В первой декаде мая Правительство РФ утвердило Концепцию информационной безопасности детей. В российских школах планируется ввести уроки информационной безопасности и цифровой грамотности, что предусмотрено принятой Концепцией. Цель разработки документа – обеспечить защиту детей от информационных угроз и рисков в цифровой среде. Опасности, с которыми юные пользователи Интернета могут столкнуться на просторах Всемирной паутины, становятся все изощреннее – злоумышленникам не откажешь в изобретательности. Что представляет собой линия защиты, предложенная Концепцией?
Очевидная потенциальная опасность для пользователя детского, как, впрочем, и подросткового, возраста – когда злоумышленник под видом сверстников пытается узнать личные данные ребенка и сведения о его семье. Полученную информацию можно использовать для угроз, шантажа, приобщения детей к участию в сомнительных проектах и организациях.
Для защиты юных пользователей документом предлагается объединить усилия государства и родительского сообщества, включить в школьную программу уроки информационной безопасности. Как ожидается, это поможет школьникам получить представление о безопасном поведении в Сети, повысить цифровую грамотность. Впрочем, многое будет зависеть от того, насколько познавательными и интересными будут занятия. Получить урок безопасного поведения в Интернете можно, если взрослые расскажут, по каким признакам можно распознать мошенника, и как следует поступать, если незнакомец пытается узнать детали личных данных.
Размах и продуктивность действий злоумышленников на просторах Интернета наводят на мысль, что актуальность задачи повышения цифровой грамотности упустили на государственном уровне. Наивность, беспечность и необдуманность, с которой доверчивые взрослые попадаются на удочки цифровых мошенников, не поддаются оценке. Масштаб бедствия таков, что элементарной грамотности поведения в Сети впору учить самих взрослых, причем в кратчайшие сроки.
Концепцией предусматривается проведение на постоянной основе просветительских мероприятий для родителей, учителей, сотрудников библиотек, других специалистов, занятых в сфере воспитания, обучения и организации досуга детей. Наряду с этим планируется развивать социальные проекты для детей и подростков в печатных и электронных средствах массовой информации.
Характерно, что период действия Концепции не очерчен временными рамками. Властям в российских субъектах рекомендуется учитывать положения документа при составлении планов и списков региональных мероприятий по обеспечению информационной безопасности детей. Кроме того, им предписывается ежегодно направлять в Минцифры информацию о реализации таких мероприятий. В свою очередь, профильное министерство будет докладывать в Правительство о ходе реализации концепции.
Бессрочный срок действия документа подчеркивает актуальность задачи безопасного поведения детей в цифровом пространстве, невнимание к решению которой может нанести вред здоровью, нравственному и духовному развитию подрастающих поколений.
Справедливости ради стоит отметить, что еще весной представители органов власти с участием широкой педагогической общественности обсуждали идею включения в школьные «Разговоры о важном» уроков информационной безопасности.
Пятую часть населения России составляют несовершеннолетние (30,2 млн), из них, по некоторым данным, 27 млн – активные интернет-пользователи. Авторы концепции отмечают уязвимость детской аудитории с точки зрения информационной безопасности. «Нестабильность эмоциональной сферы и низкий уровень критичности восприятия и обработки информационного потока детьми и подростками свидетельствуют о том, что именно дети и подростки находятся в группе потенциального риска для негативного воздействия и интернет-манипуляций с последующим вовлечением в деструктивную деятельность», – говорится в документе.
В области виртуальной коммуникации дети подвержены рискам стать жертвой компьютерного мошенничества и вымогательства, вовлечения в сексуальную эксплуатацию, террористическую и экстремистскую деятельность, распространение наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, а также в сообщества с нарушением общепринятых норм морали.
Для вовлечения детей в несогласованные публичные мероприятия все более широко задействуются сетевые платформы и мессенджеры. Как известно, на несовершеннолетних проще оказывать воздействие, а при определенных обстоятельствах они не подлежат уголовной ответственности.
Инструменты защиты, обеспечивающие информационную безопасность подрастающего поколения, – материя тонкая. Едва ли удастся прописать алгоритмы, эффективные на сто процентов. Многое в этой сфере зависит от сочетания государственных, общественных и родительских усилий. По мере необходимости инструменты защиты придется совершенствовать и уточнять. Но главное, что появился документ, который как минимум заостряет внимание на проблеме безопасного алгоритма поведения детской и подростковой аудитории в Сети.
Специалистам предстоит выполнить большой объем работы на предмет анализа образовательных программ, факультативных предметов и курсов, предлагаемых учебными заведениями, чтобы грамотно интегрировать в образовательный процесс уроки информационной безопасности и цифровой грамотности детей.
Но прежде всего взрослым следует пересмотреть отношение к собственной цифровой грамотности, проявить должную внимательность к ее повышению, обрести навыки не поддаваться на уловки злоумышленников. Ведь поведение взрослых – это образец для подражания.