25–26 февраля в Москве прошла Всероссийская конференция «Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город». Первые итоги и перспективы развития», организованная Издательским домом «КОННЕКТ» при поддержке и участии МЧС России. Стратегическим партнером мероприятия выступила компания Huawei Enterprise Business Group, а специальным партнером – оператор «Ростелеком». В работе конференции, собравшей более 700 делегатов, приняли участие руководители десяти субъектов Российской Федерации, представители федеральных, региональных и муниципальных органов исполнительной власти, профильных учреждений и организаций, представители компаний – разработчиков и поставщиков современных аппаратных и программных решений в сфере безопасности и управления, системных интеграторов и операторов связи. Программа конференции предусматривала обсуждение вопросов и обмен опытом внедрения решений по четырем направлениям: безопасность населения и муниципальной инфраструктуры, координация работы служб и ведомств, безопасность на транспорте и экологическая безопасность. В фойе конференц-зала были развернуты стенд главного конструктора АПК «Безопасный город» и экспозиции производителей оборудования, решений и поставщиков систем в сфере безопасности.
В приветственном слове в адрес делегатов конференции министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Владимир Пучков отметил, что в условиях, когда человечество постоянно сталкивается с природными катаклизмами, техногенными авариями и катастрофами, возрастает потребность в современных эффективных методиках и инструментах защиты общества от угроз различного характера. Одним из основных инструментов должен стать комплекс «Безопасный город», не имеющий аналогов в мире.
Доминанта комплексной безопасности
Работа Всероссийской конференции «АПК «Безопасный город». Первые итоги и перспективы развития» началась с пленарного заседания федерального уровня. Участники конференции собрались в актовом зале Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Приветствуя делегатов, ректор академии Владимир Мау отметил, что в современном мире проблемы безопасности в самом широком смысле слова доминируют над проблемами экономики. Отдача от экономических институтов оказывается все более зависимой от того, насколько эффективно функционирует система безопасности, гарантируется защита жизни и собственности. Решение вопросов, связанных с инвестициями в экономику страны, упирается в решение задач комплексной безопасности с учетом правовых и иных ее аспектов. По словам ректора, инвестиции приходят туда, где гарантируется безопасность.
Заместитель министра МЧС России Александр Чуприян начал свое выступление со слов о том, насколько комплексной и емкой является задача обеспечения безопасности не только жизни граждан, но и управления государством. Дискуссии в рамках этого мероприятия позволяют обсуждать много смежных тем, в частности, перспективы развития ситуационных центров, создания элементов умных городов, ход подготовки к Чемпионату мира по футболу 2018 г. и другим крупным соревнованиям, проблемы межведомственного взаимодействия, транспортную безопасность, вопросы развития коммунальной городской инфраструктуры.
Суть безопасного города замминистра пояснил на примере нескольких недавних кризисных ситуаций, показывающих, что справляться с последствиями кризисных ситуаций удается пока только за счет энтузиазма и стойкости. Так было в период отключения электроэнергии в Крыму, при взрыве газа в жилом доме в Волгограде, в дни снежной бури на трассе Оренбург – Орск. За последние месяцы различные ЧП произошли и во многих других регионах страны. Именно в таких ситуациях власть проверяется на прочность. Не всегда удается оперативно реагировать на кризисные ситуации, эффективно действовать в процессе ликвидации их последствий. При этом основной проблемой остается отсутствие актуальной информации, в частности, о составе населения, состоянии инфраструктуры (схемах коммуникации и даже количестве объектов, техники, за каким муниципальным образованием она закреплена и т. д.). Еще одна существенная проблема – невозможность моделировать и прогнозировать развитие чрезвычайных ситуаций в реальном времени. Внедрение систем управления всеми видами риска, мониторинга, приема и обработки обращений граждан, оповещения и информирования населения, принятия и поддержки решений, других систем способно повысить эффективность управления, обеспечить координацию действий представителей власти и оперативных служб.
В целом задачи, которые были поставлены перед МЧС России по вопросам построения и развития АПК «Безопасный город», выполнены, однако есть регионы, которые не набрали темп, необходимый для того, чтобы реализовать концепцию АПК в установленные сроки. По плану АПК «Безопасный город» комплекс нужно внедрить в полном объеме во всех субъектах Российской Федерации до 2020 г. Представитель МЧС признал, что дело пошло бы значительно быстрее при наличии федерального финансирования. В то же время никто не требует, чтобы на территориях субъектов были созданы сразу все сегменты АПК «Безопасный город», поскольку это непосильно для региональных бюджетов. На текущем этапе необходимо автоматизировать координацию работы служб и ведомств, их взаимодействие, а также аккумулировать данные со всех уже развернутых систем мониторинга. И сделать это хотя бы в тех муниципальных образованиях, которые субъекты определили в качестве пилотных.
