Геннадий Копаев, руководитель направления по работе с органами государственной власти, КСК
На автоматизацию задач в государственном секторе тратятся весьма значительные средства. При этом основные усилия направлены на автоматизацию внутренних процессов. Для граждан больший интерес представляют работы, выходящие за рамки органов власти и местного самоуправления, направленные на общение государства, с одной стороны, и граждан и организаций – с другой. В последнее время стали появляться государственные площадки, на которых начинается взаимодействие жителей и бизнеса не только с государством, но и между собой.
Итак, сначала попробуем перечислить наиболее заметные проекты, которые упрощают двустороннюю связь (государства с гражданами или государства с бизнесом).
Наиболее «старые» и простые формы общения – это порталы органов власти и местного самоуправления. Федеральный закон Российской Федерации от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» первым определил требования к таким источникам, затем ряд нормативных и методических документов расширил виды и способы предоставления сведений. В результате многие ведомства и муниципалитеты создали неплохие каналы информирования по своим зонам ответственности – от публикации контента (статьи, новости) до предоставления доступа на чтение к данным из своих информационных систем.
Еще одним направлением, который дополняет порталы ведомств и администраций регионов, муниципалитетов, стал сервис «Открытые данные» – предоставление государственных данных в машиночитаемом виде, обеспечивающем возможность их обработки с помощью внешних по отношению к владельцу данных систем. Задача обеспечения прозрачности и открытости бюджета и бюджетного процесса для общества породила сервис «Открытый бюджет».
Особенностью почти всех перечисленных и им подобных сервисов является пассивное участие потребителей (граждан) – всего лишь чтение данных. Сложность создания указанных систем не слишком высока.
А вот автоматизация обращений граждан и перевод услуг в электронный вид требуют более активного участия граждан и представителей организаций, в результате реализация этих сервисов усложняется.
Исполнение Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» сначала породило соответствующие сервисы на порталах органов власти различных уровней. Теперь практически в полную силу заработал проект Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций (http://letters.kremlin.ru/), который обеспечил технологическую связку всех федеральных и региональных точек обращений (порталов) и систем внутреннего документооборота. Некоторые регионы дополнили обращения граждан сервисом «Народный контроль», на котором описание проблемы можно привязать к конкретной точке на интерактивной карте.
«Электронное правительство» (http://www.gosuslugi.ru/) – проект по переводу услуг в электронный вид (согласно Федеральному закону Российской Федерации от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг») породил целый ряд значимых государственных сервисов, которые доступны извне.
Во-первых, «Личный кабинет» граждан и организаций. При грамотном подходе «Личный кабинет», вернее, его общая часть – список заказанных услуг и информация об их состоянии, может стать универсальным сервисом, в который будут поступать результаты не только по государственным и муниципальным услугам, но и, возможно, коммерческим. Конечно, интерфейс для заказа услуг должен быть свой для разных видов продуктов, но единый агрегатор и госпочта могли бы стать весьма полезными.
Во-вторых, государственный сервис идентификации и аутентификации – ЕСИА (Единая система идентификации и аутентификации). Сервис позволяет гражданам и организациям осуществлять юридически значимое взаимодействие, подавать заявки на оказание услуг, хотя его распространение на коммерческие взаимоотношения граждан и компаний вряд ли принесет значимые выгоды и выглядит скорее отталкивающе из-за боязни чрезмерного сбора личных данных. Однако связка «Личного кабинета» и ЕСИА будет активно использоваться в ГИС ЖКХ.
В-третьих, система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), которая избавляет граждан от необходимости самим собирать справки из одних органов власти и приносить их в другие. Вместо этого государство общается «внутри себя», передавая данные посредством СМЭВ. Теперь к системе началось подключение не только государственных и муниципальных органов, но и финансовых организаций. Предоставление сведений Росреестра, Федеральной налоговой службы, Федеральной миграционной службы и Федеральной службы судебных приставов через одну из крупнейших федеральных систем коммерческим компаниям – очень важный, может быть, даже переломный момент. Правда, помимо технологической составляющей перед государством – владельцем сервиса и сведений – теперь возникает задача усиления контроля доступа к данным. На сегодняшний день «эстонская модель» доступа к данным (фиксация обратившихся к данным о человеке и выдача этой информации человеку) в России не закреплена законодательно. А между тем желание скачивать информацию огромное: автор статьи не так давно наблюдал массовое направление запросов (два запроса в минуту) в Росреестр со стороны земельного отдела одного из небольших муниципалитетов, причем шло не выборочное, а сплошное покрытие территории города.
В-четвертых, оказание государственных и муниципальных услуг через все виды порталов госуслуг, в 2015 г. ожидается выход проекта в практическую плоскость. В результате можно будет направлять и получать результаты не только по информационным сервисам (проверка штрафов и задолженностей, размер социальных пособий и положенные льготы), но и собственно по услугам. В качестве примера можно привести электронную запись в детские сады, получение субсидий от службы социальной защиты.
В случае принятия методических рекомендаций по переводу услуг в электронный вид в 2015 г. может начаться массовое функционирование интернет-сервиса записи на прием в государственные и муниципальные органы власти и учреждения. Сервис должен обеспечить бронирование времени прихода в тех случаях, когда подать заявление или получить результаты дистанционно невозможно.
