Артем ШАХВЕРДЯН, начальник управления системной экспертизы центральных банковских и интеграционных систем, «Альфа-Банк»
По масштабу центральной банковской системы и ее ИТ-ландшафта «Альфа-Банк» находится на уровне крупнейших банков мира. Функционал системы превосходит рамки обычной АБС, в ней централизованно обрабатывается информация по всем направлениям бизнеса банка, ведущимся по всей России, – корпоративному, розничному, интернет-банку и содержится ключевая информация о клиентах. Центральная банковская система развивается колоссальными темпами: по объемам данных и количеству транзакций она растет на 30–40% в год. По мере роста центральной банковской системы развивается и ее ИТ-ландшафт. При выборе ИТ-решений во главу угла ставятся требования надежности, производительности, отказо- и катастрофоустойчивости, а также возможности быстрого масштабирования.
Для построения ИТ-ландшафта ключевой системы банка изначально была выбрана платформа IBM, поскольку используемое банком комплексное решение АБС Equation компании Misys адаптировано для работы с базой данных, интегрированной в операционную среду IBM i. Но преимущество IBM i не только в этом: помимо базы данных IBM i включает в себя операционную систему и средства управления. За счет этого снимаются риски конфликта между ОС и базой данных, упрощаются установка обновлений, управление жизненным циклом операционной системы и базы данных осуществляется в рамках единого процесса, а техническая поддержка – через единый центр. Это упрощает обслуживание и минимизирует риски отказа центральной системы.
Около пяти лет назад для защиты центральной банковской системы был создан территориально распределенный ЦОД и реализован проект по резервированию системы. В проекте применялись решения enterprise-уровня, способные обеспечить наивысшую отказоустойчивость – серверное оборудование IBM Power Systems и системы хранения линейки DS8000. Для защиты данных было выбрано ПО компании Vision Solutions, которое обеспечивает репликацию и переключение между площадками.
В целом при развитии своих ИТ-систем «Альфа-Банк» придерживается мультивендорного подхода. Процесс выбора ИТ-решений в банке стандартизован, в разработанном стандарте прописаны категории решений, рекомендуемых для построения информационных систем класса core и mission-critical. При подготовке проекта проводится сравнение предлагаемых вендорами решений по всем характеристикам, включая функционал, стоимость приобретения и владения, их тестирование и пилотирование. Например, в недавнем проекте по автоматизации корпоративной системы управления персоналом на базе SAP платформа IBM Power Systems была выбрана не потому, что она была единственно возможной, а потому что она показала наилучшие характеристики. Но что касается центральной банковской системы, использование для нее платформы IBM мы находим практически безальтернативным.
Ценная опция, которую предлагает IBM в составе решений Power Systems и которой активно пользуется банк, – Capacity on Demand. Она позволяет изначально закупить целевую конфигурацию, но при этом платить только за используемый ресурс. По мере необходимости можно активировать дополнительные процессоры, оперативную память, элементы ввода-вывода в онлайн-режиме, а также виртуализировать все ресурсы и перераспределять их без остановки системы. Это существенно сокращает время на модернизацию ИТ-ландшафта.
При эксплуатации основных систем развитие и модернизация ИТ-ландшафта – процесс постоянный и непрерывный. Поэтому важно, чтобы у заказчика был создан центр экспертизы, в который входят не только администраторы, но и системные архитекторы. В банке создан сильный центр экспертизы по операционной среде IBM i, а тесные партнерские связи с вендором позволяют ИТ-специалистам банка изучать особенности технологий IBM в области hi-end-систем. И за все годы сотрудничества вендор не дал банку повода усомниться в правильности выбора ключевого партнера.