Александр Чуприян подчеркнул, что необходимо построить как минимум один из сегментов АПК «Безопасный город» на территории пилотных субъектов, а не разрабатывать проектную документацию и ждать федерального финансирования. Отдельные регионы, в частности Вологодская, Курская и Архангельская области, серьезно продвинулись в осуществлении программы. В то же время некоторые регионы допускают системную ошибку, выдавая за комплекс безопасности фрагментарное внедрение отдельных систем, будь то Система-112 или система фотовидеофиксации, ГЛОНАСС или система оповещения населения. Причем на эти цели направляется немало финансовых средств, объем которых зачастую сопоставим со стоимостью реализации комплексного пилотного проекта.
Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Николай Рогожкин рассказал о том, какая работа в регионах Сибири ведется по внедрению систем и инструментов, обеспечивающих эффективную защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также способствующих снижению ущерба экономике. В минувшем году благодаря применению Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) спасено более 26 тыс. человек, ликвидированы последствия свыше 53 тыс. происшествий. В настоящее время при принятии решений, направленных на развитие системы РСЧС, первостепенное внимание в округе уделяется предупредительным мероприятиям и анализу их эффективности. Сибирский федеральный округ занимает треть территории нашей страны. В силу разнообразия ландшафтно-климатических особенностей макрорегиону присущи всевозможные риски, поэтому, по словам полпреда, необходимо быть готовыми к прогнозированию чрезвычайных ситуаций и оперативному реагированию.
С докладом «АПК «Безопасный город» как ключевой инструмент обеспечения правоохранительными органами общественной безопасности на качественно новом уровне» выступил первый заместитель министра внутренних дел Российской Федерации Александр Горовой, который отметил, что с 2010 г. сохраняется «динамика роста выявления и раскрываемости преступлений». В рамках реализации АПК как инструмента обеспечения общественной безопасности на территориях муниципалитетов предусмотрено выполнение работ по четырем направлениям: координация межведомственного взаимодействия на базе единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС), безопасность на транспорте, безопасность населения и коммунальной инфраструктуры, экологическую безопасность. В нынешних условиях, когда основные трудности реализации этой программы обусловлены нехваткой финансовых средств, невозможностью моделирования и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, приходится расставлять приоритеты развития подсистем. Правоохранительный сегмент в этой программе является основным, но на практике ему не уделяется достаточного внимания. Между тем сегодня криминогенная обстановка осложняется. Александр Горовой призвал руководителей субъектов РФ, представителей муниципалитетов к взаимодействию с органами МВД.
Возможности систем «Безопасного города» в поддержании правопорядка и борьбе с преступностью затронул в своем выступлении и заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе Олег Логунов. По его словам, нельзя спокойно относиться к росту преступности, в частности уличной. Количество правонарушений в России в прошлом году увеличилось на 10–12%, а в некоторых регионах Северо-Западного федерального округа – почти на 50%. Основные причины такого положения дел связаны с последствиями кризисных явлений. Проблема региональных властей в том, что у них нет полной информации о мигрантах на территории районов.
Интеграция систем АПК «Безопасный город» с системами обеспечения транспортной безопасности и информационными системами Минтранса России стала центральной темой выступления заместителя министра транспорта Российской Федерации Алексея Цыденова. В рамках системы информационного обеспечения безопасности населения на транспорте была создана и запущена в эксплуатацию система сбора результатов технического мониторинга и контроля объектов транспортной инфраструктуры (СС ТМК). Поскольку в зону действия систем «Безопасный город» входят объекты транспортной инфраструктуры, то ряд задач, например сбор видеоинформации с территориально распределенных видеокамер, получение данных об оперативной обстановке, целесообразно решать с использованием СС ТМК как источника данных от объектов транспортной инфраструктуры.
В ближайшие годы запланировано проведение на территории нашей страны крупных международных спортивных соревнований, таких как Кубок конфедераций, Чемпионат мира по футболу, Всемирная Зимняя Универсиада. Эти мероприятия посетят миллионы людей, поэтому задачи обеспечения безопасности являются основополагающими при организации спортивных соревнований и требуют комплексного подхода к их решению, отметила, обращаясь к участникам конференции, статс-секретарь – заместитель министра спорта Российской Федерации Наталья Паршикова. В настоящее время разрабатывается концепция организации процесса идентификации зрителей соревнований, которые пройдут в рамках Чемпионата мира по футболу и Кубка конфедераций. Систему планируется использовать при проведении спортивных мероприятий, определенных решениями Правительства Российской Федерации. Рассматривается возможность интеграции АПК «Безопасный город» и систем безопасности объектов спорта, принимающих матчи Чемпионата мира.
