Министерство науки и высшего образования России не поддерживает инициативу по введению в вузах должности проректора по цифровизации, при этом университеты могут самостоятельно распределять должностные обязанности между сотрудниками. Об этом сообщили ТАСС в понедельник в пресс-службе Минобрнауки.
Минобрнауки против «Института прогрессивного образования»
Ранее АНО «Институт прогрессивного образования» предложила ввести в школах, техникумах и вузах России с нового учебного года должность ИТ-директора (завуча или проректора по цифровизации), который отвечал бы за цифровизацию учебного процесса. Письмо с соответствующей инициативой было направлено главе Минпросвещения РФ Сергею Кравцову, главе Минобрнауки РФ Валерию Фалькову, главе Минцифры РФ Максуту Шадаеву. Уточняется, что на ИТ-директора должен быть возложен широкий комплекс задач, связанных с цифровизацией образовательного процесса, они помогут выстроить цифровые процессы по управлению образовательной организацией.
«Отвечая на вопрос о должности проректора по цифровизации, хотелось бы отметить, что такая должность отсутствует в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, утвержденном Минздравсоцразвития России в 2011 году. В связи с этим поддержать указанную в запросе инициативу не представляется возможным», – сообщила пресс-служба.
В министерстве отметили, что согласно закону об образовании, вузы обладают автономией в осуществлении административной деятельности, к их компетенции также относится прием на работу сотрудников и распределение их должностных обязанностей. «Образовательные организации высшего образования вправе самостоятельно определять цели и задачи, разрабатывать стратегии цифровой трансформации, а также назначать сотрудников, ответственных за цифровую трансформацию», – сообщили в пресс-службе.
Цифровизация вузов
В пресс-службе сообщили, что мероприятия по финансовой и методической поддержке цифровизации вузов в настоящее время проводятся в рамках ключевой инициативы «Цифровая образовательная среда» общенационального плана действий. В рамках плана высшими учебными заведениями разрабатываются программы цифрового развития, главным целевым индикатором реализации которых является внедрение образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
В 2020 году 44 подведомственных Минобрнауки РФ вуза разработали программы цифрового развития и получили поддержку, в 2021 году планируется, что более 90 университетов подключатся к инициативе. С 2022 года данное мероприятие будет реализовываться в рамках федерального проекта «Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров» нацпроекта «Наука и университеты» на конкурсной основе в форме грантов на реализацию программ цифрового развития.
Как уточнили в пресс-службе, за цифровую трансформацию всех подведомственных министерству организаций отвечает департамент цифрового развития Минобрнауки.
Электронное обучение
Минобрнауки России ведет работу по развитию государственной информационной системы «Современная цифровая образовательная среда», добавили в пресс-службе. По результатам 2020 года на портале предоставлен доступ к более чем 1850 онлайн-курсам, подключено 47 платформ онлайнового обучения, 140 вузов. За время работы веб-портала было зафиксировано более 7 млн обучающих сессий, совершенных более чем одним миллионом человек.
Кроме того, ведется активная работа по переводу процесса поступления в университеты в цифровой формат с помощью суперсервиса «Поступление в вуз онлайн».
Не надо плодить сущности
В XIV веке английский философ Уильям Оккам предложил принцип, впоследствии получивший название «бритвы Оккама». Этот методологический принцип в наиболее кратком виде может быть сформулирован так: «Не следует множить сущее без необходимости», либо «Не следует привлекать новые сущности без крайней на то необходимости».
Как нам представляется, позиция Министерства науки и высшего образования России является правильной и последовательной. В самом деле, предложение о введении в российских школах новой должности (завуча или проректора по цифровизации) означает необходимость проведения целого комплекса предварительных работ, которые сами по себе требуют немалого финансирования, не говоря уже о финансировании предложенной штатной единицы в школе.
Где в России сегодня можно будет найти достаточное количество хорошо подготовленных специалистов в данной области? Если спустить обязательное требование укомплектовать штат к началу нового учебного года, то проблема будет «решена» старыми, «добрыми» методами, а именно: сотрудники, которые обслуживают компьютерные классы в школе, преподаватели информатики займут новые должности, не имея четкого плана действий. Нужен ли школе такой вариант ИТ-директора? Очень сомнительная перспектива.
В будущем, если этот вопрос будет тщательно проработан самим Министерством науки и высшего образования России и в Единый квалификационный справочник должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования будут внесены соответствующие изменения, к идее введения ИТ-директора в школе можно будет вернуться. Но тогда уже это вопрос будет иметь под собой гораздо более прочные основания.