Вторая половина прошлого века ознаменовалось новым витком в противостоянии двух мировых держав – СССР и США. Несмотря на определенные достижения в области ограничения гонки вооружений: подписание Договора о запрещении испытаний ядерного оружия (1963 г.), многостороннего Договора о нераспространении ядерного оружия (1968 г.), заключение соглашения между СССР и США о мерах по сокращению стратегических наступательных вооружений и Договора об ограничении систем противоракетной обороны (1972), эти ограничения коснулись только сферы оружия массового поражения, да и то лишь на отдельных направлениях. Что касается средств доставки ядерного оружия и обычных вооружений, то здесь военное противостояние СССР и США развернулось с новой силой, получив дополнительный импульс как в области новых разработок, так и в плане модернизации уже имеющегося вооружения. Разумеется, в этих условиях резко возросла роль технической разведки и как обратная сторона – противодействие усилиям по добыванию закрытой и секретной информации с помощью технических средств.
Первый документ по противодействию иностранным техническим разведкам на государственном уровне был принят 23 июня 1964 г. – Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, утвердившее план мероприятий по усилению противодействия иностранным радио- и радиотехническим разведкам капиталистических государств. В том же году в составе 21-го НИИЦ Министерства обороны СССР была создана лаборатория по разработке научных основ радиотехнической маскировки остаточных излучений радиоэлектронных средств на стадии их разработки, производства и испытания. Позднее, в 1971 г. эта лаборатория была преобразована в самостоятельный отдел по противодействию радиотехнической разведке (сегодня это Государственный научно-исследовательский испытательный институт проблем технической защиты информации – ФАУ ГНИИИ ПТЗИ). В Комитете госбезопасности, Министерстве обороны и ряде других министерств оборонной промышленности были созданы подразделения, занимавшиеся вопросами противодействия иностранным техническим разведкам. Вместе с тем на местах – в научно-исследовательских институтах, в войсковых частях, на промышленных предприятиях – понимание важности защиты информации, которая могла бы быть получена путем использования противником технических средств, было слабым или вовсе отсутствовало.
В 1971–1972 гг. Комитет государственной безопасности при СМ СССР[1] совместно с Министерством обороны, выполняя поручение ЦК КПСС и Совета Министров СССР, провел специальное исследование угроз иностранных технических разведок в отношении Советского Союза, которое показало, что США создали и постоянно наращивают глобальную систему технической разведки в отношении оборонно-промышленного комплекса СССР и в целом советского народного хозяйства. Это позволяло Соединенным Штатам получать значительные объемы ценной разведывательной информации не традиционными агентурными методами, а чисто техническими (по тогдашним оценкам, около 70% общего объема разведданных), что активно использовалось американцами при проведении внешнеполитических и идеологических акций против Советского Союза. В частности, политические сведения особой важности добывались противником путем перехвата радиотехническими и космическими средствами разведки телефонных разговоров советских руководителей, а путем перехвата телеметрической информации при испытаниях ракетно-ядерных систем на территории СССР американская разведка получала тактико-технические характеристики испытываемого вооружения. При этом после каждого испытания нового советского вооружения по всему миру прокатывалась идеологическая кампания об агрессивности СССР, которая соответствующим образом настраивала мировую общественность.
В начале 1970-х гг. в частях Советской Армии испытывались новые системы связи, навигации, радиолокации, которые очень интересовали американскую разведку. С целью добыть информацию американцы разрабатывали и применяли новейшие технические средства разведки непосредственно на территории СССР, а также сопредельных стран. Например, в Москве подобные средства устанавливались на дипломатических машинах, на территории и в здании американского посольства. На территории некоторых приграничных государств американцы создали множество постоянно действующих специализированных объектов, позволявших вести радио- и радиотехническую разведку на отдельных направлениях в глубину примерно 3 тыс. км, были развернуты космическая и самолетная системы стратегической радио- и радиотехнической разведки.