О целях и задачах по внедрению и развитию систем АПК «Безопасный город» на 2016 г. рассказал в своем выступлении ответственный секретарь Межведомственной комиссии (МВК) Алексей Ананьев. Основная задача комиссии – определение стандартов комплекса и координация действий ведомств по его реализации. В минувшем году МВК координировала работу над программой в 23 пилотных регионах и тех муниципалитетах, которые проявили интерес к внедрению на своих территориях элементов безопасного города. Между тем МВК готова учитывать все пожелания и инициативы по доработке концепции, представленные в комиссию. Среди планов работы МВК на текущий год Алексей Ананьев выделил подготовку и утверждение регламентов межведомственного взаимодействия, внесение изменений в Федеральный закон № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», рассмотрение результатов НИОКР и систематизацию подходов к построению АПК «Безопасный город».
Главный конструктор АПК «Безопасный город» Оксана Якимюк напомнила, что концепция комплексной безопасности населения предусматривает использование технологий для автоматизированного распознавания техногенных, природных, социальных угроз и оперативной координации муниципальных, экстренных, силовых ведомств и иных структур для предупреждения чрезвычайных ситуаций. Реализация концепции безопасного города поможет в решении трех глобальных задач. Первая – создание единого информационного пространства, куда в режиме реального времени будет стекаться вся информация обо всех событиях, объектах, ресурсах и населении территории, на которой происходит то или иное событие, требующее реагирования. Вторая задача – обеспечение руководителей муниципального уровня информацией, необходимой для повседневного эффективного управления. Третья задача – создание основы для умного города как инструмента капитализации инфраструктуры, развернутой в результате реализации концепции безопасного города. Муниципальные органы смогут обеспечить поступление денег в бюджет за счет предоставления платных сервисов. В настоящее время разрабатывается концепция умного города, которой предполагается дополнить концепцию безопасного города.
Глобальный опыт компании Huawei при строительстве безопасных городов в разных странах, а также возможности предлагаемого ею решения представил заместитель директора по продажам Huawei Enterprise Business Group Алексей Шереметьев. Комплексное решение «Безопасный город» от Huawei предусматривает использование современных технологий обеспечения безопасности посредством доступа к сети, интеллектуального анализа поступающих данных, профессиональной широкополосной радиосвязи, возможностей дата-центра и центра управления. На базе беспроводных технологий обеспечиваются передача любых данных с датчиков и видеокамер, а также интеграция системы с имеющимися у заказчика системами. Использование мирового опыта компании позволяет упростить решение столь сложной задачи, как обеспечение комплексной безопасности.
Регионы просят федеральной поддержки
Хотя на втором пленарном заседании регионального уровня и не было запланировано выступлений чиновников высокого федерального значения, именно это мероприятие стало ключевым в первый день конференции, на что указали оба модератора, в качестве которых выступили заместитель министра МЧС России Александр Чуприян и главный конструктор АПК «Безопасный город» Оксана Якимюк. Представители центра были крайне заинтересованы получить реакцию от регионов, причем не в виде донесений о «выполнении поставленной задачи».
Удачным опытом построения АПК «Безопасный город» с учетом специфики территории и интеграции со всеми основными системами обеспечения комплексной безопасности, включая Систему-112, поделился первый заместитель губернатора Вологодской области Андрей Луценко. Первоочередная цель проекта – улучшение координации деятельности сил и служб, что должно повысить скорость принятия управленческих решений руководителями органов местного самоуправления при ликвидации последствий ЧС, а это приведет к повышению общего уровня общественной безопасности и правопорядка в Вологодской области. В рамках создания АПК «Безопасный город» было разработано техническое задание на создание автоматизированной системы для пилотных муниципальных образований Вологодской области. Затем состоялось подписание госконтракта с ПАО «Ростелеком» на создание АПК «Безопасный город». Цена контракта составляет 809,7 млн руб. – представители Вологодской области планируют рассчитаться с «Ростелекомом» в течение 2016–2019 гг. Ежегодный платеж исполнителю составит 202,5 млн руб. – поступление средств в бюджет ожидается за счет сбора штрафов на трассах федерального значения. При этом Андрей Луценко особо подчеркнул, что после реализации проекта имеющееся оборудование будет передано муниципальным образованиям области.
