Компания IBM (NYSE: IBM) представила результаты нового исследования IBM C-Suite Study. Оно показало, что самым распространенным опасением руководителей компаний является тренд «уберизации» или дестабилизации отрасли из-за появления неочевидного конкурента. Всего за два года процент топ-менеджеров, которые не исключают возможности конкуренции с компаниями из других отраслей, вырос более чем на четверть, увеличившись с 43% в 2013 году до 54% в 2015.
Исследование получило название – «Раздвигая границы: результаты глобального опроса руководителей высшего звена». Оно основывается на результатах опроса более 5 200 генеральных директоров, директоров по маркетингу, финансовых директоров, директоров по информационным технологиям и других руководителей высшего звена из 21 отрасли и более 70 стран. В рамках исследования большинство респондентов — представителей организаций как государственного, так и частного сектора — участвовали в личных интервью.
Согласно результатам исследования, проведенного IBM Institute for Business Value, руководители высшего звена рассматривают постепенное сближение и взаимопроникновение различных отраслей в качестве основного фактора, который будет влиять на бизнес в ближайшие три-пять лет. Кроме того, они считают, что предприятия, показывающие самые высокие результаты, придают первостепенное значение когнитивным возможностям по сравнению с их коллегами из компаний, которые лишь следуют за тенденциями рынка.
«Когда речь идет о конкуренции, первые лица компании должны отчетливо осознавать новую угрозу, которая часто остается незамеченной, пока не становится слишком поздно, – говорит Бриджет ван Кралинген, старший вице-президент IBM Global Business Services. – В то же время компании, показывающие самые высокие результаты, понимают преимущества использования когнитивных вычислений и систем, которые способны чувствовать и учиться. Тем самым, они стараются минимизировать влияние дестабилизирующих для отрасли факторов и прокладывают дорогу в будущее для всех руководителей».
Руководители высшего звена компаний-лидеров на 24% чаще уделяют внимание развитию когнитивных вычислений. Исследование рекомендует предприятиям использовать прогнозные и когнитивные аналитические инструменты, чтобы точнее спрогнозировать дальнейшие события и обойти незамеченных конкурентов.
Остерегайтесь посторонних
Раньше самым большим риском для бизнеса считалось наличие конкурента с более качественным или дешевым предложением, что позволяло относительно легко менять стратегии. Сегодня успешным на рынке компаниям угрожают новые участники с совершенно иными бизнес-моделями, а также менее крупные и более активные игроки, свободные от устаревшей инфраструктуры.
«Наибольшая угроза исходит от новых конкурентов, которые еще не рассматриваются как соперники, – комментиурет Петр Рушковский, директор по маркетингу Mondial Assistance. – 48% руководителей признают необходимость более децентрализованного процесса принятия решений. 54% опрошенных ищут способы привнесения инноваций из внешних источников и 70% планируют расширить свою сеть партнеров».
Не только получать обратную связь от клиентов, но и использовать ее в работе
Принявшие участие в опросе руководители охотно признают, что им сложно предугадывать последующие события. Тем не менее, когда дело доходит до исследования новых трендов и технологий, только половина респондентов использует на практике обратную связь от клиентов. При этом по результатам IBM Global C-suite Study 2013 года, 60% директоров планировали напрямую взаимодействовать с клиентами и активно использовать полученные сведения при составлении рабочей повестки дня. Два года спустя этот вопрос до сих пор остается не восполненным пробелом.
Большинство руководителей рассчитывают изменить способ взаимодействия их организаций с клиентами. 66% процентов топ-менеджеров рассматривают покупателей как индивидов – на 22% больше, чем в 2013 году – а еще 81% планируют более активно взаимодействовать с клиентами с помощью цифровых коммуникаций – этот показатель увеличился на 19% за 2 года.
«Мы полагаемся в большей степени на партнеров и окружение, а также на нововведения, которые мы получаем благодаря взаимодействию с клиентами и совместной разработке решений», – говорит Дэвид Милз, исполнительный директор Ricoh Europe в Великобритании.
Роль и риски технологий
Топ-менеджеры ставят технологии на верхнюю строчку рейтинга внешних факторов, которые оказывают наибольшее влияние на их предприятия согласно последним трем исследованиям IBV для руководителей высшего звена. Сегодня впервые все участники опроса, независимо от их роли, рассматривают технологии как наиболее значимый внешний фактор, воздействующий на их компанию.
Первые лица компаний считают облачные вычисления, мобильные решения, Интернет вещей и когнитивные вычисления теми технологиями, которые способны радикально изменить их бизнес. Что касается рисков, два года назад ИТ-безопасность в рейтинге главных задач оценивалась довольно низко. Сегодня же 68% респондентов считают ИТ-безопасность риском номер один для предприятия.