Внедрение ИТ-инструментов и интеграция информационных ресурсов позволят объективно оценивать ситуацию в регионах, определять точки роста и повышать конкурентоспособность аграрно-промышленного комплекса страны. Одним из шагов в решении столь глобальной задачи стало создание в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации Аналитического центра, который называют пультом управления АПК. Об этапах трансформации работы с данными, избыточности отчетов и дублировании показателей, о внедрении современных технологий и перспективах применения автоматизированных информационных систем в интервью журналу Connect рассказал директор департамента развития и управления государственными информационными ресурсами АПК Министерства сельского хозяйства Российской Федерации Игорь Козубенко.
– Игорь Сергеевич, вы заняли пост главы департамента в сентябре 2016 г. С чего начиналась работа в новом для Минсельхоза России структурном подразделении?
– До того как возглавить департамент, я занимал пост советника Министра сельского хозяйства Российской Федерации. Тогда же началась разработка идеологии в области построения информационных систем министерства. В необходимости внедрения единого подхода к интеграции данных, циркулирующих в АПК, убедился на собственном опыте, полученном за время работы в одном из региональных министерств сельского хозяйства. К сентябрю прошлого года нам удалось в рамках существующей госпрограммы представить ИТ-идеологию ИС АПК, организовать планирование мероприятий по информатизации и обеспечить финансирование на 2017 г.
– Что послужило предпосылкой к внедрению единого подхода к развитию ИТ в отрасли?
– Была очевидной необходимость объединения государственных информационных систем на основе общих регламентов технического взаимодействия. В отрасли не существовало единой базы и шины данных, а также системы их хранения. Все это приводило к тому, что от 30 до 40% информации в отрасли дублировалось, и это слишком большая нагрузка на регионы, которые ежедневно такую информацию собирают.
Сейчас в ведомственных системах аккумулируется около 10 тыс. показателей, а в рамках государственной программы существует 89 форм отчетности по каждому направлению.
В свое время Министр СХ Александр Ткачев дал поручение снять дополнительную нагрузку с регионов по отчетности, разобраться с потоками данных и актуальностью информации, предложить методики и модели расчета одних показателей на основе других. В результате проделанной работы удалось избавиться от 150–200 внутренних показателей двойного учета.
– Как вам сегодня представляется дальнейшее решение этой задачи?
– Важно с помощью ИТ-инструментов расширять информационное взаимодействие с органами власти на федеральном и региональном уровнях. Сегодня такой алгоритм используется, например, в работе с Федеральной таможенной службой. Так, на сегодняшний день в наш Аналитический центр загружается информация из базы данных ФТС, а в полуавтоматическом режиме – данные Росстата.
Грамотно управлять отраслью можно только при наличии полной информации по каждому из объектов производства. Нам предстоит с помощью современных ИТ-инструментов провести инвентаризацию отрасли страны, начиная с поля и заканчивая мерами господдержки, чтобы научиться определять эффективность гектара.
Мы должны понимать отдачу в виде рентабельности каждого гектара земли в любом регионе с учетом вида собственности (малое хозяйство, личное подсобное, крестьянское фермерское или крупный холдинг и т. д.), выданных кредитов или вложенных инвестиций и многого другого. Помимо эффективности нужно определять энерговооруженность гектара на основе количества единиц техники, которой он обрабатывается в течение сезона. Ведь есть регионы, где приобретенная в большом количестве техника загружена лишь на 50–70%.
Еще один критерий расчетов – фондообеспеченность, т. е. основные капитальные вложения на гектар, что позволит выяснить, насколько предприятие способно обрабатывать землю своими средствами производства. Кроме того, мы должны понимать размер заработной платы на гектар. Насколько социальная нагрузка на предприятия соответствует ожиданиям на рынке труда. Если хозяйство не может предложить нормальную заработную плату, оно не в состоянии препятствовать оттоку кадров – квалифицированных агрономов, механизаторов, инженеров. Среди других показателей можно отметить рентабельность и налоговую нагрузку на гектар. Суммировав эти показатели, несложно будет найти самые эффективные гектары по всей России.
– Какую пользу из этого может получить конкретное хозяйство или инвестор, чем такие данные помогут?
– На основе таких данных можно предлагать типовые решения или шаблоны. Например, критерии самого эффективного гектара определяются следующими рамками: крестьянское фермерское хозяйство, 2–3 тыс. га пашни, 15–20 единиц техники и оборудования (сеялки, пропашные орудия, системы точного земледелия), не более 25 работников, уровень кредитования – не выше 30%. Иными словами, наибольшей эффективности хозяйствования можно добиться при создании и развитии предприятия такой формы собственности, с указанным количеством людей, объемом заемных средств или субсидий, набором техники и т. п.
– Но в регионах разные климатические и социально-экономические условия…
– Да, это так. Однако на конкретных примерах эффективно работающих предприятий можно показать и объяснить региональным министрам, губернаторам, как и почему это работает. Осталось проанализировать факторы и условия, характерные для конкретного субъекта РФ. В открытом доступе у руководителей, инвесторов и сельхозпредприятий будет возможность просматривать эту информацию, чтобы ориентироваться на будущие бизнес-планы. Инвесторы, например, должны понимать, что представляют собой активы на момент приобретения предприятия, на какую отдачу средств можно будет рассчитывать.
