По сообщению Агентства РИА «Новости», в среду, 31 мая состоялась встреча Президента РФ Владимира Путина с российскими мультипликаторами, в ходе которой были обозначены проблемы и перспективы развития анимационной индустрии в РФ. Участие в ней приняли представители ведущих мультипликационных студий, в частности, «Союзмультфильм», «Мельница» (полнометражная франшиза «Три богатыря», «Иван Царевич и Серый Волк» и др.), «Рики» («Смешарики»), «Анимаккорд» («Маша и Медведь»), Wizart («Снежная королева») и «КиноАтис» («Белка и Стрелка»).
Представители анимационной отрасли остались довольны встречей с Президентом. В частности, председатель правления студии «Союзмультфильм» Юлиана Слащева заявила: «Мы получили очень живое, внимательное отношение Президента и большой интерес. Он оценил то, что отрасль сделала за последние шесть лет, как смогла вырасти и развиться. Мы довольны встречей. Президент провел с нами полтора часа в конструктивном диалоге. Мы почувствовали, что он преисполнен уважением к отрасли и вниманием к теме».
Управляющий директор студии «Анимаккорд» Дмитрий Ловейко подчеркнул, что на встрече были рассмотрены все предложения представителей анимации. «Было обещано рассмотреть почти все вопросы положительно. Всех выслушали. Будем ждать результат, надеюсь, он будет хорошим», – отметил Ловейко.
Президент Ассоциации анимационного кино и генпродюсер ГК «Рики» Илья Попов заявил, что аниматоры рассказали Президенту о результатах индустрии за шесть лет, прошедших со времени их последней встречи в 2011 г. Они говорили также о необходимости комплексной программы развития анимации, состоящей из нескольких блоков. Один из них – это инфраструктурная поддержка в создании дома российской анимации на базе «Союзмультфильма» со статусом технопарка и вытекающими отсюда преференциями и льготами. «Мы планируем разместить в новом здании на льготных условиях малые и средние анимационные студии, предоставить им технологическую, юридическую и финансовую поддержку, а также производственные площади. Таких студий в России сегодня около 40. Из них только шесть индустриальных студий, остальные – малые и средние, которым для развития нужна поддержка», – сообщила председатель правления «Союзмультфильма» Юлиана Слащева. Президент поддержал создание такого технопарка, утверждают участники встречи.
По сообщению «Коммерсанта», аниматоры также говорили о необходимости мер, связанных с поддержкой российского экспорта, об участии в международных выставках совместно с Российским экспортным центром. «Экспорт приносит менее 30% выручки, мы хотим, чтобы эта цифра выросла в полтора-два раза», – уточнил Илья Попов. В ходе встречи речь зашла и об образовании в области анимации, о борьбе с контрафактом – игрушках и другой продукции на основании образов российских анимационных героев, использованных без разрешения.
Другая мера господдержки, которой аниматоры добиваются уже несколько лет, – это льготные страховые выплаты по аналогии с ИT-компаниями. В мае 2013 г. на встрече кинематографистов с Владимиром Путиным вопрос поднимал продюсер Сергей Сельянов (совладелец студии «Мельница») – он затронул этот вопрос и сегодня, причем реакция со стороны Президента была «позитивная».
В ответ на предложения приравнять анимационные студии к ИТ-компаниям Путин заявил: «Я поговорю с Минфином, если будут сопротивляться, снимем про них мультик» (цитата по «Интерфаксу»).
Еще одна мера – расширение применения нулевого НДС для составных частей мультфильма. Студии не платят НДС при продаже целых мультфильмов, например, телеканалам, но это дает им «копейки». Продажа прав на использование своих персонажей, т. е. лицензирование, – единственный реально крупный доход для большинства студий, сказали участники встречи. О необходимости обнуления НДС при лицензировании рассказал управляющий директор ГК «Анимаккорд» Дмитрий Ловейко.
Мультипликаторы просили и прямой финансовой поддержки. В 2011 г. после встречи они получили около 500 млн руб. в год – с тех пор рынок утроился в объеме, сейчас вся отрасль оценивается в 7 млрд руб. Чтобы сделать новый рывок в следующие пять-шесть лет, аниматорам требуется дополнительно 1 млрд руб. в год к имеющимся 800 млн руб., в среднем выделяемых ежегодно на анимацию, включая полнометражные фильмы.
По заявлению участников встречи, Президент с «огромным интересом и внимательно все слушал и оценивал». Владимир Путин отметил, что анимационная отрасль оценивается как стратегически значимая, как и другие креативные индустрии, например кино. В резюмирующей части Владимир Путин сообщил, что считает важным удовлетворить почти все предложения, но на их проработку потребуются время и внутренние консультации с министерствами и ведомствами.
Интересно, что в качестве положительного примера господдержки аниматоры указали Президенту на ИТ-отрасль, хотя сегодня буквально все эксперты ИТ-рынка говорят о кризисных явлениях в секторе информационных технологий, о том, что деньги на ИТ выделяются по остаточному принципу, а в последние годы резко урезаются бюджеты ИТ-отделов. Поэтому представления аниматоров о российских ИТ-компаниях, как о сказочном Эльдорадо, выглядят несколько странновато.
Добавлю от себя еще одно наблюдение. На прошедшем 23 мая в Москве форуме «Телеком-2017» Дмитрий Медников, заместитель генерального директора ВГТРК, посетовал на то, что «наши операторы связи так и не смогли приучить российского пользователя к платному контенту, поэтому он все еще предпочитает потреблять так называемые сырые данные (зачастую пиратские)». То есть представитель ТВ-компании считает, что операторы связи и интернет-провайдеры должны были создать некие чудодейственные механизмы, позволяющие производителям телевизионного контента продавать его на падающем рынке.
Как мы видим, в то время как одни (аниматоры) приводят наши ИТ в качестве примера процветающей отрасли, на которую хотят равняться, другие (представители платного телевидения) упрекают ИТ-компании в нерасторопности.
Очевидно, что для стороннего наблюдателя, наслушавшегося досужих разговоров о сотнях миллиардов рублей, которые сотовые операторы вложат в проекты, необходимые для выполнения законов Яровой, ИТ-отрасль и в самом деле выглядит полной жизни и инвестиций, что не совсем коррелирует с реальной действительностью, в которой ИТ-директорам приходится каждый день «бороться за жизнь» своих отделов.