Итоги работы корпорации за 2020 год подвел господин Кен Ху, заместитель председателя совета директоров Huawei.
Последствия пандемии и санкционной политики США
Вспоминая свой годовой отчет 2018, который он делал в небольшой конференц-комнате в присутствии 20 человек, господин Кен Ху отметил, что в этот раз данное мероприятие проходит при аншлаге. Заместитель председателя совета директоров Huawei заявил, что прошлогодняя конференция, в связи с карантинными мерами, проходила тогда в режиме онлайн. На том мероприятии топ-менеджер компании Эрик Сю даже позволил себе такую фразу: «Не знаю, переживем ли мы 2020-й год и встретимся ли вновь?» Отвечая на вопрос своего босса, Кен Ху заметил: «Сегодня мы собрались в тот же день уже в переполненной аудитории и заявляем о том, что компания пережила этот трудный период».
Господин Кен Ху отметил, что 2020-й год был очень необычным опытом для компании, и основной проблемой был, разумеется, кризис, связанный с пандемией коронавируса. В этот непростой период компания Huawei предприняла все необходимые действия, чтобы обезопасить своих сотрудников. Huawei продолжила поддержку работы более 1500 сетей в 170 странах и регионах мира. Huawei также занималась оптимизацией сетей, поскольку в период пандемии серьезно увеличился трафик данных. Кроме того, Huawei занималась и прямой помощью пострадавшим от пандемии странам в различных регионах мира – она поставляла медицинскую технику и оборудование для больниц. Ассистент AI, созданный Huawei, позволил медицинским работникам существенно ускорить диагностику Covid.
Финансовые показатели компании
Финансовые показатели за 2020 год оказались очень даже неплохими: выручка Huawei выросла на 3,8%, достигнув уровня 891,4 млрд. юаней; чистая прибыль увеличилась на 3,2%, достигнув отметки в 64,6 млрд. юаней; а вот операционный денежный поток (OCF, Operating Cash Flow – является мерой суммы денежных средств, полученных в результате обычной деловой деятельности компании) снизился на 61,5%, опустившись до уровня 35,2 млрд. юаней, что, однако же, было вполне ожидаемым. Итак, компания Huawei сохранила свою конкурентоспособность и возможность вкладывать инвестиции в НИОКР.
У компании Huawei есть три основные направления бизнеса: операторский бизнес, сектор Enterprise и пользовательский бизнес. Эти три сектора развивались в 2020 г. несинхронно. Так, операторский бизнес вырос на 0,2% – с 302 до 302,6 млрд. юаней, что можно считать, практически, нулевым ростом.
Консьюмерский бизнес подрос на 3,3% – с 467,3 до 482,9 млрд. юаней. Разумеется, для любой другой компании рост в 3,3% был бы неплохим показателем, но только не для Huawei, которая в предыдущие годы росла семимильными шагами.
Понятно, что причины этой стагнации следует искать не только в пандемии коронавируса, но и в несправедливых американских санкциях, наложенных на компанию Huawei еще в период президентства Трампа. Из-за американских санкций, которые сильно повлияли и на позиции операторского бизнеса Huawei в Европе, так что он резко просел. Что же касается низкого роста консьюмерского бизнеса, то он также связан с несправедливыми гонениями на пользовательскую технику компании на американском рынке.
Тем не менее, даже в такой критической ситуации Huawei сумела в кратчайшие сроки найти новые рынки сбыта своей продукции, переориентировавшись с падающего рынка США и Западной Европы, и сохранила, хоть и небольшой, но рост.
Кстати, на сессии вопросов и ответов журналист агентства Reuters задал господину Кен Ху прямой вопрос о том, в какой степени торможение роста обусловлено американскими санкциями, а в какой – пандемией Covid? Кен Ху ответил, что Huawei не разделяет эти факторы в своей статистике, поэтому он не может ответить на данный вопрос.
Примечательнее всего ситуация с сектором Enterprise, который показал рост на 23% – с 81,6 до 100,3 млрд. юаней. Здесь сказались многолетние усилия руководства Huawei, направленные на развитие облачных технологий, искусственного интеллекта и других инновационных сегментов ИТ.
Если же говорить об отдельных регионах, то здесь все было предсказуемо: выросли продажи на внутреннем рынке Китая на 15,4% – с 506,7 до 584,9 млрд. юаней. Рынок Азиатско-Тихоокеанского региона просел на 8,7% – с 70,5 до 64 млрд. юаней. Европа опустилась на 12,2% – с 206 до 180,8 млрд. юаней. Продажи на американском рынке упали на 24,5%, скатившись до 39,6 млрд. юаней. Таким образом продажи на рынке самого Китая принесли 65,6% выручки компании, Европа дала 20,3%, Азиатско-Тихоокеанский регион – 7,2%, Америка – 4,4%.
