17 октября в Москве состоялась X Международная конференция «Digital TV Russia & CIS: Цифровой эфир, нелинейный контент, blockchain, Ultra HD HDR», которая прошла в партнерстве с НАО «Национальная спутниковая компания» («Триколор ТВ»), ФГУП «Космическая связь» (ГП КС) и при участии Funke Digital TV. В мероприятии приняли участие представители телекоммуникационных и вещательных компаний, контент-провайдеры, производители и поставщики телеком-оборудования, основатели и руководители blockchain-стартапов, участники сектора криптовалют и ICO, системные интеграторы, представители регулирующих органов власти и СМИ.
Для нас, как обычно, большой интерес представляли выступления менеджеров из ГП КС. В этом году ФГУП «Космическая связь» была представлена директором департамента инфокоммуникационных технологий и мультимедийных услуг Сергеем Плотниковым. Он выступил с заявлением о том, что спутниковый оператор решил начать свой пилотный проект по доставке контента, включая VoD (Video on-demand – видео по запросу), в сети кабельного телевидения с технологией IPTV (Internet Protocol Television – телевидение по протоколу Интернета).
Конкретных подробностей по данному проекту пока не так много, но формат небольших заметок для авторской колонки позволяет нам воспользоваться удобной возможностью, чтобы сообщить то немногое, что уже известно к настоящему моменту.
Итак, партнером нового сервиса выступает ООО «Спутниковое телевидение» STV (http://www.sattele.ru/), в пилотном поекте участвуют два кабельных оператора связи в Подмосковье. Выбор столичного региона Сергей Плотников объяснил логистическими соображениями: ГП КС передал операторам специальные серверы, которые разбирают unicast-контент (одноадресный, один источник потока – один получатель) в multicast (многоадресный, один отправитель, получатели – некоторая группа клиентов). Отметим, что ФГУП «Космическая связь» предполагает в дальнейшем бесплатно передавать такие серверы кабельным операторам. Такой подход немного напоминает методы работы американских компаний.
Если копнуть немного глубже в историю, то ГП КС впервые описало данный проект еще в 2018 г., а уже в текущем году начало собирать прототип решения. При этом в рамках пилотного проекта ФГУП «Космическая связь» сначала подключило к системе клиентов двух небольших кабельных сетей: в процессе тестирования ГП КС, во-первых, оттачивало техническое решение, во-вторых, собирало обратную связь от операторов и их реальных пользователей. Планируется, что в коммерческом режиме ГП КС начнет предоставлять такую услугу уже в следующем 2020 г.
В состав рабочей группы в настоящее время входят специалисты ФГУП «Космическая связь», разработчики транскодеров, пакетайзеров, систем закрытия, приложений, а также специалисты компании STV, которая фактически выполняет роль дистрибьютора этого решения и обеспечивает его контентное наполнение.
Представитель STV Александр Никифоров также представлял проект. Он, в частности, отметил, что компания внимательно следит за ситуацией на рынке и, будучи платформой вещания телеканалов, не может не учитывать новый тренд персонализации доставляемого контента. Совместный с ГП КС проект позволяет сделать персонализированной доставку контента посредством спутника.
Сергей Плотников полагает, что необходимость доставки нишевого контента через спутник была понятна компании уже давно, но только сейчас ГП КС удалось найти партнеров, готовых реализовать эту задачу.
Спутники на протяжении десятков лет оставались оптимальным средством распространения телевизионного контента, что во многом объяснялось уникальной инфраструктурой, способной транслировать ТВ-сигнал на большие географические расстояния, а также дешевизной «последней мили» и неплохим качеством сигнала. Но в последние годы ярко проявили себя новые тенденции, среди которых следует отметить развитие наземных сетей связи, запрос на адресное распространение контента (VoD, таргетированная реклама, мобильные устройства), существенное увеличение объема потребляемой емкости для передачи контента (появился UHD). Все это со временем сделало спутниковую связь слишком дорогим ресурсом.
К тому же, если говорить об адресном контенте, то спутниковый ресурс, к сожалению, непригоден для его доставки, поскольку различные устройства нового поколения, такие как планшеты, смартфоны, Smart TV и OTT-приставки, работают в основном с unicast-потоками. Использовать спутники для unicast-вещания весьма затратно и нецелесообразно, однако адресную доставку можно организовать multicast-потоками. Собственно говоря, именно эта задача и решается в рамках анонсированного ГП КС проекта.
В заключение заметим, что далеко не все игроки рынка восприняли данное начинание с оптимизмом. Дело в том, что для многих компаний ключевым фактором успеха является независимость от конкретных каналов связи. В частности, такой позиции (идея «чистого продукта», слоган «Всегда. Везде. На любом устройстве») придерживается «НТВ-Плюс». Директор департамента цифровых продуктов оператора спутникового телевидения Константин Смирнов считает, что отсутствие привязки к каналам передачи данных делает сервис более удобным и привлекательным и, как следствие, значительно расширяет потенциальную аудиторию. Поэтому конкуренции со стороны ФГУП «Космическая связь» компания «НТВ-Плюс» не опасается.