Кадровые перестановки, отставки и назначения первых лиц в регионах оживили политическую ситуацию. В предвыборный год обновление губернаторского корпуса имеет далеко идущие последствия для социально-экономического развития территорий. Но в наибольшей мере приход новой команды управленцев сказывается на информатизации. Нет, пожалуй, другого направления или сферы деятельности в субъектах, уровень и темпы развития которой зависят от предпочтений, настроений, интереса к продвижению ИТ в первую очередь региональной, а не федеральной власти, и зачастую относительно небольшого количества персон.
Воля регионального руководства, внимание первого лица к внедрению информационных технологий в субъекте РФ – эти устойчивые словосочетания превратились в клише и штампы, которыми оперируют, когда рассказывают о результативных ИТ-проектах на форумах и конференциях. Мероприятия, которые уже не первый год проводятся Издательским домом Сonnect, хорошо иллюстрируют данное наблюдение и тенденцию, в частности, на примере ситуационных центров органов исполнительной власти, губернаторов. Как показывает опыт построения таких объектов, есть воля первого лица – находятся финансовые ресурсы, специалисты, которые выполняют расчеты, выбирают оборудование, осваивают методики, проектируют подсистемы и модули, по мере сил и возможностей заботятся о повышении эффективности СЦ, строят планы по его развитию. На примере региональных ситуационных центров отчетливо видно, что технологии, решения выбираются с оглядкой на предпочтения первого лица и его окружения, участвующего в выработке решений. А когда губернатор уходит в отставку, в функционировании СЦ возникает естественная пауза. Насколько быстро и состоится ли вообще перезагрузка объекта, созданного для принятия взвешенных управленческих решений, – большой вопрос.
Плановая или внезапная смена ключевых фигур в органах исполнительной власти, обновление губернаторского корпуса – сдерживающие факторы при реализации проекта «Безопасный город». Даже несмотря на то, что этот аппаратно-программный комплекс разрабатывается исключительно с привязкой к конкретному региону и предварительно проводятся десятки согласований на межведомственном уровне. Представители компаний, участвующих в реализации АПК «Безопасный город», сетуют на то, что начатые работы фактически приостанавливаются, а то и откатываются назад, когда очередная управляющая команда приступает к исполнению обязанностей в регионе. Как правило, новое руководство начинает с аудита уже сделанного, по ходу возникают вопросы – зачем, почему. Нередко предпринимаются попытки пересмотреть решения предшествующей команды. Такая же схема характерна для многих ИТ-проектов, реализация большей части которых требует времени, например, единой системы электронного документооборота, информационно-аналитических, бюджетных и других систем.
Не стоит забывать также, что формирование ИТ-команд в регионе из специалистов, способных мыслить системно и стратегически, и только при реализации такого подхода формулировать концепции, детализировать их до технических заданий, занимает немало времени.
В разгаре очередной сезон смены глав регионов, что само по себе, безусловно, позитивный фактор. Нахождение у власти неограниченное время – питательная среда для взращивания князьков и царьков регионального разлива, что, как правило, чревато негативными последствиями. Сменяемость власти – это прилив «свежей крови», шанс прихода к власти людей с новым опытом, уникальными идеями, современными подходами и видением решения проблем, с которыми не справились их предшественники. Это я к тому, что ротация чиновников и наемных менеджеров – благо, которое неразумно оспаривать, несмотря на существующие издержки. Однако у этой политической медали есть своя оборотная сторона – завышенная роль личности госслужащего, чиновника в осуществлении региональной информатизации. Большая часть реализуемых или планируемых ИТ-проектов попадает в жернова политического маркетинга. В результате их выполнение, если и не стопорится, то затягивается, откладывается на неопределенный срок. Получается своего рода замкнутый круг.
Так уж сложилось в процессе региональной информатизации, что вначале ИТ-специалисты стараются привлечь внимание главы субъекта и его команды к реализации проекта. (По ряду объективных причин без воли сверху крупные проекты запускать действительно значительно сложнее.) Но потом они же, если сохранят свои должности с приходом новой команды, вынуждены повторно стучаться во властные двери, чтобы заручиться поддержкой. По такому алгоритму действуют в ряде случаев и большие телеком-компании, интернет-провайдеры, чтобы закрепиться на региональном рынке при поддержке губернатора. Затем уже можно и не «расшибать лоб», заботясь о качестве услуг или развитии своих продуктов, если регион «схвачен», и «конкурентные» (сюда бы двойные кавычки!) условия вполне себе комфортные.
Как быть? Что делать, чтобы вывести процесс информатизации на региональном уровне из-под решающего влияния местных органов власти и полной зависимости от мнения первого лица? Пока этот вопрос остается открытым. В кулуарах одной из конференций высказывалась идея присваивать статус ИТ-проектам, реализация или развитие которых должны продолжаться при любой «политической погоде», независимо от того, какой год на российском дворе – предвыборный или нет. Возможно, это окажется своего рода защитой – так сказать, разновидностью политической ИТ-безопасности. Но пока ничего подобного нет. И накануне в новостных лентах появилось сообщение о том, что правительство очередного региона, на этот раз Красноярского края, отправлено в отставку.