О ходе реализации концепции АПК «Безопасный город» на территории Курской области и задачах на 2016 г. участникам конференции сообщил заместитель губернатора Курской области, председатель комитета региональной безопасности Василий Зубков, который не только поделился с представителями регионов достижениями, но и рассказал о самых насущных проблемах. В качестве первоочередной проблемы представитель Курской области назвал отсутствие в законодательной базе РФ прописанных расходных полномочий, без чего финансирование работ по внедрению АПК «Безопасный город» фактически невозможно. Он также согласился с тем, что реализовать программу без федеральной поддержки не получится, поскольку у представителей субъектов Федерации нет рычагов влияния и инструментов, с помощью которых можно было бы согласовать взаимодействие ведомств.
Заместитель губернатора Калужской области Юрий Кожевников представил опыт эксплуатации отдельных систем АПК «Безопасный город». Он напомнил о том времени, когда в силу возможностей и собственных представлений регионы России закупали видеокамеры, размещали их на дорогах и перекрестках, в местах с массовым пребыванием граждан. Эта деятельность называлась «внедрением элементов «Безопасного города» в городскую инфраструктуру». С сентября 2014 г. началась новая эра, ознаменовавшаяся принятием концепции АПК и выработкой методических рекомендаций, которыми отныне обязаны руководствоваться все регионы. Для адаптации задач построения АПК «Безопасный город» применительно к Калужской области в качестве пилотных были определены муниципальные образования Калуга, Обнинск и Малоярославецкий район. Юрий Кожевников отметил, что большую помощь в работе по проекту АПК БГ оказал положительный пример внедрения систем безопасности в Новомосковске. По всему городу установлены датчики загрязнения атмосферы, с помощью которых осуществляется мониторинг окружающей среды, что жизненно важно для города, где размещены крупнейшие предприятия химической промышленности. К системам Новомосковска больше применим термин «умный город», и в своей работе представители Калуги стараются учитывать наработки своих соседей. Сегодня в Калужской области можно говорить лишь об отдельных элементах комплекса «Безопасный город». Они работают, и от них уже есть отдача, но руководство области планирует объединить все эти элементы на базе одного большого ситуационного центра.
Заместитель губернатора Ярославской области Эдуард Лысенко рассказал об организации взаимодействия ОИВ и ОМСУ при реагировании на кризисные ситуации и происшествия с помощью АПК «Безопасный город». Он отметил, что рассматривает АПК БГ в качестве неотъемлемого элемента единой системы эффективного управления субъектом РФ. Интересно, что представитель Ярославской области заявил о том, что проблемы межведомственного взаимодействия вполне можно решать на местах, не дожидаясь соответствующих руководящих документов из Москвы. В качестве реальных инструментов, с помощью которых можно налаживать взаимодействие в самих субъектах РФ, он назвал межведомственные комиссии, которые возглавляет губернатор.
Своим подходом к реализации концепции АПК БГ на территории Брянской области с учетом специфики региона поделился заместитель председателя правительства Брянской области Сергей Сергеев. Он отметил, что площадь лесного фонда составляет 34,7% области, при этом общая площадь лесов, зараженных радиацией (здесь сказываются долговременные последствия Чернобыльской катастрофы), достигает 18,5%. Кроме того, Брянская область граничит с Белоруссией и Украиной, что в современной политической ситуации порождает дополнительные проблемы. Все это заставляет руководство области с удвоенной энергией работать над созданием комплексной системы мониторинга и защиты населения, а также над другими элементами АПК «Безопасный город».
Заместитель председателя правительства Саратовской области Александр Буренин предоставил детальный анализ эффективности реализации на территории Саратовской области решений в сегменте обеспечения безопасности жизнедеятельности. В качестве пилотных муниципальных образований для построения и развития АПК «Безопасный город» были выбраны Саратов, Балаковский муниципальный район и ЗАТО Светлый. Говоря о финансовой составляющей, Александр Буренин указал, что в настоящее время область нашла 68 млн руб. на реализацию АПК БГ, однако для полного внедрения всех элементов системы необходимо около 1,5 млрд руб.