Гостехкомиссия СССР, или Управление стратегической маскировкой
Для руководства СССР становилось все более очевидным, что невозможно далее эффективно защищать секретную информацию усилиями разрозненных подразделений, подчиненных различным министерствам и ведомствам. Адекватным организационным ответом на эти вызовы времени в масштабах государства и стало появление Государственной комиссии СССР по противодействию иностранным техническим разведкам (Гостехкомиссии – ГТК), которая была создана 18 декабря 1973 г. по Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 903-303 «О противодействии иностранной технической разведке».
В числе приоритетных задач Гостехкомиссии были определены: разработка специальных требований по противодействию иностранной технической разведке и контроль за их исполнением министерствами и ведомствами; организация и координация разработки научно-обоснованных мер противодействия, способов и методик контроля достаточности принимаемых мер. Гостехкомиссия определялась как межведомственный коллегиальный орган, возглавляемый председателем. ГТК должна была стать органом по защите новой научно-технической информации, способствующей решению инженерно-технических проблем. В состав нового органа вошли представители министерств оборонной промышленности (на уровне первых заместителей), а также заместители министра обороны и председателя КГБ. Глава ГТК одновременно являлся членом Военно-промышленной комиссии при Совете Министров СССР, что облегчало выбор ключевых направлений деятельности Гостехкомиссии по защите наиболее важных оборонных объектов, предприятий экономики.
В марте 1974 г. генерал армии Н.В. Огарков был назначен заместителем министра и одновременно председателем Гостехкомиссии СССР. Началось активное комплектование ГТК кадрами, формирование ее структуры. Уже на первом заседании в мае 1974 г. генерал армии Н.В. Огарков отметил, что Гостехкомиссия в своей работе должна руководствоваться государственными соображениями, а не интересами отдельных ведомств. Как показала практика, Гостехкомиссия преодолела исключительно оборонную направленность и вышла на решение широкого круга государственных задач и проблем.
Рабочим органом ГТК стал центральный аппарат, включавший в себя управление и инспекцию, в которой было выделено два направления – организационное и техническое. В составе управления, в свою очередь, было выделено четыре направления – организационное, защиты вооружения и военной техники, аналитическое направление оценки возможностей и осведомленности иностранной технической разведки и, наконец, направление специальных работ по легендированию и дезинформации, решавшее задачи по противодействию иностранным разведкам на этапах разработки, испытаний и использования объектов защиты. Специалистов в Гостехкомиссию командировали из Комитета государственной безопасности, Министерства обороны, многие офицеры были присланы непосредственно с испытательных полигонов, из научно-исследовательских институтов и войсковых частей. Для успешной реализации задач в масштабах страны помимо центрального аппарата было создано несколько территориальных управлений ГТК в Москве, Ленинграде, Киеве, Минске, Тбилиси, Свердловске, Новосибирске, Ташкенте, позднее – в Риге и Хабаровске, впоследствии преобразованных в специальные центры.
Следует отметить, что американцы высоко оценили деятельность ГТК. Как вспоминает в своей книге бывший заместитель председателя ГТК Н.А. Брусницын, в американских изданиях писали, что советский орган по защите информации и противодействию технической разведке тщательно изучает все, что известно на Западе о Советском Союзе, и разрабатывает «огромное количество материалов в целях искажения действительной картины». Комиссия, сообщали они, контролирует все военные парады и учения, на которых присутствуют иностранцы, строительство ракетных баз и казарм, при этом в некоторых областях достижения умышленно скрываются, в других (например, ПРО) преувеличиваются. Деятельность Гостехкомиссии на данном направлении действительно очень скоро принесла свои первые плоды. Как писала американская газета «Нью-Йорк Таймс», уже в 1977 г. вследствие мер, принятых на судостроительных заводах и верфях СССР, у американцев возникли проблемы с контролем за ходом строительства советских подводных лодок.
