В последние годы, когда мы затрагивали тематику дальнейших перспектив развития сервисов спутниковой связи, на первое место неизменно выходили услуги, которые операторы готовы предоставлять мобильным пользователям в дороге, находящимся в автобусах, поездах, авиалайнерах и на морских кораблях. Не секрет, что достаточно отъехать от Москвы не на такое уж и большое расстояние, как сотовая связь имеет «нехорошую тенденцию исчезать». Т.е. качественное покрытие сотовой связью (и не только в России, кстати) остается даже на суше нерешенной проблемой для дорожной сети, что уж говорить о морях и воздушной океане.
Итак, востребованность скоростного интернета на транспорте сейчас очень высока, но строить базовые вышки 3G/LTE вдоль железнодорожных линий или автомагистралей операторам выгодно лишь в густонаселенных районах страны. При этом им требуются затраты не только на строительство башни – также нужно очень много электроэнергии и мощный канал связи (для LTE порядка 1 Гбит/с).
Поэтому спутниковые операторы с такой надеждой смотрят на этот перспективный рынок и уже заранее подсчитывают барыши.
За примерами далеко ходить не придется. Тот же проект «Экспресс-РВ» предполагает получить: до 1 млн потенциальных потребителей в год на морских перевозках; до 1 млн потенциальных потребителей в год на грузовых автомобилях; до 13 млн потенциальных потребителей в год на поездах дальнего следования; до 2,5 млн потенциальных потребителей в год на легковых автомобилях; до 25 млн потенциальных потребителей в год на междугородних автобусах; до 12 млн потенциальных потребителей в год на авиаперевозках.
Как вдруг, эти радужные перспективы начали закрываться хмурыми тучами, которые неожиданно пришли со стороны пресс-службы НТИ (Национальной технологической инициативы), давшей интервью газете «Известия». Точнее говоря, речь идет о конкретном направлении НТИ – «Аэронете» (AeroNet). Казалось бы, рабочая группа «Аэронет» отвечает за распределенные системы беспилотных летательных аппаратов и никаким образом не может затрагивать планы спутниковых операторов по освоению мобильных пользователей. Однако на практике амбиции сотрудников «Аэронета» оказались куда более широкими. Выяснилось, что они вынашивают проект по созданию уже к 2022 году новой беспроводной сети связи, которая сможет обеспечить широкополосным интернетом транспорт, движущийся с высокими скоростями, – автомобили, поезда и самолеты. Чтобы хоть как-то оправдать основное направление своей деятельности, представители рабочей группы «Аэронет» заявили также о том, что новая беспроводная сеть позволит в режиме реального времени управлять беспилотниками, каковыми они и должны были заниматься изначально.
По задумке авторов проекта, беспроводная система будет совместима с действующими стандартами спутниковой и сотовой связи – 3G, 4G и будущим – 5G. При этом, уже к 2022 году планируется создать первый экспериментальный сегмент беспроводной сети из 10 ретрансляторов с радиусом действия каждого в 150 км. Предполагается, что транспортные средства для участия в этих тестовых испытаниях оборудуют специальными приемо-передающими устройствами.
Источник «Известий», знакомый с деталями проекта, утверждает, что одна вышка на начальном этапе будет стоить порядка 2 млн руб.
Некоторые подробности нового проекта раскрыл лидер (соруководитель) рабочей группы «Аэронет» Сергей Жуков. По его словам, в основе проекта беспроводной сети лежит идея «инфокоммуникационного поля», в котором любой абонент является одновременно ретранслятором сигнала. На транспортном средстве должен быть расположен шлюз (декодирующее устройство), который позволит подключаться к высокоскоростному интернету через любой привычный пользователю интерфейс связи – Wi-Fi, 4G и т.д.
Насколько можно понять, под цветастым названием «инфокоммуникационного поля» здесь скрывается старая добрая ячеистая топология (mesh-сеть) – сетевая топология сети, построенная на принципе ячеек, в которой рабочие станции сети соединяются друг с другом и способны принимать на себя роль коммутатора для остальных участников.
Как пояснили в пресс-службе НТИ, вышки сотовой связи посылают сигнал во все стороны, поэтому он рассеивается, а создаваемое оборудование – за счет диаграммы направленности АФАР (активной фазированной антенной решетки) – будет «целиться» в конкретное абонентское устройство, что и позволит значительно увеличить дальность передачи сигнала. При этом, разработчики проекта предпочитают не распространяться о том, каким же волшебным образом они смогут удешевить в сотню раз стоимость АФАР, чтобы сделать их доступными для простых пользователей.
Существующие стандарты Wi-Fi или 4G не обеспечивают стабильный доступ к Интернету на скоростях 90-120 км/ч и выше, а также на дальности действия более 20 км – это чистая правда. Но дальше начинается магия «Аэронета» – его специалисты заявляют о том, что уже найдены решения, позволяющие обеспечить связью объекты, перемещающиеся со скоростями до 1,5 тыс. км/ч. Очень смелые заявления, скажем мягко.
Далее, как и их коллеги из области спутниковой связи, сотрудники «Аэронета», конечно же, не смогли удержаться от соблазна посчитать стоимость шкуры неубитого медведя. По оценкам авторов проекта, емкость рынка доступа в Интернет только на железной дороге составляет 21,5 млрд руб. в год, еще 4,95 млрд может принести авиатранспорт. Доступ в воздухе предлагается предоставлять клиентам по фиксированному тарифу в 300 руб., в то время как сегодня стоимость услуги выхода в Интернет в авиалайнерах (через спутник) составляет от $5 до $50.
К 2025 году экспериментальный сегмент сети планируется развернуть в Геленджике, а первый опытный район – на направлении Москва-Адлер.
Проект претендует на грантовую поддержку Российской венчурной компании – при условии вложения средств частных инвесторов. Разработчики проекта полагают, что себестоимость оборудования заметно снизится, когда в России будет налажено массовое производство базовых станций и терминалов.
Замруководителя центра компетенций НТИ «Сколтех» Виталий Шуб указал не некоторые, скажем так, «слабые места» презентованного проекта «Аэронета». Например, заявленная разработчиками частота 3-6 ГГц не может обеспечивать радиус действия в 150 км. Далее, непонятно, как разработчикам удалось преодолеть ключевую особенность сотовой связи: чем выше скорость передачи – тем меньше радиус действия.
Судя по тому, что не раскрываются базовые технические параметры проекта, авторы либо скрывают свои ноу-хау, либо заявленные уникальные параметры только декларируются, но для их воплощения в жизнь нет реальных технологий, – считает эксперт, и в этом мы с ним полностью согласны.