Неоднократно обращалась к теме телемедицины, создания условий для ее развития в нашей стране. Вначале сетовала на то, что у жителей России нет доступа к таким услугам, на собственном опыте аргументировала, почему такая форма получения консультативной медицинской помощи нужна и в определенных случаях незаменима. Затем пыталась вникнуть, что именно препятствует внедрению подобных услуг на российских просторах. Казалось бы, наша территория с ее удаленными регионами и природно-климатическими условиями могла бы стимулировать спрос на все, что связано с применением компьютерных и телекоммуникационных технологий для обмена медицинской информацией и дистанционным общением со специалистом. Ведь очень многим необходимо бывает срочно скорректировать лечение хронической болячки, не причинив вреда себе или тому, за кем ухаживаешь, что зачастую случается при попытках самолечения.

Под занавес уходящего года можно сделать вывод, что лед тронулся. На днях ректор Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова объявил о намерении начать обучение по таким специальностям, как сетевой врач, ИТ-медик. В следующем году в учебную программу введут курсы постдипломной подготовки по этим направлениям, в планах – разработка отдельных программ в рамках бакалавриата. Без таких специалистов невозможно формирование новой модели здравоохранения.

Сбербанк в партнерстве с сетью медицинских центров анонсировал прототип проекта в сфере телемедицины – информационный киоск, позволяющий пациенту пообщаться с врачом в режиме видеосвязи и удаленно пройти обследование. Для процедуры получения электрокардиограммы кабину телемедицинского модуля оснастили оборудованием, которое автоматически передает результат исследования врачу через облако. В мае этого года Сбербанк приобрел контрольный сервис онлайн-записи к врачам в коммерческих клиниках и объявил о намерении формировать экосистему здоровья, маркетплейс. Со временем у желающих появится доступ к медицинским решениям от российских и зарубежных провайдеров. Первый киоск «#МодульЗдоровья», предназначенный для сотрудников Сбербанка, установлен в офисе учреждения в столице. Сообщалось, что один из топ-менеджеров банка уже прошел обследование. Теперь обсуждаются планы предложить услугу телемедицины клиентам банка.

Законодательная база, легализующая новую модель здравоохранения, подготовлена. Летом Госдума приняла закон, вступающий в силу на всей территории страны с 1 января 2018 г. Документом предусмотрены возможность удаленного общения посредством телекоммуникационных каналов связи в форматах «врач – врач» и «медицинский работник/врач – пациент», необходимость оформления документов, протоколов и карточек по результатам дистанционного консультирования. По желанию пациентов многие документы (рецепты, справки, выписки из историй болезни) могут быть выданы в электронном виде. А это все то, что при нынешних правилах вынуждает пациента идти в поликлинику, создавать дополнительные очереди в регистратуре, коридорах и у кабинетов профильных специалистов.

По словам представителей Общественного совета при Министерстве здравоохранения, готов пакет подзаконных актов, которые планируется утвердить в текущем году. Как только основной закон о телемедицине вступит в силу, технические и организационные положения, критерии и стандарты дистанционных услуг будут доступны руководителям медучреждений и практикующим врачам, обещают чиновники.

О потенциальном спросе на услуги телемедицины можно судить, в частности, на основе мобильного приложении «Яндекс.Здоровье». По словам представителей компании, в уходящем году проведены десятки тысяч консультаций для жителей российских городов и мегаполисов. Этот опыт может быть весьма ценным для совершенствования стандартов, для популяризации нового вида услуг в сфере здравоохранения и обучения телеконсультантов. Не исключено, что и тех самых ИТ-медиков, сетевых врачей, подготовку которых анонсировали в Медицинском университете им. И. М. Сеченова.

В преддверии нового года поймала себя на мысли, что услуга, за доступность которой не раз ратовала в своих заметках, вызывает двоякие чувства. Онлайн-сервис как форма оказания медицинской помощи, безусловно, должен быть, но обращаться за ним хотелось бы как можно реже. Таково мое главное пожелание читателям по случаю наступления 2018-го.

www.connect-wit.ru

 

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Цифровой девелопмент

Подробнее
Спецпроект

Машиностроительные предприятия инвестируют в ПО

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку