Переход от аналоговой телефонии к облачным VoIP-сервисам с каждым годом становится все заметнее. Абоненты чаще выбирают облачные решения и различные IP-сервисы как для повседневного общения, так и для использования в рабочих целях.
Великий переход
Важнейшим драйвером перехода на IP-платформу стало интенсивное развитие сетей широкополосного доступа в Интернет, в том числе рост проникновения LTE и расширение беспроводных сетей публичного доступа. На фоне возрастающей численности пользователей мобильного Интернета продолжается лавинообразное увеличение парка мобильных устройств и, как следствие, объемов передачи данных, что, в свою, очередь способствует дальнейшему развитию мобильного сегмента VoIP, в частности VoIP-приложений. При этом качество предоставляемых VoIP-провайдерами услуг с каждым годом повышается.
IP-протокол в его современном виде стал универсальной платформой, позволяющей разработчикам создавать приложения для решения самых разных задач: от простых P2P-коммуникаций до организации корпоративной телефонии в широком географическом диапазоне. Во многом это стало возможно благодаря переносу этой технологии в облачную среду, что дало возможность пользователям расширять перечень используемых продуктов и получать доступ к VoIP-сервисам в самые короткие сроки с любого устройства.
IP-коммуникации сегодня весьма разнообразны и охватывают десятки приложений как для обычных пользователей, так и для корпоративных клиентов. По данным аналитиков J`son & Partners, количество пользователей IP-телефонии в России к концу 2015 г. составит достигнет 37 млн. Ежегодно увеличивается доля бизнес-абонентов, использующих возможности IP-телефонии для организации коммуникаций в рабочих целях. С каждым годом усиливается размывание границ между обычными пользователями и бизнес-клиентами. Корпоративный рынок активно потребляет коммерческие VoIP-приложения, оставаясь главным драйвером развития рынка как в технологическом, так и в финансовом смысле.
В частном сегменте наиболее популярными приложениями для связи остаются сервисы P2P-телефонии Skype и Viber, использующие для передачи данных преимущественно беспроводные каналы связи, такие как LTE или Wi-Fi. Развитие сетей четвертого поколения способствует росту проникновения этих mVoIP-приложений среди пользователей.
Если говорить о корпоративном рынке, то здесь важнейшим направлением остается VoIP-телефония. Сегодня это одно из наиболее активно развивающихся бизнес-направлений на мировом рынке телекоммуникаций. Например, в Европе, по экспертным оценкам, уже около четверти компаний используют IP-коммуникации и продукты на базе VoIP для решения бизнес-задач. Если говорить о России, то, к примеру, в нашей компании доля IP-телефонии составляет более 20% в общей структуре корпоративной выручки, что свидетельствует о достаточно высоком уровне спроса на эту услугу.
Нередко корпоративные клиенты используют IP-телефонию не в «чистом» виде, а с интеллектуальной «надстройкой». Чаще всего такой «надстройкой» является облачная АТС. Основным потребителем продукта выступают два сегмента – средний и малый бизнес, а также крупные сетевые компании с широкой географией присутствия. Таким компаниям необходимы гибкие и масштабируемые VoIP-решения, которые легко интегрируются с существующей инфраструктурой и позволяют создавать проекты, максимально учитывающие специфику их бизнеса. Наибольший спрос на них зафиксирован среди предприятий, работающих в сфере услуг, розничной торговле и ресторанном бизнесе, где качество обслуживания клиентов играет определяющую роль, а сам бизнес чаще всего имеет сетевую структуру.
Согласно прогнозам наших экспертов, в ближайшей перспективе именно b2b-сектор обеспечит активный рост рынка VoIP-телефонии за счет потребностей в эффективных телекоммуникационных сервисах с низкой стоимостью владения.
Гибкий интеллект
По сути, единственным условием для развертывания IP-коммуникаций остается наличие широкополосного доступа в Интернет. Альтернативным каналом для работы с облачными VoIP-сервисами может стать Wi-Fi. Это решение чаще всего востребовано при развитии беспроводной офисной инфраструктуры, когда создание проводной корпоративной сети стоит дорого и требует значительного времени. Благодаря Wi-Fi можно организовать повсеместный доступ к IP-сервисам в любом месте и с любого устройства. Например, VoIP-телефоны с поддержкой Wi-Fi при наличии Wi-Fi-канала с высокой пропускной способностью сегодня используются в корпоративной среде для голосовой связи.
За счет своей гибкости VoIP-платформа дает возможность предоставлять целый спектр облачных услуг – от управления вызовами до интеллектуальных систем взаимодействия с клиентами. Облачная АТС, IVR, автосекретарь, переадресация звонков, конференцсвязь – далеко не полный перечень дополнительных IP-сервисов, предоставляемых на основе VoIP.
IP-телефония все чаще рассматривается бизнес-сегментом как альтернатива стационарной проводной связи, поскольку не требует инсталляции в офисе отдельных «физических» компонентов и дает возможность построить IP-коммуникации под ключ. Использование данной технологии актуально с точки зрения сокращения расходов на связь и коммуникации при объединении распределенных подразделений компании, а также для совершения междугородных и международных вызовов. Телефонную связь, предоставляемую на основе VoIP-технологии, можно предоставлять в любом месте, где есть Интернет. Немаловажным мотивом, побуждающим бизнес переходить на IP-решения, остается отсутствие ограничений по количеству телефонных номеров и их канальность. В отличие от классической телефонии оператору нет необходимости тянуть к клиенту медный кабель, что исключает расходы на строительство сети. На этом фоне наблюдается постепенное замедление динамики развития традиционной телефонии с вытеснением данного вида услуг мобильной связью и VoIP-сервисами.
