За неделю до начала Форума iFin-2017 «Электронные финансовые услуги и технологии» интерес к мероприятию, если судить по количеству тех, кто уже прошел регистрацию, бьет рекорды. О своем намерении посетить форум заявило на 40% больше человек, чем годом ранее. На первый взгляд, парадоксальная ситуация. Таковой она выглядит потому, что в результате политики оздоровления рынка, проводимой Центральным Банком, количество кредитно-финансовых банковских уменьшается. Ежегодно перечень банков сжимается на десятки учреждений. Даже обыватели привыкли к тому, что едва ли не каждую неделю ЦБ отзывает банковские лицензии на право осуществления деятельности.
Между тем, по данным Ассоциации российских банков, которая по традиции поддерживает iFin, количество делегатов форума растет. Как ожидается в этом году, около 30 ведущих разработчиков и поставщиков программного обеспечения и оборудования, сервисных и консалтинговых компаний представят на форуме новые технологии, решения и услуги. В частности, речь идет о различных системах дистанционного банковского обслуживания, интернет- и мобильном банкинге, электронных платежных инструментах, технологиях обеспечения информационной безопасности, решениях для сетей финансового самообслуживания и т. д.
По информации организаторов форума, в предыдущие годы был зафиксирован спад посещаемости iFin, но уже несколько лет подряд количество делегатов постоянно увеличивается, несмотря на то, что банковский сегмент России по количеству игроков заметно сокращается – на сотню ежегодно. Заявку на рекордную посещаемость мероприятия в оргкомитете форума объясняют тем, что повышается интерес к возможностям информационных технологий в банковской сфере и специализированным ИТ-решениям. Ситуация в банковской сфере такова, что учреждение, не обеспечивающее клиентам доступ к мобильному или интернет-банку, не имеет шансов выжить в новых экономических условиях. Впрочем, по мнению представителей оргкомитета форума iFin-2017, сегодня важно не столько наличие, сколько активное использование таких инструментов клиентами банка. Любые каналы дистанционного обслуживания позволяют учреждению зарабатывать деньги, существенно экономить на издержках и тем самым претендовать если не на лидирующие, то весьма высокие позиции в своем сегменте.
Появление новых возможностей в сфере банковского обслуживания, прежде всего удаленного или дистанционного, наряду с политикой госрегулятора по оздоровлению сегмента финансовых услуг меняет расстановку сил на этом рынке. Аналитические материалы, подготовленные ЦБ на основе результатов работы кредитно-финансовых учреждений в минувшем году, позволяют сделать осторожный вывод о том, что кризис в банковской сфере преодолен. Во всяком случае, сейчас, в преддверии iFin-2107 эксперты не задаются вопросом, завершился кризис или нет, как это было в начале прошлого года.
Представители банков и других финансовых учреждений предпочитают обсуждать текущую ситуацию на финансовом рынке с точки зрения адаптации к новым экономическим условиям, с позиции перезагрузки, переформатирования и иных синонимичных терминов. А факты и цифры, представленные ЦБ, иллюстрируют наметившиеся тенденции. Так, например, активы банковского сектора находятся на стабильном уровне, за прошлый год они, пусть и незначительно, но выросли. Отмечается низкий темп роста просроченной задолженности. Прибыль банковского сектора за период с января по ноябрь 2016 г. увеличилась в несколько раз по сравнению с аналогичным периодом 2015-го – с 264 млрд руб. до 787 млрд руб.
Для ИТ-компаний, которые разрабатывают решения для финансового рынка, важным является тот факт, что впервые с момента начала реализации политики ЦБ по оздоровлению финансового рынка общее количество отозванных лицензии снизилось. Пока эксперты теряются в догадках – это случайность, совпадение или первые плоды политики финансового оздоровления, и количество отозванных лицензий пойдет на спад. В частности, ИТ-компании надеются, что количество рыночных игроков как потенциальных потребителей их решений и услуг перестанет уменьшаться.
В настоящее время перегруппировка сил на финансовом рынке продолжается. Набирает силу любопытная тенденция: активы первых пяти банков страны показывают устойчивый рост, в то время как активы банков третьей сотни демонстрируют не менее устойчивое снижение. Таким образом, тектонические сдвиги в банковском секторе указывают на смещение рынка в сторону крупнейших игроков. Нацеленные на долгосрочное развитие банки вынуждены следить за своими издержками, стремятся повышать доходы, в том числе за счет услуг и возможностей, которые предоставляют им ИТ-компании.
Вкус банков к ИТ-инструментам формируется не только за счет проводимой ЦБ политики оздоровления, вынужденных банкротств, санаций, слияний и поглощений, но и повышения требований в сфере безопасности. По некоторым данным, созданная в Банке России рабочая группа намерена сформулировать дополнительные требования, которые, в частности, будут связаны с сертификацией систем дистанционного банковского обслуживания. Осведомленные эксперты утверждают, что этот вопрос регулятор намерен решить уже в текущем году.
Кроме того, ряд законодательных инициатив касается дистанционного открытия счетов. Планируется, что расширенные возможности будут предоставлены не только частным лицам, но и организациям при соблюдении ряда условий. ИТ-компании уже готовят предложения, которые позволят вывести на рынок новые востребованные услуги, как только изменения в банковском законодательстве вступят в силу. Часть из них будут анонсированы на форуме. Как показывают аналитические исследования, спрос на такие решения или услуги определяется преимущественно двумя факторами: функциональностью ИТ-инструмента и удобством пользования. Причем под удобством в данном случае понимается такой уровень, когда пользователь настолько удовлетворен новинкой, что охотно рекомендует ее своим коллегам, партнерам и т. д.
Сбудутся ли ожидания организаторов Форума iFin-2017 «Электронные финансовые услуги и технологии» относительно рекордной посещаемости, можно будет проверить уже на следующей неделе. Тогда же можно будет оценить привлекательность и удобство анонсированных решений и услуг, например, в части голосовых технологий, к которым уже присматриваются уцелевшие российские банки. Хотя все это вряд ли способно повлиять на недовольство многочисленных рядовых банковских клиентов относительно финансовых возможностей, предлагаемых им крупными банками, и высоких комиссионных, взимаемых за пользование теми или иными услугами. Перегруппировка рынка в пользу крупных банковских игроков лишает рядовых пользователей привлекательных условий обслуживания и преимуществ, которые гарантируются конкуренцией на банковском рынке.