– Насколько быстро сегодня окупаются средства, вложенные в сельскохозяйственное производство в части технологий?
– Интерес к сельскому хозяйству не случаен. Отрасль дает возможность быстро получить вложенные инвестиции. В частности, в растениеводстве в течение одного сезона окупаются затраты на внедрение комплексной системы точного земледелия. Используются информационные технологии в комплексе с системами, машинами, модулями и аппаратами точного земледелия, спутникового мониторинга, Интернета вещей. Наличие таких ИТ-инструментов гарантирует хозяйствам ряд преимуществ: можно точно вносить удобрения, своевременно обрабатывать почву и посевы. Так что эта информация на заметку потенциальным инвесторам.
Наша задача состоит в том, чтобы показать динамику управления земельными и иными ресурсами в зависимости от подотрасли и региона. Например, дать ответ на вопрос, какую ферму – на 500 или на 1000 голов крупного рогатого скота – выгодно строить в конкретном районе при наличии пастбищ, перерабатывающих заводов, логистических предприятий и при условии использования решений по автоматизации техпроцессов. Не менее важная задача – изменить отношение АПК к современным информационным технологиям, прививать желание их внедрять и использовать.
– Инвесторам, бизнесу такие инструменты нужны? Вы вели с ними речь об этом?
– Переговоры ведутся с крупными холдингами, производителями семян, минеральных удобрений, кормов, оборудования и техники, лидерами различных отраслевых ассоциаций. Понимание есть, как и интерес к таким механизмам и инструментам. Представители бизнеса говорят, что у них нет данных о том, какие объемы, например, минеральных удобрений планируют приобретать сельхозтоваропроизводители. Для одних регионов они делают бóльшие запасы, для других – меньшие. Но подходит сезон, начинается обработка почвы, фермеры или предприятия получают кредиты либо субсидии и обнаруживается дисбаланс: где-то не выбрали запас, а где-то не хватило.
Сегодня мы ведем работу по более качественному сбору информации по яровым и озимым культурам с привязкой к полю. На основе этого мы получаем более точную информацию о выращиваемых в регионах культурах. Такая информация нужна сегодня производителям удобрений, семян, поставщикам горюче-смазочных материалов, предприятиям, занятым ремонтом техники и поставкой запчастей.
Для бизнеса важно точно планировать поставки и денежные средства. В этом же заинтересованы и сельхозпредприятия, которым не придется долго ждать запчасти или корма в нужном количестве. В сельском хозяйстве это особенно актуально. Сегодня не внес удобрения – завтра уже поздно, не приобрел материалов на 200 тыс. – не получишь прибыли на миллион. Как показывает практика, неточное выполнение технологических операций ведет к колоссальнейшим убыткам.
– Насколько точными будут прогнозные модели или шаблоны и как запустить этот механизм взаимодействия заинтересованных сторон?
– Если вернуться к опыту Краснодарского края, то мы составили структуру севооборотов с привязкой к каждому полю, сформировали отчетность в разрезе каждого муниципалитета, поняли, где и что выращивают, начали работу над прозрачностью предоставленных данных.
В отчете хозяйство, конечно, могло указать озимую пшеницу, а на самом деле высадили подсолнечник. Бывают случаи, когда в погоне за прибылью производители сельхозпродукции умышленно не соблюдают программу плодородия почв в нарушение структуры севооборота. Государство отслеживает качество использования почвы, проводит экологические обследования, используя для этого спутниковый мониторинг, ряд других методик. В случае несоответствия данных мониторинга указанным в отчете мы направляем сведения об этом главам муниципалитетов, главным агрономам, которые выезжают на место с проверкой.
Постоянный информационный мониторинг и контроль позволяют управлять на местах уровнем прозрачности и достоверности передаваемых данных. Параллельно срабатывает психологический барьер, и люди начинают перестраиваться.
Кроме того, к работе в этом направлении подключились банки, которые выдают кредиты на посевную, страховые компании, которые страхуют кредиты и будущий урожай. Сегодня можно сказать, что постепенно система становится саморегулируемой. Примерно два года понадобилось, чтобы производители сельхозпродукции поняли, что государство не только мониторит и контролирует, но и готово помогать. Судить об этом можно на основе повышения эффективности ведения деятельности.
Ежегодно общее валовое производство и урожайность культур увеличиваются в среднем на 5–10%, это колоссальные цифры в масштабах региона. За последние пять лет (с 2010 по 2015 г.) прибыль от общего валового дохода увеличилась на десятки миллиардов. Затраты на информационную систему, технологии, бизнес-процессы, покупку техники, сервисов составили порядка 50 млн руб.
Если этот бизнес-процесс масштабировать по стране, посодействовать организации работы производителей сельхозпродукции, то с каждым днем наш условный гектар будет становиться более эффективным. А значит, при тех же расходах предприятия будут повышать свою конкурентоспособность.