Существуют и менее глобальные сервисы в рамках «Электронного правительства», например сервис оценки качества полученных государственных и муниципальных услуг.
В некоторых, пока единичных случаях государство создает сервисы, обеспечивающие выполнение части бизнес-процессов совместно с коммерческими организациями. Например, работа органов по сертификации и испытательных лабораторий (обычно это независимые компании) частично автоматизируется с помощью системы Федеральной государственной информационной системы (ФГИС Росаккредитации), доступ к которой предоставляется через Интернет.
Относительно новое развиваемое государством направление – сдача отчетности всех видов. В этой сфере государство либо создает сервисы, либо стимулирует возникновение «шлюзов». Для понимания значимости создания сервисов «государство – бизнес» можно использовать оценку П. Малкова, заместителя директора департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России: «Известно, что ежегодно бизнесом в органы государственной власти предоставляется огромный объем всевозможных отчетов. По самым приблизительным оценкам, общий объем издержек бизнеса на предоставление более одной тысячи форм отчетности составляет около 1,5 трлн руб. и занимает более 6 млрд человеко-часов в год» (9–10 октября 2014 г. в рамках Всероссийского форума «Информационное общество – 2014: достижения и перспективы», г. Челябинск). Такого рода сервисы востребованы в первую очередь бизнесом. На сегодняшний день к подобным проектам можно отнести сдачу отчетности в Федеральную налоговую службу, Пенсионный фонд Российской Федерации.
Очень интересен опыт создания государственных сервисов, которые могут использоваться для взаимодействия граждан и организаций между собой, а не только и не столько с государством. Очевидно, что в основе таких идей лежит мнение, что инфраструктурные проекты должно вести государство. Результаты получаются разные:
- весьма интересный поисковый проект «Спутник» (www.sputnik.ru). Правда, сейчас уже непонятно, является ли данный проект «наследником» обсуждавшейся государственной поисковой системы;
- какое-то время государство финансировало работы по созданию порталов малого и среднего предпринимательства. Автор участвовал в одном подобном региональном проекте, который обеспечивал возможность малым предприятия вести свой сайт, размещать рекламу и использовать разного рода информационные сервисы – расчет стоимости патентов, подготовка бизнес-планов для получения кредитов и т. д. Можно сказать, что целесообразность и востребованность сервиса не совпали с ожиданиями.
Наиболее амбициозным облачным проектом государства является ГИС ЖКХ (Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства), стартовавшая в 2014 г. По результатам ввода данной системы в эксплуатацию планируется обеспечить функционирование множества массово востребованных сервисов. Впечатляет и аудитория, охватываемая ресурсом, – десятки миллионов граждан, десятки тысяч компаний. Фактически государство создает ресурс для взаимодействия не только органов власти, но и множества типов коммерческих организаций (ресурсоснабжающих, управляющих) с гражданами. В ряде случаев функции государства будут заключаться лишь в обеспечении поддержки площадки для взаимодействия жителей и компаний.
Очевидно, что большинство организаций, работающих в сфере ЖКХ, не способны постоянно публично предоставлять необходимую потребителям информацию и получать сведения от жителей. ГИС ЖКХ должна обеспечить им облачную инфраструктуру для ведения и/или публикации следующей информации:
- сведения об установленных ценах (тарифах) на услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, на предоставляемые коммунальные услуги по каждому виду коммунальных услуг;
- сведения об объемах оказанных коммунальных услуг, сведения о размерах платы за них и о состоянии расчетов потребителей с исполнителями коммунальных услуг;
- сведения о состоянии расчетов исполнителя коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями;
- сведения о деятельности управляющих и ресурсоснабжающих организаций.
О системах расчетов за жилищно-коммунальные услуги, которые будут встроены в проект, речь не идет, так как, скорее всего, будут использоваться коммерческие решения.
В свою очередь, ресурсоснабжающие организации заинтересованы в получении показаний приборов учета, вносимых вручную или путем импорта из внешних систем.
Крупные компании, например электросбытовые и газовые, зачастую автоматизированные весьма качественно, заинтересованы в функционировании в ГИС ЖКХ интеграционных сервисов.
Заканчивая разговор о государственных облачных сервисах, следует отметить одну неприятную их особенность – неумение выдерживать большие нагрузки. Как ни странно, нагрузка в несколько тысяч одновременных пользователей является критической для большей части создаваемого программного обеспечения. Наиболее наглядный пример – постоянное зависание официального сайта Российской Федерации о размещении заказов, но страдает этой «болезнью» большинство государственных систем. Без решения данной проблемы может происходить обратный процесс – коммерческие проекты будут подставлять плечо государственным.
Заключение
Ряд систем, такие как ГИС ТЭК, информационные системы здравоохранения и информационная система Росимущества, обеспечивающая функционирование в облаке бухгалтерской системы для управляемых организаций, выпали из рассмотрения, поскольку они мало знакомы автору. Тем не менее можно констатировать, что наиболее успешные государственные сервисы «живут» или в сфере прямого государственного управления, или в сферах, которые государства недавно покинуло, но необходимость регулирования в которых чрезвычайно важна (например, ГИС ЖКХ). Попытки создать сервисы в других направлениях наравне с участниками рынка пока единичны и не очень успешны.