ИТ-предпочтения ритейлеров

 87% ритейлеров заинтересованы во внедрении искусственного интеллекта. Выяснила компания КРОК в ходе исследования трендов ИТ в ритейле в 2023 г.

КРОК провел исследование среди ИТ-директоров крупных ритейлеров, целью которого было выяснить роль информационных технологий для предприятий сферы ритейла и FMCG, а также сформулировать прогноз по цифровому развитию в отрасли. Исследователи пришли к выводу, что бюджеты предприятий на цифровизацию увеличили 55% респондентов, а более 80% ритейлеров готовы инвестировать во внедрение аналитических систем.

В рамках исследования «ИТ в ритейле 2023» аналитики КРОК опросили более 50 ИТ-директоров, директоров по инфраструктуре и руководителей ИТ-направлений из крупных и средних компаний различных сегментов ритейла.

 

На этапе восстановления

Исследование продемонстрировало увеличение оборота за первую половину 2023 г. на 1,1%, после сокращения на 6,7% в 2022 г. Наибольший рост показали сегменты food-ритейла, e-commerce и маркетплейсы. Также отмечается активное замещение покинувших Россию брендов локальными производителями и ритейлерами.

Выручка крупных местных ритейлеров товаров для дома, одежды и косметики увеличилась на 13%, растет число новых офлайн-магазинов. Так, онлайн-гипермаркет «ВсеИнструменты.ру» планирует в ближайшей перспективе открыть 250 розничных магазинов, «Глория Джинс» более 130 магазинов, КАРИ 200 магазинов.

Главный приоритет бизнеса привлечение и удержание клиентов, что вызвано высокой конкуренцией и низким уровнем лояльности к новым брендам. 36% опрошенных заявили о необходимости роста и расширения бизнеса. В 2022 г. о расширении говорили только 25% ритейлеров, пока 75% были сосредоточены на сохранении ранее занятых позиций. 27% компаний заинтересованы в расширении партнёрств: поиске новых поставщиков и реализации совместных проектов. 23% ритейлеров назвали в качестве приоритетов обеспечение спроса, замещение ушедших брендов, оптимизацию расходов, сокращение издержек и увеличение среднего чека. Сохранение бизнеса как фокусную задачу отметили только 9% респондентов.

«Первый приоритет для нас – это наши клиенты, возможность предоставить им качественный сервис. Второй приоритет – это развитие, которое приносит экономическую эффективность. И третий приоритет – развитие целевых продуктов, повышение удобства процессов. Для достижения этих целей мы видим «цифру» одним из самых эффективных инструментов», – отметил ИТ-директор «Винлаб» Евгений Шингарёв.

 

Непрерывность бизнеса

 В контексте ИТ-приоритетов главными задачами продолжают оставаться обеспечение непрерывности бизнеса и борьба с уязвимостями инфраструктуры. Решение проблемы локализации и замещения вендоров стало менее актуальными по сравнению с 2022 годом благодаря отечественным продуктам и иностранному оборудованию, доступному на российском рынке, но продолжает оставаться значимым приоритетом в ритейле. Задачи по оптимизации процессов с помощью внедрения ИТ-решений выделяют 32% респондентов.

В 2023 г. 15% всех кибератак приходились на сферу ритейла. Сейчас большинство компаний используют или переходят на российские решения для обеспечения защиты ИТ-ландшафта. В то же время почти половина опрошенных респондентов не испытывает проблем с используемыми системами, часть интервьюируемых отмечает, что у них возникают сложности из-за отсутствия комплексных решений и высоких цен на отечественные продукты, представленные на рынке.

Горизонт планирования и бюджеты

 В 2022 г. многие компании находились в состоянии неопределенности и планировали на несколько месяцев вперед, в 2023-м горизонт планирования увеличился. Только 10% компаний планируют менее, чем на год, в то время как 40% опрошенных ритейлеров имеют горизонт планирования 23 года. Оставшиеся 50% компаний планируют на год.

Бюджеты на ИТ увеличили 55% компаний, опрошенных аналитиками КРОК, при этом 32% компаний нарастили бюджеты на цифровизацию и автоматизацию более чем на 20%. В первую очередь это связывают с инфляцией и курсовой разницей, а также вынужденной локализацией и вендорозамещением. Бюджеты на инновации и рисковые проекты предусмотрели лишь единичные компании.