Проблемы совершенно иного масштаба были представлены в докладе председателя Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга Ивана Громова. Не секрет, что северная столица России готовится к проведению Чемпионата мира по хоккею 2016 г. и Чемпионата мира по футболу 2018 г. Эти грандиозные мероприятия накладывают на руководителей города дополнительную ответственность, заставляя тщательнее проводить анализ всех рисков и чрезвычайных ситуаций, предусмотренных в концепции построения и развития АПК «Безопасный город». В Центр обработки и хранения данных АИС ОБЖ поступают данные с 9507 подъездных камер домофонного типа, 2518 дворовых камер и 226 видеокамер, расположенных в местах массового пребывания граждан. В комплексную систему обеспечения безопасности были интегрированы 1323 учреждения здравоохранения, 2950 образовательных учреждений, 404 объекта социальной защиты населения и 1617 иных объектов инфраструктуры. Готовность комплексов технических средств Региональной автоматизированной системы централизованного оповещения, составляет сейчас 97%. В декабре 2015 г. состоялись успешные государственные испытания Системы-112 Санкт-Петербурга. Как отметил Иван Громов, в 2016 г. на проекты, связанные с внедрением АПК БГ, в Петербурге будет затрачено около 3 млрд руб.
Множество вопросов из зала вызвал доклад главы администрации города Нижнего Тагила Сергея Носова. В отличие от своих коллег представитель Нижнего Тагила оставил в стороне «дипломатический политес» и назвал многие существующие проблемы своими словами. В частности, он обозначил одну из острых проблем, которая, как выяснилось, стоит перед многими руководителями регионов России: «немыслимые» расценки, выставляемые «Ростелекомом» за использование магистральных каналов связи. Сергей Носов также откровенно заявил, что без финансовой поддержки из Москвы создание АПК БГ будет просто невозможно. Так, в Нижнем Тагиле только на первоначальном этапе строительства было затрачено около 300 млн руб., в то время как на полное внедрение системы требуется около 6 млрд руб.
Глава администрации города Нижний Тагил позволил себе порассуждать и о самой основе концепции АПК «Безопасный город», в результате чего выдвинул предположение, что новая система безопасности «может оставить без работы МЧС», поскольку она призвана предотвращать ЧС. Интересно, что в этом вопросе Сергей Носов нашел неожиданную поддержку со стороны руководителей МЧС и разработчиков концепции АПК «Безопасный город». Главный конструктор АПК БГ Оксана Якимюк заявила, что полностью поддерживает именно такое понимание новой системы, поскольку «Безопасный город» направлен на профилактику ЧС и на внедрение эффективной системы управления на уровне регионов и муниципалитетов.
В завершение выступления глава администрации Нижнего Тагила указал на тот факт, что само внедрение системы АПК «Безопасный город» заставляет руководителей городов и регионов России обращать внимание на глубинные проблемы, стоящие сейчас перед нашей страной. Например, мы ставим датчики на трубы, но возникает законный вопрос: зачем ставить датчик, если мы знаем, что эти трубы гнилые и уже давно пришли в негодное состояние? В связи с этим Сергей Носов обратился к участникам конференции с риторическим вопросом: «Может быть, начинать надо с самого низа, с замены устаревших коммуникаций?»
После столь внушительного выступления слово взял первый заместитель губернатора Ханты-Мансийского автономного округа Алексей Забозлаев. Он подробно рассказал об основных проблемах обеспечения комплексной безопасности территории и населения с учетом специфики северных территорий. В его выступлении прозвучали те проблемы, которые уже получили подробное освещение в ходе конференции «Связь на Русском Севере», организованной Издательским домом «КОННЕКТ» в сентябре 2015 г. В частности, Алексей Забозлаев отметил, что на Севере России частные инвесторы готовы вкладывать деньги только в строительство магистральных оптических каналов связи, а вот с прокладкой кабелей в малонаселенные отдаленные пункты возникают проблемы, так что эти коммуникации приходится прокладывать за бюджетные деньги. При этом в Ханты-Мансийском округе остается еще 36 поселков, в которых вообще нет доступа в Интернет.
Поскольку в ходе выступлений представителей регионов постоянно возникала тема развития систем безопасности на уровне муниципальных образований и связанных с этим проблем, модераторы пленарного заседания предложили в качестве незапланированного доклада выступить заместителю главы администрации по безопасности Кировского района Ленинградской области Сергею Гавронову. Он рассказал о трудностях в ходе развертывания системы видеонаблюдения, а также посетовал на то, что на сегодняшний день отсутствует четкое обозначение полномочий районных властей в данной сфере: «У нас сейчас есть только координирующие функции, а все непосредственные полномочия уходят на верхний уровень». В связи с этим Сергей Гавронов обратился с предложением точнее определить реальные полномочия муниципалов в деле построения АПК БГ.
