В Москве прошел форум CSTB.PRO.MEDIA, ставший важной площадкой для обсуждения актуальных вопросов видеоконтента. Мероприятие собрало более 130 экспертов и представило инновационные решения от 150 брендов, а также определило победителей 16-й Национальной премии «Большая цифра» и PROMO FEST PAY TV 2025. В рамках деловой программы состоялись 13 сессий и панельных дискуссий, освещающих ключевые тенденции российского медиарынка.
Российский контент внутри страны и за рубежом
На стратегической сессии о роли медиаиндустрии в текущей ситуации, модератором которой выступил Денис Кусков, генеральный директор ИАА Telecom Daily, обсуждались ключевые вопросы медиапотребления в 2024 г., новые подходы и тенденции. В частности, участники рассмотрели влияние изменений законодательства, включая прокатные удостоверения для онлайн-кинотеатров.
Исполнительный директор Mediascope Ксения Ачкасова сообщила, что по итогам 2024 г. в ТОП-3 тематических каналов по популярности вошли каналы, транслирующие кино и сериалы, познавательный и детский контент. Эксперт подчеркнула, что сериалы остаются самым популярным жанром среди всех возрастных групп.
Директор по связям с государственными органами АНО «ИРИ» Евгения Данильченко добавила, что в «ИРИ» наблюдается растущий интерес к серьезным темам, детскому контенту и материалам для подростковой аудитории. Участники сессии обсудили роль государства в продвижении отечественного контента на зарубежных рынках, таких как БРИКС и ЕврАзЭС. В центре внимания находились вопросы производства контента, кадрового голода в индустрии, возможные решения этих проблем.
Дарья Пугачева, директор департамента по исследованиям АО «Газпром-Медиа Холдинг», представила результаты масштабного исследования образа героя в российском кино и сериалах, проведенного в 2024 г. В рамках этого исследования был выполнен семиотический анализ популярных отечественных фильмов за последние 40 лет, а также проведены интервью с экспертами и фокус-группы со зрителями из больших и малых населенных пунктов нашей страны.
В результате работы были выделены 43 архетипа, которые представляют интерес для россиян. Эти архетипы классифицированы на три группы: уходящие, доминирующие в настоящий момент и зарождающиеся тренды и запросы аудитории. Цель проекта заключалась в том, чтобы проанализировать актуальные и востребованные у российской аудитории архетипы кино и телегероев, что позволяет лучше понять предпочтения зрителей и направления развития отечественного кинематографа.
Дарья отметила, что в современном обществе наблюдается высокий интерес к героям, которые проходят через трудности и поиск себя. «Пусть это будет сопровождаться сложностями, личными трансформациями героя, но это приводит к позитивным переменам, стабильности, на которые сейчас большой запрос», – подчеркнула Дарья.
Директор департамента развития массовых коммуникаций и международного сотрудничества Минцифры РФ Екатерина Ларина прокомментировала замедление YouTube в России. Эксперт отметила, что переток пользователей с этой платформы мог бы быть значительно больше, если бы отечественные сервисы встречали зрителей более «гостеприимно». По словам Екатерины, «не весь интересный зрителю контент можно найти на отечественных площадках», что сдерживает рост аудитории.
Спикер также подчеркнула, что аудитория – это не только рынок и деньги, но и смыслы. «Развитию индустрии будет способствовать гармоничное взаимодействие всех игроков», – добавила Екатерина, подчеркивая важность совместной работы для достижения общих целей.
Алексей Бырдин, генеральный директор Ассоциации «Интернет видео», отметил, что одним из поводов для разработки законопроекта о прокатных удостоверениях для онлайн-кинотеатров является необходимость создания дополнительных оснований для невыдачи таких удостоверений. Докладчик пояснил: «Сейчас идет политика, ориентированная на исполнение Указа Президента о поддержке духовно-нравственных ценностей. Изменения законодательства и введение прокаток позволят адекватно оценивать контент и исполнять Указ».
Платное ТВ. Что движет рынок в 2025 г.
На панельной дискуссии, посвященной влиянию законодательства и государственных инициатив на рынок платных телеканалов, эксперты обсудили взаимодействие между операторами и телеканалами, а также текущую ситуацию на рынке с обеих сторон. В ходе сессии участники затронули важные вопросы, такие как проверка контента на запрещенную пропаганду и новые модели монетизации.
По данным директора по производству контента «Триколора» Марины Гаспарян, федеральные телеканалы по-прежнему остаются в топе, с «Россией», НТВ и «Первым каналом» в тройке лидеров. Эксперт отметила рост доли телеканалов с отечественным контентом, подчеркнув, что российская аудитория предпочитает смотреть программы «о себе», также возрастает интерес к киноверсиям и патриотической тематике.
Татьяна Ковальчук, генеральный директор «Сигнал Медиа», подчеркнула, что операторы не рассматривают кабельное ТВ как основной продукт, несмотря на стабильное количество абонентов. Татьяна выделила тренд на нишевые телеканалы. Ее мнение поддержала Наталья Сидоренкова, директор по контенту АО «Первый ТВЧ», которая отметила, что зрителям тематического ТВ нужна информация, и чем больше полезного и экспертного контента будет на таких каналах, тем дольше зрители будут оставаться у экранов.
Участники дискуссии выделили несколько перспектив развития рынка платного ТВ: создание контента с использованием искусственного интеллекта, возможность вертикального просмотра на телеканалах, продолжение тренда нишевости, синергию линейного контента и VOD, внедрение современных технологий в процессы телевидения, неэфирное продвижение телеканалов в городах и развитие детского контента.
16-я Национальная Премия «Большая Цифра»
В рамках форума состоялась торжественная церемония награждения победителей 16-й Национальной Премии в области многоканального цифрового телевидения «Большая Цифра». В этом году Премия собрала ключевых игроков и экспертов в сфере телевидения и телекоммуникаций, а победителями в различных номинациях стали федеральные телекомпании, нишевые тематические каналы и мультимедийные онлайн-платформы, получившие высокие оценки авторитетного жюри и симпатии зрителей.
PROMO FEST PAY TV 2025
На конкурсе PROMO FEST PAY TV, единственном в России для платных телеканалов, участники представили проморолики для шоу, сериалов и фильмов. Работы, созданные в 2023–2024 гг., оценивало жюри по критериям оригинальности, содержательности, музыкального оформления, идеи, сюжета, монтажа, спецэффектов и эмоционального впечатления. Каждый участник мог представить до трех промороликов общей продолжительностью до 180 секунд.
Форум CSTB.PRO.MEDIA стал значимой площадкой для обмена мнениями и обсуждения актуальных вопросов видеоконтента, что свидетельствует о растущем интересе к медиаиндустрии в России. Участники мероприятия выявили ключевые тренды, обсудили влияние новых законодательных инициатив на рынок, а также обратили внимание на изменения в предпочтениях аудитории.