Уходящая осень отметилась несколькими интересными мероприятиями в культурном пространстве. В Нью-Йорке состоялся месяц цифрового искусства, объединивший интересы нескольких десятков галерей и кураторских объединений. В России впервые прошла выставка-ярмарка цифрового искусства Disartive. За месяц до окончания високосного года выяснилось, что количество мероприятий, связанных с цифровым искусством (всем тем, что охватывается такими словесными единицами, как АртТех или ТехАрт), в 2020-м удвоилось.
По мере развития пандемии возникла потребность в новой системе коммуникаций с посетителями, зрителями, слушателями – одним словом, ценителями прекрасного. Накопленный цифровой контент в сочетании с эпидемиологической ситуацией подстегнул развитие виртуальных музеев, которые, как утверждают эксперты, уже оказывают влияние на развитие искусства и культуры.
К настоящему времени расширилось понимание цифрового искусства – от художественных произведений, создаваемых в цифровой форме с помощью информационных технологий, до объектов цифрового искусства. Пандемия увела в онлайн все что можно. Коллекционеры и художники оказались локализованы в пределах своих стран – международная логистика произведений фактически приостановлена. Стали востребованы работы в привычном формате местных авторов либо объекты цифрового искусства, для которых не существует логистических ограничений. Нажимаешь на кнопку «купить» и ты – собственник.
Время показало, насколько выгодно отличается цифровое искусство: значительно меньше затраты на хранение произведений, их подлинность подтверждается цифровыми сертификатами. По данным экспертов фестиваля Disartive, примерно пятая часть художественных галерей, которые перешли в онлайн, заключили контракты с цифровыми художниками либо обязали собственных художников, с которыми поддерживают договорные отношения, создавать лимитированные серии произведений цифрового искусства.
Набирают популярность проекты онлайн-галерей на смартфоне, в которых оцифрованные работы можно загружать в режиме дополненной реальности. Изменился подход к коллекционированию произведений цифрового искусства. Доступны две опции – продажа и аренда. Представители поколения Z все больше интересуются вторым вариантом, который становится коммерчески привлекательным. Иначе и быть не могло. Ценители прекрасного, впитавшие удобство цифровых сервисов, предпочитают арендовать объекты цифрового искусства через приложение. А приложения, в свою очередь, продолжают расширять возможности, пополняться новыми художниками и произведениями.
Наряду с этим в период с апреля по июнь почти на 130% увеличилось количество платных загрузок приложений, которые позволяют создавать объекты цифрового искусства. Несложно предположить, что на подходе новое поколение цифровых художников и дизайнеров, которые пытаются осмыслить атмосферу изоляции, дистанцирования. В фокусе их первоочередного внимания несколько творческих направлений: сюрреализм, игровая индустрия (многие персонажи становятся культовыми) и обращение к футурологии (что ждет человека после пандемии).
Многие цифровые художники активно осваивают новые цифровые инструменты, например, элементы виртуальной реальности. Некоторые пробуют новые материалы, при этом все подлежит оцифровке, представлению в формате 3D.
Усиление цифрового искусства в составе традиционных учреждений культуры, прежде всего художественных галерей, – данность. Коллекционеры не исключают появления инструментов для капитализации цифрового искусства, повышения стоимости частных коллекций. В 2021 г. ожидается резкий рост числа виртуальных музеев для цифрового искусства. К ним будут обращены взоры не только коллекционеров, но и инвесторов. Цифровое искусство достойно инвестиций, внимания и изучения. За этим будущее, которое уже наступило. Доля произведений, созданных с применением цифровых технологий, неуклонно увеличивается.
Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина первым в России начал собирать цифровые коллекции произведений искусства. Для этого предусмотрен отдельный регламент. В настоящее время в коллекции десять произведений, часть из них находится в статусе совладения с зарубежными музеями.
Совет по цифровому развитию Пушкинского музея думает над тем, как эти произведения будут представлены. Параллельно продолжается работа над проектом виртуального музея, предусматривающим дальнейшее внедрение технологий для оцифровки. К слову, во время дискуссии на фестивале Disartive директор по ИТ Пушкинского музея посетовал на отсутствие технологии массовой 3D-оцифровки.
По мере накопления базы данных об оцифрованных экспонатах музея, реализации проекта виртуализации пространства выставок кураторы проектируют музей будущего. На цифровой платформе представлен архив панорам и выставок с 2013 г. Благодаря такому цифровому богатству в период карантина стало возможным обеспечить посещение виртуальных экспозиций музея.
Новаторским в музее называют проект создания полноценного цифрового двойника экспозиции музея. Переход от концепции оцифровки произведения к цифровому двойнику – одна из приоритетных задач, решение которой даст возможность осуществлять цифровую реконструкцию и реставрацию. Посетителям музея можно будет продемонстрировать, как по фрагментам специалисты восстанавливают научно достоверные предметы. Новым направлением деятельности музейных пространств могут стать исторические реконструкции с использованием инструментов виртуальной и дополненной реальности. К слову, эта технология пришлась ко двору в музеях, в отличие от технологии Интернета вещей с их обязательным элементом в виде датчиков или сенсоров (кураторы и хранители коллекций не готовы встраивать их в экспозиции).
Далеко не все VR/AR-проекты одинаково успешны, при этом почти все современные музеи мечтают представить свои коллекции и собрания в виртуальном пространстве. В ответ на этот запрос создаются недорогие или бесплатные платформы. Например, «Артефакт», поддерживаемая Минкультуры. За последнее время на рынке появились компании, которые предлагают музеям, другим учреждения культуры создавать VR-музей, АR-приложение, VR-съемку 360 и т. д.
Сформировалось целое бизнес-направление по созданию цифровых аватаров, у которых огромные перспективы. Цифровой образ, едва отличимый от человека, может встречать посетителей в музее или галерее, проводить для них экскурсии, рассказывая об объектах цифрового искусства. Аватар Максим, «творение» одного из крупнейших российских интеграторов, успешно справился с ведением дискуссии на фестивале Disartive. Сегодня это больше чем цифровой образ. Новый перспективный сотрудник трудоспособен в формате 24/7, одновременно в десятке рабочих мест сразу, ему не страшен ковид, от него не требуется носить и регулярно менять маску. Цифровые аватары комфортно чувствуют себя в музыкальных клипах, в роли амбассадоров брендов, героев мультфильмов, игрового кино и т. д.
Точки соприкосновения цифрового искусства и бизнеса найдены, что можно только приветствовать. Но смущает меня в данном случае одно обстоятельство. Не замахнутся ли технологии, вроде искусственного интеллекта, на то, чтобы противопоставить себя возможностям человека-творца. Принять такой поворот событий как данность пока, если честно, не получается.