Спутниковая связь сегодня представляет собой одну из важнейших отраслей космической деятельности России, в которой отношения государственно-частного партнерства (ГЧП) являются основным инструментом развития. В настоящей статье проанализированы как уже сложившиеся за последнее десятилетие, так и перспективные направления и механизмы реализации ГЧП на российском рынке спутниковой связи.
Государственно-частное партнерство: разбираемся с терминологией
Под ГЧП здесь подразумевается юридически оформленное взаимовыгодное взаимодействие между государством и бизнесом в целях реализации экономически и социально значимых проектов. Цель государства в ГЧП – привлечение компетенций и капиталов частных компаний к решению государственных задач. Выгода государства заключается как в пополнении бюджета за счет отчислений и налогов, так и в развитии новых отечественных технологий, а также в появлении новых рабочих мест и повышении эффективности работы госструктур. Выгода для бизнеса в рамках ГЧП не сводится только к прибыли (с ней при работе с государством дело всегда обстояло неважно), это может быть упрощение разрешительных процедур, «засветка» на потенциальных рынках и др.
Как следует из самого определения ГЧП, сделки типа поставок оборудования или проектирования и сдачи под ключ сети связи по сути своей не являются отношениями ГЧП, хотя они и могут быть взаимовыгодными. Равно как и наоборот, предоставление госструктурам операторских услуг связи либо, например, получение налоговых льгот при производстве высокотехнологичного оборудования относится к ГЧП. К госструктурам, с которыми российский бизнес взаимодействует в рамках ГЧП, относятся не только органы госуправления (министерства, ведомства, администрации районов), госпредприятия, организации и учреждения, но и компании со стопроцентным или определяющим государственным участием. Название «ОАО» в этой ситуации никого не должно смущать, даже если 60% компании принадлежит российскому государству.
Механизмы ГЧП на рынке спутниковой связи
Особенностью российского рынка спутниковой связи и вещания является его массовость – количество земных станций (ЗС) различных классов исчисляется десятками миллионов. Исторически в России сложилось так, что государственные предприятия, опустошенные перестройкой и последующим разделом имущества, не могли обеспечить создание сетей спутниковой связи и вещания таких масштабов, когда в них возникла потребность, что и открыло дорогу частным компаниям в эту ранее закрытую для них область. Государству пришлось выстраивать новые формы отношений с частным бизнесом, учитывающие взаимные интересы сторон, – одной из таких форм и стало ГЧП.
Сложившиеся в начале 2000-х отношения ГЧП консолидировали рынок российской спутниковой связи в рамках единого направления – создания сетей спутниковой связи и вещания в целях удовлетворения потребностей госструктур и простых граждан и для получения прибыли.
К этому времени определились и основные целевые сегменты рынка:
- операторский сегмент – это рынок аренды частотной емкости спутников-ретрансляторов (СР), создаваемых и запускаемых на заемные средства компаний – операторов спутниковой связи (к нему же относится и перепродажа частотной емкости компаниями, не имеющими собственных СР);
- сегмент провайдеров VSAT (Very Small Aperture Terminal) – рынок предоставления абонентам арендованных каналов связи и широкополосного доступа (ШПД) в Интернет с помощью малогабаритных ЗС с диаметром антенны 0,5…1,5 м (к этому же сегменту можно условно отнести провайдеров спутникового вещания и подвижной спутниковой связи);
- сегмент провайдеров SCPC (Single Channel per Carrier) – рынок предоставления абонентам выделенных каналов связи «точка – точка» посредством ЗС VSAT с диаметром антенн до 3,7 м;
- сегмент сдачи в аренду своих телепортов (Uplink) для поднятия на СР сигналов телерадиокомпаний, организации сетевых хабов для сетей типа Star и магистральных каналов;
- сегмент системных интеграторов – компаний, занимающихся проектированием сетей спутниковой связи, поставкой оборудования для них, развертыванием и сдачей сетей под ключ;
- сегмент разработки и производства оборудования и программного обеспечения;
- сегмент научно-исследовательских и консалтинговых компаний.
