Итак, 16 ноября премьер-министром России Дмитрием Медведевым был подписан судьбоносный документ – постановление «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Постановление содержит в себе всего 11 пунктов, главные из которых следующие:
«2. Установить запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее – программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в реестре отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
- Запрет, предусмотренный пунктом 2 настоящего постановления, не распространяется на осуществление закупок программного обеспечения и (или) прав на него дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, торговыми представительствами Российской Федерации при международных организациях для обеспечения своей деятельности на территории иностранного государства.
- Настоящее постановление не распространяется на осуществление закупок программного обеспечения и (или) прав на него, сведения о котором и (или) о закупке которого составляют государственную тайну».
Постановление Правительства Российской Федерации № 1236 вступает в силу со дня официального опубликования, за исключением пунктов 1–5, вступающих в силу с 1 января 2016 года.
Вместе с указанным документом на официальном сайте Правительства (http://government.ru) также были опубликованы новые Правила формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, которые однозначно определяют: «Формирование реестра осуществляется Министерством связи и массовых коммуникаций РФ, которое является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по формированию и ведению реестра. Формирование реестра осуществляется уполномоченным органом посредством принятия решений о включении сведений о программном обеспечении в реестр или об исключении сведений о программном обеспечении из реестра».
Далее, в соответствии с Постановлением № 1236 был определен «Порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который также опубликован на официальном сайте Правительства РФ.
Как мы уже отмечали ранее, главным лоббистом указанного постановления выступала ассоциация разработчиков программных продуктов (АРПП) «Отечественный софт», которую возглавляет Евгения Василенко.
Собственно говоря, это было всеми ожидаемое событие, которое ни для кого не явилось сюрпризом. Если же проанализировать те изменения в окончательном тексте документа, которые были сделаны перед его подписанием, то следует отметить лишь один серьезный момент: небольшой перенос по времени вступления в силу 1–5 пунктов Постановления. Так, в частности: Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации дана возможность в двухмесячный срок утвердить классификатор программ; в срок до 31 декабря 2015 г. утвердить состав экспертного совета; в трехмесячный срок представить в Министерство финансов Российской Федерации предложения по установлению общих правил определения требований к закупаемому заказчиками программному обеспечению; обеспечить формирование и ведение реестра с 1 января 2016 г.; в шестимесячный срок представить в Правительство Российской Федерации предложения по предоставлению для программного обеспечения, происходящего из государств – членов Евразийского экономического союза, условий допуска.
Злые языки говорят, что в этом случае не имеет решающего значения, соответствует или нет ПО, сведения о котором включены в реестр и которое относится к тому же классу программного обеспечения, что и ПО, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам установленным заказчиком требованиям, – имеет значение лишь то, как именно каждый конкретный случай будет интерпретирован Экспертным советом при Минсвязи.
Из Правил формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных следует, что Экспертный совет создается Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Положение об Экспертном совете и его состав утверждаются тем же самым министерством. Проще говоря, Минсвязь получает абсолютный контроль над составом и принципами работы Экспертного совета, который на 40% состоит из представителей федеральных органов исполнительной власти.
Далее, из пункта 17 этих Правил следует, что «уполномоченный орган отказывает в регистрации заявления, в случае если заявление представлено с нарушением требований, установленных настоящими Правилами». Опять же можно предположить, что отказ в регистрации заявления можно будет легко осуществить, сославшись на несущественные несоответствия (отсутствие какой-нибудь запятой в документе и т. п.).
Таким образом, Минсвязь получает в свои руки практически полный контроль над тем, какое ПО и от каких производителей будет допущено для закупок в государственные структуры РФ. Мы не оцениваем, хорошо это или плохо, – наш вопрос лежит в другой плоскости: как министерские чиновники воспользуются этими возможностями контроля? Будут ли полученные полномочия использоваться на благо отечественного производителя ПО?