В 1977 г., после назначения Н.В. Огаркова начальником Генерального штаба, председателем ГТК стал генерал-лейтенант В.М. Шабанов, руководивший Гостехкомиссией с 1977 по 1989 г., а затем генерал армии Ю.А. Яшин (1989–1992). Результатами работы Гостехкомиссии СССР в советский период стало не только повышение защищенности информации на предприятиях ВПК, испытаний новых видов вооружения на полигонах. Была проведена серьезная работа по обеспечению безопасности информации, обрабатываемой в АСУ и ЭВМ, в частности, созданы защищенные системы управления ЭВМ и средства обработки конфиденциальных документов, исключающие утечку секретной информации, внедрены каналы связи на уровне правительственных органов и высшего командования Советской Армии и многое другое. Главным итогом работы ГТК стало понимание специалистами предприятий оборонно-промышленного комплекса, других отраслей советской экономики, а также военными специалистами важности и эффективности регулярного проведения мероприятий по защите секретной информации. Таким образом была решена концептуальная задача зарождения культуры информационной безопасности не только на государственном уровне, но и на самом низовом – предприятий и полигонов.
Смутное время 1990-х
После августовских событий 1991 г. начался, как известно, короткий, но весьма болезненный для всей страны период двоевластия. Советский Союз еще существовал, министерства и ведомства союзного подчинения продолжали работать, но дезинтеграционные процессы набирали силу, и все больше о своих правах на власть заявляли представители соответствующих структур Российской Федерации. В то смутное время ведомственная подчиненность Гостехкомиссии Министерству обороны СССР чуть было не обернулась для нее ликвидацией. Вместе со многими представителями высшего генералитета Советского Союза осенью 1991 г. был отправлен в отставку и генерал армии Ю.А. Яшин, возглавлявший на тот момент Гостехкомиссию и бывший в соответствии с действовавшими нормами одновременно заместителем министра обороны СССР. И только после прямого обращения главы Гостехкомиссии генерала армии Ю.А. Яшина к Президенту России Б.Н. Ельцин, уже после окончательного распада СССР, подписал Указ № 9 от 5 января 1992 г., в соответствии с которым и была создана Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации. Данный Указ позволил сохранить структуру и специалистов и в новых условиях продолжить решать задачи по обеспечению государственной информационной безопасности и противодействия иностранным техническим разведкам, но осуществлять это противодействие, насколько можно судить по воспоминаниям ветеранов Гостехкомиссии, было в те времена непростой задачей. Мало того что политика открытости привела, по свидетельству специалистов, к наводнению государственных структур Российской Федерации агентами иностранных разведок, едва ли не в открытую работавших в интересах своих правительств, но отсутствовало понимание политических реалий и со стороны руководства страны. Перспектива интеграции России в мировое сообщество как полноценного демократического государства с экономикой, основанной на частной собственности, вызвало эйфорию во многих слоях российского общества, в том числе на самом высоком уровне. Одно из доказательств тому – поступок председателя КГБ В. Бакатина, официально передавшего в сентябре 1991 г. американской стороне схему размещения подслушивающих устройств в посольстве США в Москве. При этом сами американцы и не думали делиться никакой секретной информацией, сохраняя ясность оценок и здравый подход к обеспечению собственной информационной безопасности. Джордж Буш официально заявлял, что США должны иметь сильную разведку и «продолжать работу по укреплению разведсообщества», что «нельзя допускать ошибки и потерять бдительность, несмотря на распад Варшавского договора и Советской империи». В полном соответствии с этим курсом новое здание советского посольства и весь жилой комплекс для его работников в Вашингтоне, по свидетельству специалистов, были напичканы сотнями всевозможных подслушивающих устройств. Это были и простейшие радиоизлучающие микрофоны в телефонах, и миниатюрные, размером с булавочную головку, установленные в электрическом оборудовании, в строительных конструкциях, в переплетах оконных рам, и более сложные системы самых разных принципов действия.
Что касается ситуации внутри страны, то она постепенно выравнивалась. Указом Президента РФ от 30 марта 1994 г. № 614 на Гостехкомиссию было возложено временное исполнение функций Межведомственной комиссии по защите государственной тайны, создаваемой в соответствии с Законом РФ «О государственной тайне», а после создания комиссии – обеспечение ее деятельности.
