Крупнейший производитель рыбных консервов в России ГК «Доброфлот» и сервис-провайдер Orange Business Services заключили договор, согласно которому контроль над расходом топлива и работой двигателей судов будет осуществляться на основе IoT-решения. Пилотный проект внедрения системы контроля расхода топлива реализуется Orange Business Services Россия и СНГ на транспортном рефрижераторе «Прогресс», при этом используется сервисная модель. О деталях соглашения, опыте и перспективах применения этой технологии на пресс-конференции в Москве рассказали представители компаний и аналитики.
По данным экспертов, расходы на топливо составляют в среднем 46% совокупных затрат на владение судном. Внедрение IoT-решения предоставляет возможность экипажу контролировать массу горючего в онлайн-режиме, избежать потерь из-за ошибок в измерении при бункеровке, исключить нецелевое расходование топлива, а также оптимизировать расход в зависимости от погодных условий и местоположения судна. Планируемая экономия топлива при использовании решения составит около 10%.
Проникновение технологий Интернета вещей стало возможным благодаря реализованному Orange проекту по подключению 18 судов группы компаний «Доброфлот» к широкополосной спутниковой связи. Потребность в ней объяснялась спецификой работы экипажей. Для повышения эффективности необходимо оперативно решать текущие вопросы, пользоваться бизнес-сервисами. Возможность связи с родными для членов экипажа, который находится в открытом море долгие месяцы, – еще один немаловажный фактор повышения продуктивности.
Выбор решения Orange Business Services, разработанного на базе VSAT-оборудования, положил начало перспективному взаимодействию сервис-провайдера и группы компаний «Доброфлот», создав предпосылки для внедрения технологий Интернета вещей. К слову, этот VSAT-проект признан одним из лучших в отрасли.
К разработке решения, позволяющего собирать и анализировать данные о расходе топлива, специалисты Центра компетенции Orange Business Service приступили совместно с коллегами из группы компаний «Технодар». У партнера, разрабатывающего системы умной тематики для различных видов транспорта, накоплен большой опыт решения аналогичных задач по заказу морских и речных судов: грузовых, пассажирских, грузопассажирских и спецназначения. Анализ эффективности внедрения системы контроля расхода топлива на сухогрузном судне типа «Волга-Дон» показал, что за одну навигацию можно сэкономить до 43 т топлива. При стоимости проекта в полтора миллиона рублей срок окупаемости системы не превышает пяти месяцев (по схеме Capex).
Сервис-провайдер выступает в качестве системного интегратора, обеспечивает техподдержку. Роль центра компетенций в сфере судоходства – аккумулировать базу знаний, что позволит, в частности, обеспечить решение нестандартных задач по заказу судовладельцев.
Предложенное для пилотного внедрения на рефрижераторе «Прогресс» решение включает в себя бортовой контроллер и набор датчиков, размещаемых на топливных баках, главном двигателе судна, дизель-генераторах. Собираемые показатели работы оборудования и установок поступают в облачное хранилище, доступ к которому предоставлен специалистам ГК «Доброфлот». Отдельным интерфейсом пользуются механики судна, отвечающие за настройку оптимального расхода топлива.
Рефрижератор «Прогресс» водоизмещением 3750 т и валовой вместимостью 4295 т ежедневно расходует в среднем 14 т мазута и две тонны дизельного топлива. В компании рассчитывают, что в результате выбора оптимальных режимов эксплуатации судна, в частности, благодаря использованию системы контроля расхода топлива, одним из преимуществ которой является визуализация показателей, удастся уменьшить расход топлива на 10% за одну навигацию. При дальнейшей оптимизации процессов этот показатель может увеличиться, утверждают эксперты. На пресс-конференции отмечалось, что решение окупается с начала эксплуатации за счет оплаты по схеме фиксированных ежемесячных платежей.
По словам технического директора группы «Доброфлот» Евгения Степанова, внедрение технологий Интернета вещей на судах – часть стратегии компании по цифровизации флота. Возможность с высокой точностью контролировать работу силовых установок и расход горючего является одним из слагаемых повышения рентабельности и конкурентоспособности бизнеса.
При получении в рамках пилотного проекта планируемых результатов оптимизации в ГК «Доброфлот» намерены внедрить систему контроля расхода топлива еще на трех плавбазах, четырех транспортных рефрижераторах и траулере. Пусконаладочные и сервисные работы будут выполняться в рамках единого контракта с фиксированной помесячной оплатой. Формирование технической инфраструктуры для оптимизации топливных расходов облегчит последующее внедрение других IoT-решений, отмечают эксперты.
Решения Orange Business Services используются на сотнях судов по всему миру. Среди текущих задач Центра компетенции по судоходству сервис-провайдера – мониторинг новых решений в индустрии, разработка методик ускоренного внедрения наработок, стандартизация процессов и обучение персонала. Центр получил свидетельство о признании «Росморрегистром».
Сотрудничество с таким заказчиком, как группа компаний «Доброфлот», стимулирует расширение географии обслуживания, отметил руководитель Центра компетенций по решениям в области судоходства Orange Business Services в России и СНГ Алексей Антоненко.
Согласно оценкам Orange, на текущий момент емкость российского корпоративного рынка решений по контролю за расходованием топлива на судах превышает 73 млн евро. Всего насчитывается примерно 1,7 тыс. судов водоизмещением свыше тысячи тонн, на которых могут быть применены соответствующие решения.
Что касается отечественного рынка, то, по мнению основателя iKS-Consulting Татьяны Толмачевой, этот сегмент только зарождается, потенциал Интернета вещей на морском транспорте не реализован. В настоящее время сложилась благоприятная ситуация для широкого внедрения технологий. Цифровая навигация – одно из направлений Национальной технологической инициативы.
Среди основных тенденций развития подключенного транспорта в нашей стране эксперты отмечают насыщение в сегменте решений для большегрузного коммерческого автотранспорта, повышение конкуренции на рынке сервисов контроля местоположения и расхода топлива, появление новых платформ транспортной телематики. К драйверам этого сегмента относятся развитие портовой инфраструктуры, модернизация рыбопромыслового флота и долгосрочный рост потребности в морских и речных перевозках.