем первая. Не исключено, что в людях потеряем еще больше, – прогнозирует Руслан Ахтямов. Он поддержал тезис о венчурных стартапах и дивидендных компаниях, которых на фоне мобилизации предпринимательства будет много, они смогут находить новые ниши и расти. Что касается настоящих технологических стартапов, то в условиях полностью закрытого венчурного рынка, уменьшения объема капитала, невозможности привлекать деньги на западных рынках (инвесторам с российскими паспортами) это расценивается в качестве одной из фундаментальных проблем.

В России наиболее популярной оставалась модель «посмотреть, как на Западе и сделать здесь», напомнил Максим Цыпляев. Хорошо, если рынок, как у Яндекса, и достаточно ресурсов. Локальные истории делать «под Россию» тяжеловато, поскольку уровень инвестиций в технологии – плюс-минус такой же, а рынок в 30 раз меньше. Чтобы быть успешным там, необходимо, чтобы твой продукт был лучше других. При наличии конкурентных технологий, которые в чем-то превосходят глобальные, проще развивать компанию, сделать бизнес прибыльным. Эксперт рекомендует не противопоставлять утилитарный прибыльный бизнес и высокотехнологичные истории, в которые нужно «заливать деньги из ведра». Любой проект при грамотном менеджменте можно сделать и дивидендным, и технологичным.

Рекомендации экспертов

По ходу обсуждения тенденций на рынке эксперты отвечали на вопросы начинающих инвесторов, делились рекомендациями. Например, чтобы свести к минимуму ошибки и количество набиваемых стартаперами шишек, участники дискуссии советовали реализовывать проекты с профильными инвесторами, экспертами, собирать в первую очередь сильную партнерскую команду, которая дополнит компетенции. Это фундаментальный фактор. Как показывает опыт, в России работают дивидендные модели («американская мечта» срабатывает редко), перспективна также модель, когда «компания развивается, не проедая кэш». Такие команды сохраняют шанс органично дорасти до больших интересных рынку компаний для покупки состоятельным профильным игроком.

По мнению участников дискуссии, продолжит развиваться рынок мобильных приложений, существуют определенные сложности у «игроделов», но они решаемы (известно про зеркалирование интеллектуальной собственности). Аналогичные кейсы есть в медицинских технологиях. Спасением для перспективных бизнесов эксперты назвали синдикаты с бизнес-ангелами на отечественном рынке. Строить планы приходится с ориентиром на азиатские рынке, страны Ближнего Востока. Голубую американскую мечту в бизнес «единорогов» можно поставить на паузу.

В современной России нужно объединяться, в частности, создавать площадки для акселераторов и отечественных корпораций, у которых есть деньги и которые заинтересованы в проведении R&D, НИОКР, развитии новых технологий, особенно востребованных на фоне санкций. По итогам анализа потребности в решениях можно составлять лист заявок. В другом перечне – разработчики, готовые взяться за перспективную тему и предлагающие свои ноу-хау. Если удастся состыковать их на базе бизнес-инкубаторов, акселераторов, которые помогут продукты запускать, тестировать и выводить на рынок, то возникнет необходимая энергетическая среда, появится импульс для развития и технологий, и экономики. Интуитивно кажется, что такая модель в России поможет перезапустить рынок, считают эксперты.

В заключение тезисно приведем ряд других мнений участников дискуссии. Развивать стартапы без привлечения инвестиций можно. ИТ-стартап – не завод: предприятие без инвестиций не построишь, а технологию можно создать и начать ее продавать, имея иной источник дохода. Привлечение средств стартапом нередко способствует потере мотивации, особенно в случае, когда кусок бизнеса оказывается уже не твоим.

В стране ощущается нехватка сложных наукоемких стартапов. В России рынок достаточно закрытый – язык, культура и т. д. В таких условиях непросто вести речь об инновациях. Когда существуешь на 3% глобального рынка, то находишься не в той конкурентной среде, которая мотивирует на дальнейшие инновации. Российские условия подталкивают к выбору более простых бизнес-моделей.

На вопрос, можно ли прийти в крупную российскую компанию с гениальной идеей, чтобы выгодно ее продать, представитель вендора ответил, что сегодня нужны не гениальные идеи, а основанные на реальности. При этом важно, кто автор идеи, каков его опыт, компетенции и т. д. На практике ни одной сделки с платежом за гениальную идею не было. В нашем мире идеи ничего не стоят. В бизнесе важно, кто ты относительно той идеи, с которой пришел к инвестору.

У непрофессионалов в ИТ есть шанс создать собственный технологический стартап. И для этого не нужно быть экспертом в программировании. Необходимо, во-первых, иметь дух предпринимателя и видеть окно возможностей там, где другим кажется, что его нет. Во-вторых, потребуется смелость «прыгнуть» в это окно вслепую (в бизнес-плане за окном всегда первый этаж, а в реальности оказывается, что десятый) и выжить после приземления. А в-третьих, ценна способность подняться по лестнице, чтобы сделать следующий прыжок вверх.

В качестве литературы, рекомендуемой к обязательному прочтению, эксперты советуют начать с книги Роберта Фитцпатрика «Спроси маму: как общаться с клиентами и подтвердить правоту своей бизнес-идеи, если все кругом врут?».

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Цифровой девелопмент

Подробнее
Спецпроект

Машиностроительные предприятия инвестируют в ПО

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку