В Москве прошел форум «Защита и безопасность умного города», организованный центром конференций «Сегодня». Эксперты – представители госструктур, проектных и научных организаций, коммерческих компаний – обсудили возможности, преимущества и подходы к реализации концепции построения современного города. Smart City, E-City и Safe City (умный, электронный и безопасный город) можно считать слагаемыми и характеристиками проектируемой городской инфраструктуры.
Основные цели проектов, воплощающих концепцию построения умного, электронного и безопасного города, – повышение качества жизни, эффективности и прозрачности управления городской инфраструктурой благодаря использованию информационно-коммуникационных технологий. Сегодня нет нехватки в решениях, технологиях, стандартах, подходах к реализации концепции. Напротив, в их разнообразии бывает непросто сориентироваться, чтобы выстроить оптимальную стратегию внедрения систем, определяющих безопасность городской среды.
Процессы и закономерности
Взаимосвязанные процессы экосистемы умного и безопасного города затрагивают одновременно население, объекты инфраструктуры, различные службы и органы власти. Чтобы отобразить существующие связи и закономерности в информационной модели, составляющей основу программной платформы «Безопасный город», важно понимать, что они собой представляют. В ходе выполнения одноименной НИОКР были разработаны научные и технические подходы к автоматизации процедуры мониторинга угроз и реагирования на них.
Участникам форума представилась возможность узнать об используемых решениях и технологиях, практиках их применения и опыте цифровизации в смежных областях городского управления.
В рамках деловой сессии обсуждались вопросы разработки стратегии цифрового развития систем безопасности города и региона, ответственности бизнеса при внедрении решений в области умной безопасности, проблема нехватки кадров, механизмы поддержки и коммерциализации инновационных разработок.
Большие комплексные решения, например, внедрение интеллектуальной транспортной системы на территории всего региона, обходятся в сотни миллионов рублей, поэтому реализуются на отдельных участках. Ни в одном субъекте к настоящему времени не внедрена система «Безопасный город» во всех муниципалитетах, в лучшем случае, она охватывает, как правило, несколько территориальных образований.
Стратегия развития большой городской платформы требует времени и длительного подготовительного периода. Часть регионов разрабатывают соответствующий документ, чтобы избежать дублирования по мере развития различных направлений городского и регионального хозяйства. Нецелесообразно строить системы поддержки принятия решений и в ЖКХ, и на транспорте, и в сфере экологии, если можно внедрить региональную интеграционную платформу, аккумулирующую информацию из разных источников. При разработке стратегии важно понять, какие данные должны циркулировать в цифровой платформе.
Угрозы и объекты защиты
По заказу МЧС Национальный центр информатизации выполняет НИОКР АПК «Безопасный город». Научный руководитель Василий Конузин представил на форуме онтологическую модель, описывающую взаимосвязи и сущности, которые следует закладывать в модель информационного обмена, ключевые блоки (объект, население, угрозы). Эксперт привел примеры классификации угроз техногенного и природного характера, а также объектов защиты. Специалисты классифицировали все городские объекты, указали атрибутивные составляющие. Часть нужной информации есть в Минстрое (по многоквартирным домам, их структуре и т. д.), часть – в МЧС (по потенциально опасным объектам).
На этапе формирования концепции безопасного города было выделено 74 угрозы. В ходе научной работы часть угроз детализировали, часть исключили, в итоге список расширился до 117 позиций. Из них самый большой пласт составляют техногенные угрозы.
Выполненный объем работы может служить руководством к действию, полагает Василий Конузин. В частности, этого достаточно, чтобы понимать, какие данные нужно собирать на уровне региона, какие системы развивать, как формулировать требования к стратегии. Можно определить, какие источники данных следует наращивать, какие датчики устанавливать (радиационной и пожарной безопасности, мониторинга систем ЖКХ, метеопосты и т. п.).
По словам эксперта, все это закладывается в определенный бизнес-процесс. Слово «процесс» – ключевое. Просто получать информацию о том, что произошло, неинтересно – важно автоматизировать деятельность. За каждым процессом стоят конкретные действия, целеуказания, люди, которые должны на угрозу реагировать. Любая, даже незначительная, ситуация в концентрированной урбанистической системе вызывает эффект домино, к реагированию необходимо подключать не менее десятка городских служб.