VoIP открывает широкие возможности для применения конвергентной телефонии, позволяя создавать единую телекоммуникационную инфраструктуру, объединяющую возможности мобильной и стационарной связи. Возможность конфигурирования под любую задачу и номерную емкость добавляет плюсов IP-технологиям. Благодаря настраиваемой маршрутизации и переадресации сотрудники уже не привязаны к офису, а более мобильны. Корпоративная мобильность и BYOD становятся главными составляющими стратегического развития многих компаний и основным трендом, определяющим современный облик бизнес-коммуникаций. По прогнозам аналитиков Ericsson, к 2019 г. количество используемых в мире мобильных устройств вырастет до 9,3 млрд. Эксперты IDC считают, что в 2015 г. продажи смартфонов в мире превысят 1 млрд. Причем более 400 млн из них будут использоваться в корпоративной среде. В этих условиях VoIP становится универсальной платформой для развертывания корпоративных приложений и занимает центральное место в экосистеме коммуникаций компании.
Качество связи при использовании IP-телефонии превышает параметры традиционной телефонии, где качество речи может колебаться, испытывая искажения и прерывание. Благодаря максимально упрощенной интеграции VoIP с новыми потребительскими устройствами и корпоративной инфраструктурой компании получают широкий функционал для решения бизнес-задач.
Высокий интерес к облачным АТС отмечается среди корпоративных пользователей сегмента среднего и малого бизнеса. Внедрение облачной АТС позволяет объединить любое количество подразделений и сотрудников, находящихся в любой географической точке. Облачная АТС размещается в операторском облаке – защищенном сервере, предоставляемом оператором для нужд заказчика. Как правило, подобные решения поставляются в пакете с оборудованием, что значительно снижает общую стоимость проекта и возможные риски по совместимости сервиса с существующей коммуникационной инфраструктурой. В результате заказчик получает полноценную систему интеллектуальной телефонии, которая обслуживается оператором без дополнительных затрат на установку, эксплуатацию и техническую поддержку.
VoIP-платформа позволяет интегрировать IP-АТС с другими бизнес-приложениями, применяемыми в той или иной сфере. Например, в сфере ритейла облачная АТС может использоваться как часть системы логистики и управления складской деятельностью, а также в целях оптимизации системы сбыта и процесса продаж. В частности, ряд розничных сетей интегрируют облачную АТС с CRM-системами. Это позволяет выстраивать процесс продаж и управлять клиентской базой в режиме реального времени и при необходимости корректировать воронку продаж для каждого из сотрудников.
Трафик по графику
Как любое облачное решение, VoIP чувствителен к ширине канала и для нормальной работы требует стабильного проводного соединения или доступа к LTE. Главный вопрос, возникающий в ходе использования IP-сервисов, – обеспечение надежности и необходимого уровня резервирования канала, так как любые ситуации, вызванные потерей интернет-доступа, влекут за собой убытки и дополнительные риски. Чтобы избежать этого и гарантировать работу без сбоев, сеть оператора должна обеспечивать высокий уровень резервирования. Например, наша инфраструктура обеспечивают уровень бесперебойности до 99,99%. Это позволяет свести технологические риски к допустимому минимуму. В случае возникновения сбоя технические специалисты «Дом.ru Бизнес» узнают об обрыве быстрее, чем это заметит клиент, благодаря системе автоматизированного мониторинга. Резервирование сети обеспечивается за счет кольцевой топологии, когда восстановление происходит в течение двух секунд. За это время разрыва интернет-сессии не происходит и клиент не замечает сбоя, продолжая работать в обычном режиме. С клиентами, чей бизнес требует максимального уровня бесперебойности, операторы телефонии и облачных услуг обычно заключают соглашение SLA, где прописываются конкретные параметры и гарантированные сроки устранения сбоев.
При работе с корпоративными VoIP-сервисами следует учитывать и риски, связанные с работой распределительной сети электроснабжения. По нашим оценкам, 88% событий происходят по причине сбоев в подаче электроэнергии. Как показывает практика, нередки сбои внешнего электропитания, вызванные чрезмерными нагрузками внутри помещения либо обусловленные аварийными ситуациями на городских электросетях. При отключении электричества в офисе «железная» АТС также будет обесточена, если отсутствует резервный источник энергии или блок бесперебойного питания. В случае использования VoIP-оборудования при условии настроенной переадресации вызовы будут перенаправляться на альтернативные устройства и мобильные телефоны сотрудников. Таким образом, любая внештатная ситуация останется практически незамеченной клиентами и не затронет бизнес-процессы.
До сих пор сохраняется неопределенность в вопросе о правовом статусе IP-телефонии. На сегодняшний день эти услуги отдельно не лицензируются и не регламентируются. Попытки разрешить ситуацию, предпринимаемые законодателями в последние месяцы, пока не привели к появлению документов, предлагающих операторам конкретные сценарии обеспечения прозрачности трафика при оказании услуг IP-телефонии. Открытым остается вопрос отображения номеров при звонке через Интернет. Согласно действующим на сегодняшний день в России правилам маршрутизации под запрет попадают схемы с подменой номеров. Однако подобные схемы все еще используются на рынке. Законодатели предлагают обязать передавать в неизменном виде информацию о номере абонента, инициирующего вызов. К операторам, нарушившим данное требование, могут быть применены меры вплоть до лишения лицензии.
Несмотря на ограничения, VoIP остается платформой, кардинально изменившей стиль жизни людей и характер бизнес-коммуникаций. IP-подключения становятся повсеместными, открывая широкие возможности для создания единой сети связи в компаниях, нацеленной на эффективное решение бизнес-задач и мобильность сотрудников.