После содержательных и порой носивших критический характер докладов модератор пленарного заседания заместитель министра МЧС России Александр Чуприян решил подвести предварительные итоги слушаний. Прежде всего он поблагодарил представителей регионов, принявших участие в конференции АПК «Безопасный город», еще раз подчеркнув, что федеральный центр не может осилить такие большие и чрезвычайно трудоемкие проекты без поддержки на местах, без получения постоянной обратной связи от регионов России.
Александр Чуприян отметил, что федеральная составляющая в АПК БГ должна быть, однако доказывать необходимость финансирования программы легче, когда на местах запущены живые проекты, которые можно привести в качестве примера. На сегодня 23 субъекта уже подали по собственной инициативе заявки на создание пилотных проектов, однако на практике в реализацию их запустили, увы, единицы. Обращаясь к представителям регионов России, заместитель министра МЧС с генеральской прямотой заявил, что «МЧС будет помогать в первую очередь тем, кто вбивает гвозди, а не тем, кто лишь составил бумажный проект и положил его на полочку».
Безопасность инфраструктуры как условие развития регионов
От надежного функционирования отрасли ЖКХ на региональном уровне во многом зависят не только безопасность, но и социально-экономическое развитие, а также инвестиционная привлекательность субъектов. Об этом шла речь на заседании первой секции «Безопасность населения и муниципальной инфраструктуры», модераторами которой выступили представитель Фонда развития интернет-инициатив Елена Артемьева и заместитель главного конструктора АПК «Безопасный город» Юлия Онищук. Безопасность региональной инфраструктуры подвержена воздействию различных факторов – от сбоев в работе оборудования, изношенности сетей до инфляции и безработицы. С каждым годом возрастает актуальность прогнозирования угроз, повышается роль ситуационных центров в принятии решений, систем энергетического мониторинга и управления.
Тон обсуждения на заседании секции задало выступление президента Национального консорциума промышленного Интернета Виталия Недельского, в котором он привел примеры интеллектуальных решений в области энергосбережения и водоканалов. Основу этих решений составляют системы промышленного Интернета как части Интернета вещей. Большинство водоканалов в нашей стране построено в середине прошлого века. Недофинансирование текущих ремонтов, не говоря уже о модернизации инфраструктуры водоснабжения, приводит к тому, что периодически целые города с десятками тысяч жителей остаются без воды. Кроме того, по мнению докладчика, население избаловано счетами за услуги водоснабжения, которые в десятки раз меньше, чем в Европе. Повышение тарифов на 10–15% в год могло бы обеспечить источник финансирования большей части инвестиционных программ. В таких условиях заключение концессионного соглашения на модернизацию инфраструктуры следует рассматривать как механизм, позволяющий изменить ситуацию в сфере эксплуатации и управления водоканалом. Начинать нужно с проведения аудита и технологической экспертизы.
Безопасности населения и объектов жилищно-коммунального хозяйства в г. Обнинске на севере Калужской области посвятил свое выступление генеральный директор городского информационного центра «Безопасный город» Сергей Пасынков. Докладчик рассказал об общей архитектуре программы, сетях передачи данных, основных подсистемах и результатах их эксплуатации и подробно остановился на проблемах. В частности, затруднено строительство сетевых систем видеонаблюдения и оповещения в жилом секторе, системы пожарной сигнализации утратили свою целостность и не обеспечивают оперативности реагирования. По мнению докладчика, назрела необходимость внесения дополнений в Жилищный кодекс РФ, касающихся строительства и эксплуатации систем безопасности в многоквартирных жилых домах. На государственном уровне следует утвердить положение о сервисных центрах по обслуживанию домовых приборов учета по аналогии с центрами по обслуживанию контрольно-кассовых машин.
Заместитель начальника управления – начальник отдела информатизации контрольно-надзорной деятельности правового управления Ростехнадзора Дмитрий Божко в своем выступлении рассказал о том, как с использованием федеральных систем мониторинга можно обеспечить доступ местных органов власти к информации о состоянии потенциально опасных объектов, которые расположены на территории муниципальных образований. Мониторинг этих объектов критически важен, оперативные службы должны владеть полной и объективной информацией, чтобы иметь возможность проактивного реагирования и обеспечить профилактику нештатных или чрезвычайных ситуаций.