К настоящему времени научно проработана целевая архитектура безопасного города. Цифровая платформа обеспечивает работу информационной модели, определены цифровые сервисы, которые можно развивать в той или иной отрасли. Среди областей управления значатся правоохранительный сегмент, промышленная и транспортная безопасность, защита населения от ЧС, социальная сфера, экология. К цифровым сервисам относятся мониторинг угроз, сценарное реагирование, информационно-аналитическое сопровождение, прогнозирование и моделирование, сервисы колл-центра, информационные сервисы для населения и для служб.
Концепция безопасного города служит базой для сбора данных, их первичной обработки с целью обеспечения безопасности и комфорта. Аккумулируемые из систем данные (метео-, показания датчиков, экономическую статистику и т. д.) можно предоставлять целевым пользователям – ведомствам, городским службам. Главное – обогатить и правильно перераспределить данные. Не менее важно фокусироваться на задачах, решаемых в регионе, а на этапе цифровизации учитывать приоритеты, сроки, имеющиеся бюджеты.
Региональные приоритеты
Среди регионов, которые дальше других продвинулись в реализации концепции безопасного города, Василий Конузин назвал Иркутскую область, где реализуется самый большой по количеству систем проект. Уникальные буи измеряют чистоту воды в Байкале, развернуты системы противопожарного мониторинга, видеонаблюдения. Система безопасности внедрена в пяти крупных муниципальных районах. Действующая инфраструктура находится под управлением системы принятия решений. Точка принятия решений автоматизирована, в нее заведено около 40 внешних систем.
В топ регионов входят также Мурманская область (упор делается на интеграцию платформы с системами ЖКХ), Архангельская область, ХМАО. В Нижнем Новгороде при развитии системы фокусируются на обеспечении техногенной безопасности. Из крупных блоков, представленных в безопасном городе (правоохранительный сегмент, ЖКХ, экология), каждый регион определяет приоритетный для него спектр рисков, создает периферийную инфраструктуру, автоматизирует бизнес-процессы.
По стандартам безопасного города
Безопасный город – это экосистема, в построении которой участвуют коммерческие компании, госкорпорации. Чем больше крупных компаний подключится к проектам, тем лучше. Главное, чтобы проекты были реализованы в соответствии с методиками, заданными федеральными стандартами, подчеркнула генеральный конструктор АПК «Безопасный город» Оксана Якимюк. Одной из задач она назвала разработку и применение стандартов безопасного города на всех уровнях управления – федеральном, региональном, муниципальном и объектовом.
У безопасного города долгая история. Изначально система была ориентирована на видеонаблюдение. Затем регионы стали активно строить системы фотовидеофиксации – наиболее доходный сегмент. В 2014 г. работы по реализации концепции безопасного города возобновились в рамках федеральной инициативы – главой государства было дано соответствующее поручение, состоящее из двух частей. Первая предусматривает разработку концепции – единых технических требований, KPI, вторая – построение о инфраструктуры, что легло на плечи регионов. Одна из проблем связана с отсутствием федерального финансирования (за исключением средств, выделенных на НИОКР).
В рамках НИОКР по «Безопасному городу» были разработаны научные и технические подходы к автоматизации мониторинга угроз и реагирования на них. Поставлена задача – построить систему умного реагирования, а не просто автоматизировать существующие процессы.
В настоящее время продолжается формирование Единой системы обеспечения общественной безопасности, общественного порядка и безопасности среды жизнедеятельности, в рамках которой осуществляется мониторинг, обеспечивается предупреждение более 100 видов угроз. В роли координатора выступает МЧС России. Средством автоматизации Единой системы является АПК «Безопасный город», на базе которого, как ожидается, будут обеспечены бесшовная цифровая трансформация процессов антикризисного управления, сопряжение взаимодействующих специализированных систем и автоматический обмен информацией между ними.
Проект закона
За минувший год только десять регионов внедрили соответствующую платформу, но не в полной мере. Работа над проектом ведется на средства регионального и муниципального бюджетов. Регламентирующим документом остается концепция безопасного города. На форуме было объявлено о подготовке законопроекта о безопасном городе. С принятием федерального закона у региона появятся обязательства по внедрению и эксплуатации систем, сообщила Оксана Якимюк. Она предположила, что закон будет принят в текущем году, и напомнила, что безопасный город – это совокупность десятков информационных систем.
Среди планируемых результатов принятия закона эксперты называют, в частности, определение механизмов построения и развития цифровой платформы, обеспечивающих повышение общего уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, возможность предоставления основных сервисов «Безопасного города» в небольших городах и сельских районах, где создание муниципальных платформ обеспечения безопасности жизнедеятельности не предусмотрено.