«Ежегодно мы проводим опросы среди ИТ-директоров и руководителей ИТ-направлений, работающих в компаниях розничной торговли, и видим, что любой кризис просто подстегивает ситуацию, но основные тенденции остаются практически неизменными – оптимизация и борьба за каждого клиента. Для сетевых ритейлеров ИТ – не профильный бизнес, но уже и не просто статья расходов. Это инструмент, который направлен на достижение приоритетной цели – сокращение затрат, поэтому заказчики из отрасли достаточно критично оценивают инвестиции и внимательно считают каждый рубль, вложенный в ИТ, ожидая измеримых эффектов», – пояснил директор по развитию бизнеса в ритейле и FMCG КРОК Дмитрий Смирнов. 

Смена приоритетов

Технологии искусственного интеллекта (ИИ) интересны 87% респондентов, однако в том или ином виде их использует только 30%. Большинство опрошенных компаний ритейла использует технологии ИИ для работы с текстами и картинками вместо оптического распознавания символов (OCR), составления аналитических прогнозов, анализа рисков и выявления мошеннических действий, а также в маркетинге и рекламе.

В качестве барьеров для использования ИИ ритейлеры назвали отсутствие информации о релевантных рабочих кейсах, отсутствие полной и прозрачной законодательной базы, малое количество квалифицированных специалистов, а также сложности с обоснованием бюджета на внедрение ИИ внутри компании. Несмотря на проблемные вопросы, все респонденты видят большой потенциал технологии в области оптимизации производственных и бизнес-процессов.

«Пока ритейлеры используют ИИ в основном в качестве эксперимента, так как для получения наибольшей эффективности нейросети необходимо обучить на достаточном количестве качественных и свежих данных, что ещё просто не успели сделать. Кроме того, нужны большие вычислительные мощности и надежная и гибкая инфраструктура для обработки и анализа информации. Развертывать ее on-premise очень долго, дорого и сложно, поэтому размещать ИИ-проекты ритейлеры будут преимущественно в облаках. Это станет одним из важнейших драйверов развития облачного рынка. Чтобы соответствовать ожиданиям рынка, мы активно развиваем свою облачную экспертизу в отдельном бизнес-юните КРОК Облачные сервисы», – рассказал заместитель генерального директора по развитию бизнеса КРОК Валентин Губарев.

Необходимый базис

Почти все опрошенные планируют развивать мобильные приложения, особенно системы лояльности и интеграции и маркетплейсы. При этом респонденты отмечают, что готовых решений, отвечающих их запросам, на рынке пока нет. Это заставляет большинство компаний разрабатывать кастомные решения самостоятельно.

Более 80% ритейлеров используют аналитические системы, считая это «необходимым базисом для работы». При этом стоит отметить, что большинство компаний не смогли перейти на российские решения и ведут внутреннюю разработку систем отчетности. Big Data и хранилища данных используют реже, в основном крупные ритейлеры, имеющие дата-центры. Ритейлеры, которые занимают небольшую долю рынка, до 2022 года считали Big Data одним из ИТ-приоритетов. Сейчас они приняли решение временно отказаться от этого направления в связи с высокой стоимостью внедрения и сложно прогнозируемой экономической эффективностью.

По итогам исследования 2021 г. управление логистикой и складом были названы респондентами в качестве драйвера развития предприятий отрасли на три-пять лет. К 2023 г. только четверть ритейлеров имеют оцифрованные и роботизированные склады. Большинство компаний сосредоточили свое внимание на модернизации или вендорозамещении систем и модулей автоматизации.

К середине 2023 г. 80% компаний, принимавших участие в опросе, смогли найти решение проблемы в области ИТ-инфраструктуры, перейдя на российский и китайский софт. Сотрудничество с технологическими партнерами помогло бизнесу быстро отреагировать на изменения рынка и обеспечить бесперебойность процессов бесшовно и с минимальными рисками. Сегодня только крупные ИТ-компании могут предоставить системный и комплексный подход к обслуживанию ИТ, поэтому заказчики из отрасли очень внимательно относятся к выбору партнера, с которым будут выстроены долгосрочные отношения.

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Цифровой девелопмент

Подробнее
Спецпроект

Машиностроительные предприятия инвестируют в ПО

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку