Настольный телефон давно перестал быть единственным средством для ежедневных бизнес-коммуникаций. Смартфоны и ноутбуки с ПО социальных сетей и мгновенного обмена сообщениями широко используются как для передачи сообщений, так и для совместной работы над проектами и обслуживания клиентов. Возможности социальных сетей, например, позволяют отделам маркетинга доставлять в режиме реального времени рекламные предложения на экраны смартфонов. Применение технологии Voice-over-IP (голос поверх IP – VoIP) способствует уменьшению расходов на услуги дальней связи. А в режиме видеоконференции сотрудники территориально распределенной компании могут быстро обмениваться идеями при разработке продукта.
Нередко сотрудники по собственной инициативе начинают применять новые технологии (если их не обеспечивает компания, то на свои деньги). Так, при 100%-ном охвате населения услугами сотовых операторов большинство офисных работников непременно воспользуются сотовыми телефонами, которые снабжены функцией голосовой почты, не связанной с голосовой почтой офиса. Смартфоны и планшеты с возможностью интернет-доступа позволяют получать и отправлять электронные сообщения, поддерживают функции органайзера и списка контактов, хранения и обработки корпоративной информации. Сотрудники, имеющие такие устройства, применяют их и для работы, и в личных целях. Растущая популярность мобильного стиля работы способствует распространению стратегии Bring Your Own Device («принеси свое собственное устройство» – BYOD).
Парадоксально, но факт. Чем больше средств связи, будь то электронная почта, мобильные устройства и другие способы передачи и обмена информацией, тем труднее устанавливать контакты с нужными людьми. Компании и организации просто захлебываются в море возможностей и способов персональных коммуникаций. За редким исключением все эти устройства не поддаются интеграции. Драгоценное время уходит на поиск нужной контактной информации, рассылку сообщений по всем каналам (если неизвестно, находится ли нужный человек в зоне доступа) и проверку откликов от ваших визави.
Концепция унифицированных коммуникаций (UC) позволяет гарантировать, что каждый работник компании будет знать, когда, где и как связаться с нужным человеком, причем самым удобным и простым способом. Интегрируя разнородные каналы коммуникаций, компания может значительно повысить не только эффективность ведения бизнеса, но и конкурентоспособность.
Тем не менее, чтобы «вписываться» в бюджеты малых и средних предприятий, UC-решения должны соответствовать ряду условий: минимум требований к администрированию и обучению работе с ними, быстрое и простое развертывание. В то же время, чтобы оставаться конкурентоспособными и повышать качество обслуживания клиентов, предприятиям необходимо выбрать гибкое, масштабируемое и многофункциональное UC-решение.
«Прежде всего система…»
Предлагаемое компанией «КомпТек» решение Avaya IP Office представляет собой зрелое UC-решение, способное удовлетворить потребности как предприятий малого и среднего бизнеса, так и крупных организаций. Продажи появившегося на рынке в 2002 г. решения IP Office неуклонно растут и в 2012 г. превысили 60 тыс. единиц, общее количество реализованных устройств перевалило за 300 тыс. Стремясь всячески развивать и совершенствовать свое решение, в 2009 г. компания приобрела Nortel, а в 2011–2012 гг. – соответственно Sipera и Radvision.
IP Office обеспечивает поддержку как обычных аналоговых телефонов, так и цифровых IP- и TDM-телефонов, может подключаться к телефонной сети общего пользования (ТфОП) и IP-сети, обеспечивая таким образом функционал «гибридной» УАТС. Используя благодаря IP Office унаследованные и новейшие технологии связи, компании могут свести к минимуму эксплуатационные затраты и оптимизировать бизнес-коммуникации, уменьшить расходы на местные и дальние вызовы по сети ТфОП. Например, на рабочем месте в офисе можно пользоваться TDM- или IP-телефонами, имеющими один и тот же интерфейс, а в домашних условиях – аппаратными или программными IP-телефоны. Реализуемая компанией «КомпТек» линейка IP-телефонов Avaya обеспечивает HD-качество передачи речи, электропитание от сети Ethernet или местной электросети.
Широкое распространение получает SIP-телефония. В свое время протокол SIP совершил революцию в индустрии Интернет, став движущей силой развития десктопных мультимедийных коммуникаций. Так, фирма Microsoft, выбравшая для ПО NetMeeting протокол Н.323, в приложении Windows Messenger предпочла задействовать SIP в качестве базового протокола сигнализации для поддержки аудио- и видеоконференций, мгновенных сообщений и обмена данными.
Особенностью данного протокола стала встроенная поддержка мгновенных сообщений (Instant Messaging – IM) и статуса доступности абонента (Presence). Благодаря этому пользователи смогли устанавливать сеансы мультимедийной связи «на лету». В частности, убедившись в доступности визави по статусу, указанному в списке контактов или на веб-странице, можно направить ему мгновенное сообщение с приглашением присоединиться к сеансу аудио- или видеоконференцсвязи. Для выражения согласия адресату достаточно кликнуть мышкой в окошке мгновенного сообщения. Наряду с персональными системами ВКС протокол SIP широко используется в разнообразных устройствах и приложениях, а главное – служит основой корпоративных VoIP-решений.
Глобальная тенденция последнего времени – увеличение количества всевозможных облачных VoIP-услуг. Однако в большинстве своем они не поддерживают традиционную (TDM) телефонию, устанавливают соединения исключительно между IP-терминалами. Для пользования унаследованными телефонами и АТС, обеспечивающими вызов оперативных служб, облачное VoIP-решение нужно дополнить аппаратным SIP-шлюзом, оснащенным как минимум платами FXO и FSS. Для своих заказчиков компании – партнеры «КомпТек» обеспечивают интеграцию VoIP с традиционными сетями, в частности, с помощью программно-аппаратного комплекса IP-УАТС Avaya IP Office, выступающего в качестве IP-шлюза. Подобная интеграция позволяет решить главную бизнес-проблему IP-телефонии – как поступить с имеющейся инфраструктурой.
Любая современная UC-платформа выигрывает, будучи интегрированной с телефонной сетью общего пользования. Пользователям рекомендуется поддерживать резервный вариант связи через традиционные каналы на случай отключения электропитания, разрушения сети передачи данных или возникновения других проблем, которые могут препятствовать работе серверного и клиентского ПО UC.