– В качестве одной из ключевых задач департамента вы в свое время назвали создание Аналитического центра Минсельхоза РФ. Что удалось сделать к настоящему времени?
– Аналитический МСХ РФ был создан в январе этого года. Наши коллеги назвали его пультом управления АПК. К настоящему времени созданы дашборды и аналитические панели для конкретных отраслей. Например, в отрасли растениеводства представлены общие валовые сборы в разрезе каждого региона по зерновым и зернобобовым. Сегодня мы понимаем потенциал импорта/экспорта по зерну, поскольку собираем и контролируем соответствующую информацию. Благодаря данным о ценах на основные виды продуктов из продовольственной корзины (хлеб, масло, молоко, крупы, овощи, фрукты и т. д.), еженедельно отслеживается динамика средней стоимости такого набора в каждом регионе. Если выясняется, что в каком-то субъекте цены, допустим, на молоко, резко пошли вверх, то министерство в рамках своих функций мониторинга и стимулирования в виде господдержки вовремя может оказать влияние на этот рынок.
– Какие из многочисленных задач Аналитического центра, на ваш взгляд, являются приоритетными?
– Сегодня основная задача состоит в том, чтобы не только осуществлять мониторинг информации, но и ее анализировать. В частности, до конца текущего года мы планируем выяснить, что влияет на конечную стоимость продукции, из чего складывается структура себестоимости, сколько кредитных ресурсов и собственных средств вкладывает производитель, какие усилия предприятие должно прилагать к развитию инвестиционного потенциала.
Затем мы должны научиться определять инвестиционный потенциал каждого региона, с учетом его развития и сбалансированности, по основным видам продукции и общему валовому продукту. Важно выяснить, каких продуктов в субъекте выпускается недостаточно и какие продукты производятся в соседних регионах. Это позволит грамотно выстраивать логистику и даст возможность перейти к полноценному прогнозированию продовольственной безопасности страны.
Поясню на примере. Инвестор рассчитывает на господдержку при реализации проекта по производству и переработке молока в одном из регионов. Имея полную информацию о ситуации в АПК по регионам, мы сможем давать экспертные оценки относительно перспектив того или иного инвестиционного проекта и его влияния на рынок. Зачем создавать новые крупные площадки там, где успешно работают три-четыре предприятия? Ведь это может изменить рыночную ситуацию и не всегда в лучшую сторону, в частности, спровоцировать демпинг цен, снижение конкуренции, что в результате приведет к сокращению рабочих мест и обострению других социальных проблем.
Таким образом, одна из первоочередных задач Аналитического центра – помочь регионам правильно оценить имеющиеся условия и определить свои возможности. Грамотный консалтинг на основе данных – это, пожалуй, основное, что необходимо конкретному региону, чтобы знать перспективные направления социально-экономического развития. Используя современные ИТ-технологии, мы готовы помогать сельхозпредприятиям выбирать вектор движения, оказывать информационную поддержку региональным властям, чтобы они были в курсе происходящего, в том числе и происходящего в соседних регионах.
– Как организована работа в Центре, кто пользуется его возможностями?
– Владельцами данных выступают регионы с определенным доступом, а приказами региональных министров назначены ответственные, которые наделены правом внесения данных и их корректировки.
Разработана процедура сбора данных, и у всех, кто участвует в процессе, есть свои личные кабинеты. В департаментах Минсельхоза РФ есть кураторы отчетных форм. Специалисты перепроверяют данные, которые вносятся на региональном уровне.
Большой объем работы обусловлен поступающими из регионов вопросами о том, что и как делать. В этом плане Аналитический центр выступает еще центром компетенций в использовании информационных технологий.
Для руководителей всех уровней предусмотрены инструменты визуализации информации. Вот, например, сформированный сводный отчет (показывает. – Прим. ред.). Выбираем форму, получаем данные. Как видно из отчета по субсидиям в сфере растениеводства за 2016 г., целевые индикаторы выполнены на 102%. Визуализация облегчает восприятие данных, сокращается время поиска.
Встроенные средства мониторинга дают возможность видеть, кто заходит в систему, ведется статистика посещений. На базе таких данных можно судить об интересе и эффективности использования ИТ-ресурсов, позволяющих принимать оптимальные решения на основе достоверной информации. По мере проникновения информационных технологий в отрасль будут формироваться дополнительные возможности для интеграции и анализа различных данных, а доступ к ним будет становиться более простым.
В целом стоит отметить, что за последнее время сделано немало, но многое еще предстоит. До конца текущего года мы намерены определить эффективность производства каждой единицы, будь то гектар, килограмм молока или мяса, а также необходимо оценить инвестиционный потенциал каждого региона. У нас есть план действий на перспективу, есть ИТ-инструменты. Интеграция информации в сочетании с механизмами контроля позволяет обеспечить контроль эффективности использования земельных и иных ресурсов, а аналитические возможности центра послужат основой для составления прогнозов развития всех сегментов агропромышленного комплекса.
– Спасибо за интересную беседу.