В каждом из сегментов установились свои механизмы реализации ГЧП: в операторском сегменте это были государственные гарантии при привлечении операторами кредитных средств на оплату создания, запуска и страховки СР. Например, ОАО «Газпром» выступало поручителем перед коммерческими банками под кредитование ОАО «Газпром космические системы» (ГКС) в целях создания орбитальной группировки СР «Ямал». Другой механизм ГЧП в этом сегменте – кредитование операторов банками с госучастием («Внешторгбанк») и институтами развития («Внешэкономбанк»). Интересы государства в этом случае проявлялись не столько в пополнении бюджета за счет процентных отчислений по поручительствам и кредитам, сколько в развитии новых технологий, загрузке производственных мощностей предприятий и сохранении орбитально-частотного ресурса (ОЧР) России на геостационарной орбите (ГЕО).
В сегментах компаний-провайдеров SCPS, VSAT, Uplink и системных интеграторов (ГКС, ГК «AltegroSky», «РТКОММ», ООО «РуСат», «СТЭК.КОМ», ОАО «КБ «Искра», ЗАО «АМТЕЛ-СВЯЗЬ», «Веб Медиа Сервисез», «Радиокомпания «Вектор» и др.) получили распространение такие механизмы ГЧП, как предоставление доступа к федеральной космической инфраструктуре при реализации совместных проектов и привлечение частных компаний к оказанию услуг связи госструктурам. Оба механизма широко использовались при реализации национальных проектов: «Образование», «Универсальные услуги связи», «Наша новая школа», «Дети-инвалиды», «Обеспечение высокоскоростного доступа к информационным сетям через систему спутниковой связи», «Выборы Президента РФ», а также ведомственных проектов типа «КиберПочт@» и «Паспортно-визовая документация нового поколения».
На базе подобных механизмов были созданы региональные сети связи МВД, МЧС, РЖД, ФМС, ФНС, ФСИН, ФССП, ФТС, ФСО, ЦБ РФ и др. При этом наше государство обеспечивало выполнение своих социальных обязательств в области образования, здравоохранения и повышения эффективности работы госструктур и органов власти. Частный бизнес тоже не оставался внакладе, хотя федеральные субсидии по нацпроектам и суммы госконтрактов не позволяли получать особой прибыли, фактически давая возможность лишь «работать, но не зарабатывать». Участники конкурсов и тендеров сознательно шли на это, ориентируясь в том числе и на другие ценности, – упрощение процедур регистрации зарубежных станций VSAT, приобретение имени на рынке поставщиков оборудования, «засветку» перед потенциальными клиентами и т. п. Итоговые результаты реализации проектов ГЧП в указанном сегменте рынка весьма впечатляют: около 70% станций VSAT работают сейчас в интересах госструктур.
В сегменте производства оборудования реализация ГЧП происходила на базе механизма особых экономических зон (ОЭЗ) – в качестве примера тут можно привести знаменитый «Технополис GS» в Калининградской ОЭЗ. Здесь налицо все признаки ГЧП: долговременное сотрудничество между государством и бизнесом для реализации экономически и социально значимого проекта по обеспечению населения спутниковыми ресиверами. Интересы государства заключаются в развитии отечественных высоких технологий, создании новых рабочих мест и проведении своей политики через обязательные бесплатные федеральные телепрограммы, принимаемые более чем 15 млн жителей страны на эти ресиверы. Выгода бизнеса – в налоговых льготах государства для предприятий, размещенных в ОЭЗ. Впрочем, стоит признать, что этот сегмент рынка был в значительной мере обойден вниманием государства, несмотря на наличие на нем весьма достойных компаний, таких как ООО «Технологии радиосвязи», «КОМИН», «МедиаСпутник», «Истар», «ВИСАТ-ТЕЛ» и др. То же самое касается и научно-исследовательского сегмента: ООО «Глобальные Системы Связи», ИКЦ «Северная Корона» и др.