ФСТЭК сегодня
Последние события в мировой политике (в частности, дело Сноудена) доказывают, что разведывательная политика США, как, впрочем, и других иностранных разведок, остается неизменно агрессивной, а интенсивность использования технических средств разведки только возрастает. Меняется лишь география, причем в сторону расширения: если раньше, как предполагалось, активные действия велись исключительно в отношении потенциальных противников, то сейчас активная разведывательная деятельность, по крайней мере со стороны США, ведется против России и стратегических союзников, например Германии и Франции. Таким образом, в новых условиях роль государственного органа, координирующего государственные программы по защите секретной информации, возрастает, а это означает, что круг задач Федеральной службы технического и экспортного контроля (ФСТЭК) будет расширяться. Действующее наименование ФСТЭК получила после выхода Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре органов федеральной власти», согласно которому, в частности, Гостехкомиссия была преобразована во ФСТЭК, что, по оценке экспертов, позволило даже не приостанавливать работу системы противодействия иностранным техническим разведкам. Указом № 314 на Службу были возложены новые задачи по реализации государственной политики в области нераспространения оружия массового поражения и наиболее опасных видов оружия, а также в области контроля над экспортом товаров, информации, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения. С этой целью согласно Указу № 314 в состав ФСТЭК вошел департамент экспортного контроля Министерства экономического развития и торговли РФ. В том же году Указом Президента России от 16 августа 2004 г. № 1085 было утверждено Положение о ФСТЭК России, в соответствии с которым Служба входит в состав органов обеспечения безопасности РФ и осуществляет самостоятельное нормативное регулирование, реализацию государственной политики, организацию межведомственной координации и взаимодействия. Понимание важности ФСТЭК руководством государства отражено и в том, что согласно Положению, утвержденному Указом № 1085, Служба наделена правом законодательной инициативы.
Сегодня в состав ФСТЭК входят четыре управления, каждое из которых имеет в своем составе несколько отделов, занимающихся конкретными задачами по обеспечению государственной информационной безопасности. Специалисты Первого управления, в которое входят три отдела, решают вопросы по организации и планированию НИОКР, внедрению современных информационных технологий в подразделениях ФСТЭК, лицензированию деятельности предприятий и организаций, подготовке специалистов по информационной безопасности, а также по реализации программ по обеспечению ИБ в рамках Союзного государства с Белоруссией. К компетенции Второго управления относятся, в частности, вопросы организации и поддержки государственной системы защиты информации от иностранных технических разведок и от утечек по техническим каналам связи – это задачи, решаемые первым отделом. Второй отдел в рамках данного управления занимается защитой от акустической речевой разведки, от разведки побочных электромагнитных излучений и наводок, а также обеспечением информационной безопасности ключевых систем информационной инфраструктуры. В функции третьего отдела входит организация противодействия иностранным техническим разведкам и информационной безопасности (ПД ИТР и ИБ) на предприятиях ядерной промышленности и на объектах по уничтожению химического оружия. Наконец, четвертый отдел Второго управления сертифицирует средства защиты информации и проводит аттестацию объектов информатизации. Третье управление, по традиции именуемое также Инспекцией, работает над повышением устойчивости функционирования АСУТП на электростанциях, предприятиях с непрерывным технологическим циклом, взрывоопасных и химических производствах, кроме того, над информационной безопасностью таких важных государственных информационных систем, как ГАС «ВЫБОРЫ», ИС МИДа и ФМС. Четвертое управление создано совсем недавно, в его функции входит организационно-техническое обеспечение работы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны.
Новыми актуальными задачами, возложенными на ФСТЭК в последние годы, стали обеспечение безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах, защита информации при использовании компьютерных сетей на базе распределенных grid-технологий, а также безопасность информации в целом, в рамках национальной платежной системы.
Статья подготовлена редакцией журнала CONNECT по материалам книги Н.А. Брусницина «Кто подслушивает президентов (От Сталина до Ельцина)»
[1] 5 июля 1978 г. КГБ при СМ СССР преобразован в КГБ СССР.