Решения Huawei для «Безопасного города», которые могут быть востребованы в российских регионах, представил на заседании секции менеджер по работе с ключевыми заказчиками Huawei Enterprise Business Group Дмитрий Рыжавский. Компания предлагает продукты для видеонаблюдения, периферийные HD-устройства, контейнерный ЦОД, оснащенный по принципу «все в одном», адаптированное решение на базе технологии LTE для профессиональной ведомственной связи и т. д. В частности, терминалы профессиональной радиосвязи дают возможность оперативной координации действий персонала. А в момент кризисной ситуации эти устройства позволяют организовать эффективное взаимодействие со штабом (например, с передачей видеоинформации с места события), от чего во многом зависят правильность оценки ситуации и грамотность распоряжений по ликвидации последствий случившегося. Отдельные сервисы, предлагаемые в рамках концепции безопасного города, можно монетизировать, что успешно реализуется в ряде городов за рубежом. Компания Huawei рассматривает российский рынок как перспективный, поэтому готова предлагать своим заказчикам выгодные финансовые условия.
Решение проблем безопасности внедрения и эксплуатации интеллектуальных муниципальных систем энергетического мониторинга и управления невозможно без инвариантного планирования действий в критических ситуациях и эффективной системы профессионального обучения. Об этом шла речь в выступлении руководителя Центра проблем энергетической безопасности Института США и Канады РАН Андрея Корнеева.
В ходе заседания секции неоднократно возникали мини-дискуссии по многим вопросам, которые поднимали докладчики. Иногда масла в огонь подливали реплики или скептические замечания из зала. Наиболее горячий спор разгорелся по поводу «коробочных» решений для внедрения на муниципальном уровне. Одни выступавшие аргументировали необходимость разработки таких решений, другие настаивали на целесообразности интеграции в создаваемую систему используемых подсистем, развернутых с учетом специфики муниципальных образований. К концу заседания многие его участники согласились с тем, что, по словам Юлии Онищук, разработка типового решения в рамках концепции безопасного города едва ли возможна, прежде всего в силу специфики регионов. Принцип типового решения, предусматривающего защиту от всевозможных рисков, избыточен, поскольку для одних муниципалитетов актуальны риски наводнения, для других – загрязнения воздуха химическим или иным опасным производством и т. д. Эффективность реализации концепции безопасного города во многом будет зависеть от активности муниципальных образований, их готовности к конструктивному взаимодействию с представителями МЧС, оказывающими методическую помощь.
Аэропорт в качестве модели безопасного транспортного узла
Выступления на заседании второй секции «Безопасность на транспорте» (модераторы Оксана Якимюк и Юлия Онищук) проиллюстрировали эволюцию системного подхода к обеспечению безопасности: от реагирования постфактум до управления безопасностью на основе прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Особое внимание было уделено рассмотрению универсальных подсистем обеспечения безопасности для различных объектов транспортной инфраструктуры. Наибольший интерес вызвали доклады и презентации, в которых были представлены опыт применения средств безопасности и направления совершенствования подсистем.
Заместитель директора департамента программ развития Минтранса России Юрий Спасский в начале своего выступления разграничил понятия «транспортная безопасность» и «безопасность на транспорте». Во исполнение Федерального закона № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» была создана Система информационного обеспечения безопасности населения на транспорте, эффективность использования которой была подтверждена в ходе проведения Олимпийских игр в Сочи. Хорошо зарекомендовала себя также система сбора результатов технического мониторинга и контроля объектов транспортной инфраструктуры (СС ТМК). Она позволяет обеспечить технический мониторинг и контроль общественных транспортных средств, оценивать событийную обстановку и принимать сигналы событий с транспортных средств, получать видеопоток с объектов транспортной инфраструктуры, отслеживать статус объекта. В настоящее время СС ТМК готова к приему/передаче данных от различных объектов. Подключение системы к АПК «Безопасный город» позволит не только обеспечить технический и ситуационный мониторинг объектов транспортной инфраструктуры, но и даст возможность использовать инфраструктуру проекта, сэкономить временные и финансовые ресурсы.
Представители информационно-аналитического управления транспортного планирования Центра организации дорожного движения правительства Москвы Ольга Мороз и Александр Герасимов рассказали о направлениях повышения безопасности дорожного движения в столице. Информационные системы города Москвы позволяют выявлять места концентрации дорожно-транспортных происшествий для проработки мероприятий по их устранению. Среди мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения, можно отметить введение запрета на остановку или парковку на тротуаре, изменение способа постановки автомобиля на парковку, организацию одностороннего движения, а также ограничение максимальной скорости движения. Реализация подобных мероприятий позволяет как минимум на треть уменьшить количество ДТП.