Перспективы развития ГЧП
Жизнь не стоит на месте – на смену 2000-м пришли 2010-е, и оказалось, что наши устоявшиеся механизмы ГЧП работают уже не так эффективно, а в перспективе вообще нуждаются если не в замене, то в расширении уж точно. Дополнительный штрих внесли сюда кризис и санкции 2014–2015 гг., привнесшие в отрасль такие понятия, как «падение курса рубля», «дефицит бюджета», «урезание финансирования» и «импортозамещение». В этих условиях потребовался анализ и пересмотр традиционных направлений и механизмов реализации ГЧП в отрасли в целях определения возможных перспектив его развития. Автор настоящей статьи как раз и рискнул взять на себя эту неблагодарную миссию.
Анализ трендов в отрасли и проектов правительственных постановлений позволяет сделать вывод, что новым перспективным направлением реализации ГЧП является вовсе не наращивание сетей спутниковой связи и ШПД, а повышение эффективности их эксплуатации и постепенная замена зарубежного оборудования в космической и наземной инфраструктуре отечественным.
В операторском сегменте сложившиеся механизмы ГЧП с большой долей вероятности не изменятся. Основной частный игрок на этом рынке (ГКС) достаточно успешно компенсирует свои инфляционные потери продажей спутниковых емкостей зарубежным потребителям и сейчас продолжает наращивать собственную орбитальную группировку СР «Ямал» по ранее принятой схеме.
В сегментах сервис-провайдеров и системных интеграторов сложившиеся механизмы ГЧП тоже сохранятся, но им придется работать в таких условиях, когда востребованная инфраструктура спутниковой связи для госзаказчиков в основном уже создана, спрос населения на услуги ШПД оказался очень низким, а открытие новых масштабных социальных госпроектов маловероятно. Основной источник дохода сервис-провайдеров – оплата услуг связи по ранее заключенным долгосрочным госконтрактам – с учетом инфляции вряд ли принесет прибыль даже самым крупным компаниям, средние же и мелкие вообще окажутся за гранью рентабельности. Очевидно, что наряду с уже принимаемыми мерами – объединением компаний, исключением дублирующих функций, сокращением арендуемых площадей и персонала, переводом сетей на российские СР –рано или поздно возникнет потребность в более эффективном использовании дорогого орбитально-частотного ресурса.
Такая потребность может в перспективе привести к появлению в этом сегменте разработчиков оборудования научно-исследовательских компаний нового типа, работающих над передовыми технологиями уплотнения и разделения каналов, – по примеру компаний ViaSat и Glowlink (США), создавших технологии PCMA (Pair Carrier Multiply Access) и CSIR (Communication Signals Interference Remove). В этом случае уместно использование нового перспективного механизма реализации ГЧП – участие компаний в инновационном центре «Сколково». Резидентура в Кластере космических технологий и телекоммуникаций «Сколково» даст бизнесу налоговые льготы и возможность получения грантовой поддержки Фонда, государство, в свою очередь, обеспечивает развитие передовых отечественных технологий и организацию новых рабочих мест.
Еще одним перспективным механизмом реализации ГЧП в сегменте разработки и производства оборудования может стать участие бизнеса в государственной программе импортозамещения радиоэлектроники. Практически весь парк земных станций и сетевых решений на российском рынке спутниковой связи в настоящее время представлен разработками компаний Hughes Network Systems, ViaSat, iDirect Technologies, AdvantechSatNet, STM Networks (США) и Gilat Satellite Networks (Израиль). Таким образом, проблема импортозамещения в данной отрасли по-настоящему актуальна. В соответствии с ноябрьским проектом правительственного постановления по импортозамещению в области радиоэлектроники Минпромторг по результатам конкурсного отбора будет поддерживать участников программы, возмещая через государственные субсидии часть расходов бизнеса на обслуживание кредитов и проведение научно-исследовательских работ.
Заключение
Несмотря на объективные трудности, испытываемые в настоящее время отраслью, отношения ГЧП продолжают оставаться важным инструментом развития российского рынка спутниковой связи и имеют понятные перспективы дальнейшего развития. Смена основного направления ГЧП с «количества» на «отечественное качество» объективно назрела и уже сейчас обеспечена государственными институтами развития и политикой поощрения импортозамещения.