Роль и значение ИКТ для развития экономики
В ходе своего выступления господин Кен Ху представил очень интересный график (см. картинку), показывающий глобальный прогресс цифровых экономик и доказывающий, что в период пандемии страны-лидеры с большей зрелостью в области ИКТ смогли значительно смягчить негативное влияние, оказываемое на их ВВП, по сравнению с крепкими «середнячками» и отстающими в области ИКТ странами.
Показательно, что Huawei на этом графике честно признала лидерство США, Японии и европейских стран, поместив Китай в группу «середнячков». К сожалению, мы не нашли на этом графике Россию, зато увидели, что такие страны, как Казахстан и Белоруссия, оказались в группе «середнячков».
Итак, по мнению руководства Huawei, страны-лидеры смогли минимизировать до 50% последствий пандемии и быстро восстановиться за счет хорошего развития в области ИКТ. Господин Кен Ху констатировал, что ИКТ в период пандемии стала ключевым фактором устойчивости экономик стран мира.
Сегодня более 86% менеджеров по всему миру ожидают увеличения инвестиций в сферу ИКТ. Он также отметил, что ожидает полной адаптации бизнеса к облачным сервисам в ближайшие три года, а на горизонте до 2025 года 97% предприятий будут использовать AI – технологии искусственного интеллекта.
Ключевые направления деятельности Huawei
Затем господин Кен Ху подробнее остановился на стратегии развития компании, особо подчеркнув, что она осталась неизменной – речь идет о понимании ИКТ-инфраструктуры в качестве фундаментального основания интеллектуального мира будущего.
С одной стороны, Huawei работает в секторе связи, развивая такие перспективные области, как 5G, интеллектуальные IP-сети и оптические коммуникации. С другой стороны, речь идет о таких сферах, как облачный бизнес, сфера вычислений, системы хранения данных. А на пересечении всех эти областей Кен Ху видит технологии AI – искусственного интеллекта, которые проникают во все секторы современных ИТ.
Господин Кен Ху с удовлетворением отметил, что сектор 5G переживает этап бурного роста и коммерциализации, при этом Китай в этой области является передовой страной, демонстрируя отстающим возможности, предоставляемые сетями пятого поколения. Кен Ху очень точно заметил, что именно промышленное применение является на сегодня «золотой жилой» для операторов сетей 5G.
Заместитель председателя совета директоров Huawei также познакомил журналистов с облачной стратегией компании, отметив, что всего за три года работы на этом рынке Huawei добилась здесь значительного прогресса, обеспечив все возможные на сегодня сценарии облачных услуг. Кен Ху отметил, что большинство предприятий уже считают переход на облачные сервисы естественным шагом в своем развитии. По состоянию на 2020 год, Huawei вышла на второе место в Китае на рынке облачных услуг. У компании сейчас насчитывается более 19 тыс. партнеров в облачном бизнесе, 1,6 млн разработчиков, которые создали уже более 4000 приложений.
Говоря о пользовательском секторе, Кен Ху отметил, что Huawei сосредоточена здесь на пяти ключевых сценариях: «умный» дом, «умный» офис, удобные путешествия, спорт и здоровье, сфера развлечений. При этом компания будет опираться на три технологических уровня: на операционную систему Harmony, мобильные сервисы Huawei и на технологии искусственного интеллекта. Благодаря бурному развитию Harmony и мобильных сервисов компания Huawei стала третьей по величине в мире экосистемой мобильных приложений: 2,3 млн зарегистрированных разработчиков (300 тыс. из них – зарубежные разработчики), количество приложений превысило планку в 120 тыс., причем количество зарубежных приложений, в сравнении с 2019 годом, выросло в 10 раз, что превзошло самые смелые ожидания руководителей компании. Мобильными приложениями Huawei пользуются более 700 млн клиентов в различных странах и регионах мира.
Цели компании
В завершение своего выступления Кен Ху отметил, что видит цель компании Huawei в улучшении уровня жизни людей: «Наша конечная цель – поддерживать устойчивое развитие всего человечества».
Кен Ху выделил в этой связи четыре важных аспекта: 1) цифровая инклюзивность – «нельзя никого оставлять позади в этом мире, нужно делать все возможное, чтобы все люди Земли имели доступ к цифровым сервисам»; 2) защита окружающей среды – Huawei разрабатывает и сама активно внедряет зеленые технологии, снижая углеводородные выбросы; 3) безопасность, которая является необходимой предпосылкой для построения взаимосвязанного мира; 4) экосистема здравоохранения – Huawei вложила почти 12 млрд. юаней в здравоохранение сотрудников компании. Кроме того, Huawei осуществила 620 крупных поставок медицинских материалов в более чем в 120 стран мира.
Сегодня компания Huawei позитивно смотрит в будущее, несмотря на продолжающуюся пандемию и геополитические дрязги.