И за философа неловко

Светлана Арянина
Светлана Арянина

Платить налоги всегда неприятно. Но процедура оплаты должна быть удобной. В противном случае накал страстей может выплеснуться на улицу. Что и случилось на минувшей неделе. Волна протестов водителей большегрузных автомобилей набирает обороты. Есть пострадавшие. Возникли задержки с доставкой грузов. Перевозчики не могли не возмутиться. Прежде всего тем, как организована процедура сбора платежей.

Кратко о предыстории акций, охвативших многие регионы и автомагистрали России. Законом предусмотрена уплата сбора за ущерб, причиняемый дорогам федерального значения большегрузными автомобилями (весом свыше 12 т). Инструментом взимания средств и контроля служит система «Платон». Это название – сокращенный вариант словосочетания «плати за тонну» – не имеет ничего общего с именем философа. Компания «РТ-Инвест Транспортные Системы» – оператор системы – отвечает за полный цикл ее создания и последующую модернизацию.

Системой предусмотрено два варианта оплаты: по авансовой схеме и за фактически пройденное расстояние. Во втором случае можно оформить разовую маршрутную карту либо использовать бортовое устройство, которое, как обещано разработчиком системы, обеспечивает автоматическое списание денежных средств с лицевого счета владельца транспортного средства. Бортовые устройства принимают сигналы глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS.

Для контроля оплаты предназначены стационарные конструкции (установленные над полотном дороги рамки с оборудованием) и мобильные средства – автомобили, оснащенные специальным оборудованием. В системе «Платон» перевозчики обязаны были зарегистрироваться до 15 ноября 2015 г. и оборудовать автомобили бесплатным бортовым устройством. В конце октября сообщалось, что система полностью готова к началу введения сбора. Во всех регионах и крупных городах страны созданы 138 центров информационной поддержки пользователей. Можно обращаться за консультацией и поддержкой. Офисы оператора системы открылись в пограничных пунктах досмотра, поскольку иностранные транспортные средства обязаны оплачивать проезд на общих основаниях.

Протяженность федеральных трасс в нашей стране приближается к 51 тыс. км, количество зарегистрированных транспортных средств разрешенной массой более 12 т составляет 1,9 млн.

Все гладко на бумаге и на сайте «Платона». Однако первые возмущения перевозчиков раздались еще до 15 ноября. Как и следовало ожидать, введению сбора никто не обрадовался, с раздражением, если опустить более эмоциональные выражения, были восприняты суммы штрафных санкций (в пределах от 40 тыс. до 1 млн руб.). И все же главными причинами недовольства стали сбои и нестыковки в функционировании системы в целом. В частности, зарегистрированные пользователи стали бить тревогу, когда не смогли получить обещанных бортовых устройств, оформлять маршрутные карты оказалось неудобно. Ажиотаж возник у офисов оператора, увеличение времени их работы не разрядило обстановку. Диспетчеры «Платона» не были готовы к ответам на вопросы пользователей. Автовладельцам разрешили самостоятельно оборудовать автомобили бортовыми устройствами, зашла речь об адаптации к новым правилам перевозок и автовладельцев, и контрольно-надзорных служб. Не выдерживал нагрузок сайт системы. Руководство оператора сообщало о попытках взлома системы.

Предусмотрительные перевозчики, которые заранее прошли регистрацию, стали сообщать о первых случаях выхода бортовых устройств из строя. Для того чтобы избежать штрафа, водителям приходится возвращаться в исходную точку маршрута, своевременно известить центр обслуживания о неполадках не удается. Стало известно о фактах списания платы по несколько раз. Кроме того, владельцы фур заявили, что в ряде случаев «Платон» прокладывает не самый оптимальный и при этом безальтернативный маршрут по сравнению, например, с сервисом «Яндекс-карты». И перевозчикам приходится фактически переплачивать, что не может не подливать масла в огонь в накаленную до предела обстановку.

Сомнительная работоспособность системы «Платон» заставила власти и законодателей срочно принимать меры. В частности, Минтранс заявил о готовящихся поправках в Кодекс об административных правонарушениях, на основании которых штрафы, как ожидается, будут существенно снижены. До принятия таких поправок перевозчиков не будут наказывать рублем.

В общем, очередной громкий эксперимент, подрывающий доверие к государственной машине и чиновникам, отвечающим за введение новых правил проезда по федеральным трассам, «удался». Пилотный запуск и предварительное тестирование системы помогли бы выявить риски и «дырки» в системе, избежать социальной напряженности. А теперь даже мораторий на введение дополнительной платы с большегрузных автомобилей едва ли способен восстановить репутацию оператора «Платона». И за философа неловко. На дурные ассоциации наводит. Видимо, не судьба избавить Россию от двух главных ее проблем.

www.connect-wit.ru

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Цифровой девелопмент

Подробнее
Спецпроект

Машиностроительные предприятия инвестируют в ПО

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку