15 октября 2015 г. в Москве состоялся форум «Индустриальный Интернет Вещей» 2015 (IIoT Russia 2015). И следует сразу же подчеркнуть, что в этом словосочетании главное внимание привлекало к себе прилагательное «индустриальный», поскольку разговор на представительном форуме шел не вообще об Интернете вещей (Internet of Things – IoT) как таковом, а конкретно об индустриальном Интернете (Industrial Internet of Things – IIoT).
Открывавший форум директор Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Плуготаренко отметил: «…именно сегодня, в условиях действующих санкций, впервые за последние десятилетия наша страна имеет уникальные возможности выйти на новый уровень технологической независимости и импортозамещения. Сейчас России требуется интеграция новых глобальных экономических моделей в отраслевую практику с учетом всех стратегических интересов, в том числе требований импортонезависимости по самому широкому кругу промышленных товаров».
С главным докладом на пленарном заседании выступил директор Центра стратегических инноваций ПАО «Ростелеком» Борис Глазков. Он проанализировал ключевое понятие индустриального Интернета вещей, дав ему следующее определение: «IIoT – это особая разновидность Интернета вещей, новая концепция вычислительной сети, объединяющей промышленные производственные системы на уровне технологических процессов, кибер-физических машин и интеллектуальных систем управления». Индустриальный Интернет вещей подразумевает полную перестройку экономических и производственных процессов и постепенное исключение из части действий и операций человека. Борис Глазков также выделил основные признаки индустриального IoT: 1) вертикальная интеграция процессов производственных систем внутри предприятия; 2) горизонтальная интеграция заводов до уровня производственных систем; 3) управление полным жизненным циклом (от начала проектирования до вывода из эксплуатации) продуктов производства через их «цифровых двойников» (удаленный мониторинг, предсказание состояния и управление); 4) переход на сервисные модели использования продуктов промышленного производства.
Другие спикеры в своих выступлениях дали конкретные примеры внедрения концепции индустриального Интернета вещей. Так, советник генерального директора АО «РКС» Владимир Денежкин рассказал о работе с цифровыми моделями изделий, о создании Информационной системы управления в реальном времени (ИСУ РВ), которая является примером сетецентрической системы («системы систем»), а также о разработке единой базы данных об изделиях с учетом полученных результатов их применения. Владимир Денежкин отметил, что внедрение новых методов сократило сроки разработки проекта на 24 месяца по сравнению с традиционным циклом, не говоря уже об уменьшении затрат на производство и испытания.
Об успешном функционировании государственной системы «ЭРА-ГЛОНАСС» рассказал советник генерального директора АО «ГЛОНАСС» Павел Бунин. На базе этой платформы в интересах обеспечения безопасности дорожного движения заказчикам были предложены следующие навигационно-информационные услуги: передача экстренного вызова – она позволяет сохранять жизнь и здоровье пострадавших в ДТП; оформление европротокола – обеспечивает уменьшение заторов на автомобильных дорогах; умное страхование КАСКО – профилактика аварийности; информирование водителя по маршруту – дает снижение аварийности за счет раннего предупреждения об опасности; фиксация нарушений ПДД – улучшение культуры вождения; оператор системы онлайновых тахографов – обеспечивает контроль режима труда и отдыха. Вокруг системы «ЭРА-ГЛОНАСС» будет сформирована экосистема сервисов в интересах обеспечения безопасности дорожного движения.
В ходе секции 2.1 докладчики поделились с участниками форума зарубежным опытом внедрения решений – рассказали о лучших практиках и передовых платформах. Конечно же, главными бенефициарами этой части форума стали немецкие монстры Siemens и SAP. Начальник отдела продаж Siemens PLM Software в России и СНГ Егор Кудриков в своем докладе рассказал о новой немецкой концепции «Индустрия 4.0» – цифровой фабрике, а в качестве примера привел завод Siemens в городе Амберг, производящий контроллеры Simatic. Презентация оставила, прямо скажем, сильное впечатление: видимо, на подобных предприятиях снимаются современные фантастические блокбастеры. Запомнился также доклад главы центра передового опыта Line of Business Solutions SAP C.I.S., LLC, Дениса Савкина. В как наглядный пример тех преимуществ, которые обеспечивает IIoT конечному пользователю (не стоит забывать и о том, что все эти технологические и производственные инновации задумываются и осуществляются для удовлетворения потребностей конечного пользователя, а вовсе не для того, чтобы «наша фабрика работала лучше»), представитель SAP, естественно, привел одного из своих самых блестящих (и в прямом, и в переносном смысле) заказчиков – знаменитую американскую компанию по производству мотоциклов Харли-Дэвидсон. SAP помог внедрить на новом американском заводе такой уровень автоматизации производственных процессов, который кардинально ускорил процесс создания и поставки продукта. Сегодня любой американец может зайти в отделение Харли-Дэвидсон и выбрать там из 1800 опций свой собственный уникальный мотоцикл, который предстанет перед его глазами ровно через 6 часов. Нам это в России кажется абсолютно невероятным, но именно в такие сроки укладывается сейчас создание мотоцикла на заказ: утром вы приехали в офис сделать заказ, а уже в обед можете зайти забрать свой «Харли-Дэвидсон», единственный и неповторимый. Кстати, акции компании Харли-Дэвидсон после открытия нового производства моментально скакнули вверх.
Одним из самых интересных и содержательных выступлений был доклад руководителя направления ИТ, облачных услуг и ПО агентства J’son & Partners Consulting Александра Герасимова. Он вновь вернулся к анализу понятия индустриального Интернета вещей и указал на то, что главной содержательной характеристикой новой концепции является переход на сервисные модели использования продуктов промышленного производства. Когда заказчик (конкретный пример из США) – горнорудное предприятие – получает не просто карьерный самосвал, а услугу, которая рассчитана на перевозку определенного количества тонн. Или, например, авиаперевозчик получает по договору не просто мотор для авиалайнера, а сервис, включающий в себя такое-то количество часов полета. Не вещь, а услуга становится предметом поставки – такая постановка вопроса меняет многое в привычных бизнес-процессах, поскольку поставщику решения приходится отслеживать свой продукт на всем пути жизни – от его проектирования и до утилизации. Сделать это можно только в том случае, когда вещь становится умной (напичканной электроникой) и когда она может быть включена в единую цифровую экосистему (разработка + создание + эксплуатация + ремонт и т. д.). В результате мы переходим от «платформоцентрических ящиков к сетецентрическим системам». Только такой путь обеспечивает практически 100%-ную эффективность использования имеющихся производственных ресурсов.
Дмитрий Шульгин