«Ямал-401» обеспечит связью авиалайнеры
Глобальная коммуникационная компания Viasat Inc. (США), российский спутниковый оператор АО «Газпром космические системы» (ГКС) и российский оператор связи ООО «ТМС» (ТМС) объявили о подписании Меморандума о взаимопонимании, цель которого заключается в продвижении услуг связи в полете (In-Flight Connectivity, IFC) для авиакомпаний, выполняющих полеты в Россию и над ней.
Согласно Меморандуму, три компании будут работать в партнерстве с целью оказания российским и международным авиакомпаниям услуг связи при выполнении полетов в воздушном пространстве Российской Федерации. Меморандум предоставляет Viasat возможность арендовать ресурс спутника «Ямал-401» в Ku-диапазоне и одновременно открывает для Viasat и АО «Газпром космические системы» перспективы максимально использовать возможности их существующих и будущих спутниковых группировок.
Комментарии руководства
Коммерческий директор Viasat Кевен Липперт: «Наше соглашение в рамках Меморандума о взаимопонимании с ГКС и TMC является важным шагом в создании глобального IFC роумингового альянса, который предоставит авиакомпаниям доступ к бесперебойным и многофункциональным услугам связи во время полетов в Россию и над ней. Мы рассчитываем достигнуть тесного сотрудничества на базе спутников для продвижения услуг связи в полете на глобальном рынке».
«Подписание меморандума о взаимопонимании является свидетельством того, что орбитальные и наземные активы ГКС рассматриваются как важная составляющая растущего рынка глобальных авиационных услуг на базе спутниковой связи. Мы рады сотрудничать с Viasat, широко известной компанией в секторе подвижной спутниковой связи, и использовать опыт работы TMC на российском рынке, поскольку это открывает новые долгосрочные возможности для ГКС по расширению использования спутникового ресурса для новых мобильных приложений и рынков», – добавил генеральный директор ГКС Дмитрий Севастьянов.
«Мы ожидаем, что соглашение между Viasat, ГКС и ТМС внесет значительный вклад в интеграцию российской авиатранспортной отрасли в единый глобальный авиационный рынок. Мы полагаем, что время выбрано как нельзя лучше, учитывая рост разработки и производства гражданских самолетов в России как для внутреннего, так и международного рынков, ведущуюся цифровую трансформацию экономики и возросший повсеместный интерес к высокоскоростным, высококачественным услугам связи в полете на внутренних рейсах и международных полетах над Россией», – отметил генеральный директор TMC Алексей Булкин.
Рынок In—Flight Connectivity
Рынок услуг связи в полете (IFC) до наступления эпохи COVID был одним из наиболее перспективных и быстро развивающихся сегментов рынка спутниковой связи. Однако приостановка полетов авиалайнеров в большинстве стран мира больно ударила не только по самому бизнесу авиаперевозчиков, но и по сопутствующим ему сервисам. Досталось, разумеется, и спутниковой связи.
Как известно, в России идет работа по созданию системы спутниковой связи «Экспресс-РВ» с использованием космических аппаратов на высокой эллиптической орбите (ВЭО), которая призвана решать следующие задачи:
- обеспечение подвижной связи для государственных потребителей на всей территории России, включая Арктическую зону;
- организация сетей широкополосного доступа (ШПД) на подвижных платформах (самолеты, суда, железнодорожный транспорт, автомобили) также на всей российской территории;
- предоставление услуг фиксированной связи в Арктической зоне, где не работают геостационарные сети.
Согласно презентации руководства ГП КС, количество пассажиров, которые смогут ежегодно пользоваться ее услугами, составит:
- для морских перевозок – до 1 млн человек;
- для авиаперевозок – до 12 млн человек;
- для поездов дальнего следования – до 13 млн человек;
- для междугородных автобусов – до 25 млн человек.
Итак, до начала пандемии лидеры рынка спутниковой связи ориентировались на цифру порядка 12 млн человек для сектора авиаперевозок, на который сейчас нацелились ГКС.
В расчете на такие масштабы была запущена разработка абонентского оборудования. Так, для системы «Экспресс-РВ» планировалось разработать номенклатуру отечественного абонентского оборудования: антенные решетки со сканированием луча и абонентские терминалы, в том числе совместимые с зарубежными образцами модемов. Антенны, следящие за спутником, давно применяются в системах подвижной связи, чаще всего военного назначения. В качестве таковых используются малогабаритные зеркальные антенны с механическим приводом, причем для уменьшения высоты конструкции вырезка из параболы делается не круговой, а вытянутой в горизонтальном направлении.
В последние годы вместо параболического зеркала начинают применять фазированные антенные решетки (ФАР), устанавливая антенное полотно прямоугольной формы на такой же механический двухкоординатный привод. Это дорогая технология, но при больших масштабах она могла бы себя окупить.
Кто выиграет в гонке за подвижным пользователем?
Отметим, что ведущий российский оператор спутниковой связи ФГУП «Космическая связь», проанализировав последствия пандемии для отрасли, решил сделать ставку на связь для морских судов. Руководство ГП КС сделало вполне логичный вывод, что на море, несмотря на COVID, количество рыболовецких и торговых судов не снизилось: корабли по-прежнему бороздят просторы океанов, и связь им нужна, как и прежде, а возможно и в большей степени (из-за того же COVID). Во всяком случае, даже в самые карантинные месяцы ГП КС не наблюдала падения в морском секторе подвижной связи.
А вот относительно авиалайнеров и в самые «тучные года» руководство ГП КС всегда сохраняло весьма скептическую позицию. Я хорошо помню, как, отвечая на мой вопрос о возможности развития такого направления, как предоставление спутникового ШПД на самолетах в Ka-диапазоне, Ксения Дроздова, заместитель генерального директора ГП КС по развитию бизнеса – Начальник службы, констатировала, что «Аэрофлот» на сегодня располагает относительно небольшим парком самолетов – меньше 200 авиалайнеров, поэтому крупные бизнес-проекты в этой сфере осуществлять сложно.
Так что же, получается, что ГКС с их космическим размахом выбрали неверный путь развития бизнеса? Но не будем торопится с выводами. Во-первых, поскольку сектор морского VSAT уже довольно плотно оккупирован конкурентами (прежде всего, ГП КС), у ГКС просто не было другого разумного выхода, как искать себе плацдарм для роста в другом сегменте рынка.
Во-вторых, как бы ни был страшен COVID, Россия одной из первых фактически уже поборола (или близка к тому) эпидемию – так, количество заражений каждый день уменьшается, а число выздоравливающих, наоборот, быстро растет. Поэтому вскоре российская авиационная отрасль вернется к докризисным масштабам перевозок – по крайней мере, внутри России. И здесь спутниковая связь от ГКС может оказаться очень даже кстати.
Ближайшее будущее покажет, насколько оправданным был этот шаг ГКС.