Обеспечение безопасности на транспортных узлах на примере модели «Безопасный аэропорт» представил в своем докладе сотрудник Санкт-Петербургского политехнического университета имени Петра Великого Алексей Мананков. Аргументов в пользу реализации такого подхода несколько. Во-первых, транспорт – это всегда объект повышенного риска, а аэропорт – самый полный набор всевозможных угроз и механизмов противодействия им. Во-вторых, АСУ деятельностью аэропорта соответствуют всем техническим, эксплуатационным и экономическим требованиям к системам управления. В-третьих, для аэропорта характерна наиболее высокая степень интеграции систем и технических средств на общей платформе, включая программы анализа и предоставления информации. В-четвертых, методология управления деятельностью аэропорта может дать АПК «Безопасный город» множество апробированных инструментов и элементов управления.
Решение Huawei для безопасности на транспорте представила менеджер по работе с ключевыми заказчиками Huawei Enterprise Business Group Евгения Пономарева. Обеспечение безопасности на объектах транспортной инфраструктуры реализуется на основе открытых интерфейсов, интеграции с устройствами сбора данных сторонних производителей, комплексного решения системы интеллектуального видеонаблюдения, использования интегрированных устройств маршрутизации и сбора данных, поддержки возможностей Интернета вещей. Применение решений для безопасности транспортных средств на базе продуктов Huawei позволяет обеспечить информирование населения, организовать предоставление социальной рекламы, дополнительных сервисов и услуг.
«Безопасному городу» нужна координация сил и средств на всех уровнях
Уже в ходе работы первого дня конференции АПК «Безопасный город» стало понятно, что вопросы межведомственного взаимодействия являются одной из ключевых проблем, так что организаторы несомненно угадали с тематикой третьей секции «Координация работы служб и ведомств». Модераторами мероприятия стали главный конструктор АПК «Безопасный город» Оксана Якимюк и главный советник департамента по вопросам правоохранительной деятельности, обороны и безопасности аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Виктор Гуреев. Выступления вызывали живой отклик в зале и приводили к столь жаркой дискуссии, временами грозящей перерасти в «рукопашную», что модераторам стоило немалых усилий держать аудиторию под контролем и не позволять эмоциям перечеркнуть рациональное зерно споров.
О ходе реализации Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» на территории Свердловской области участникам конференции рассказал директор департамента общественной безопасности Александр Кудрявцев. В настоящее время в области определены шесть пилотных муниципальных образований по созданию опытных участков АПК «Безопасный город» – два из этих проектов прошли все этапы согласования. В соответствии с комплексным планом идет работа по созданию Системы-112, ею уже оснащены 19 муниципальных образований Свердловской области.
Работа в Свердловской области ведется, многое уже сделано, однако есть и серьезные проблемы. Во-первых, большинство муниципальных образований области не справляются со своими задачами, поэтому у них нередко забирают полномочия руководители верхнего уровня. Во-вторых, перед областью стоит задача не только создания, но и дальнейшего поддержания функционирования АПК «Безопасный город». Но кто и из каких фондов будет финансировать обслуживание всей системы мониторинга и других элементов АПК БГ? В-третьих, Александр Кудрявцев выступил против высказывавшейся на конференции идеи тиражирования удачных проектов, поскольку каждое муниципальное образование обладает своей спецификой и типовые проекты будут просто неприменимы в большинстве случаев. В-четвертых, представитель Свердловской области указал на отсутствие регламента межсистемного и межведомственного взаимодействия в рамках развития АПК «Безопасный город».
Второй докладчик – начальник МКУ «Управление гражданской защиты города Ельца» Липецкой области Валерий Дятлов решил отойти от традиционных форм презентации материала и предложил участникам конференции ознакомиться с видеороликом, в котором были представлены все достижения города в деле создания ЕДДС и запуска Системы-112. На вопросы из зала об источниках финансирования проекта Валерий Дятлов ответил, что в Ельце решили использовать различные формы частно-государственного партнерства. Например, передача в аренду телефонных столбов позволила городу достичь взаимовыгодного соглашения с оператором связи, который взял на себя оплату каналов передачи данных, – простое и в то же время эффективное решение.
Заместитель председателя Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга Андрей Соколов рассказал участникам форума об особенностях построения и организационно-технического взаимодействия служб и ведомств в ходе реализации АПК «Безопасный город» в Северной столице России. Представитель Петербурга подчеркнул, что методики, используемые в огромном мегаполисе, неприменимы в большинстве регионов России, поскольку они рассчитаны на принципиально иные масштабы деятельности. Как центр проведения крупных международных культурно-массовых и спортивных мероприятий Санкт-Петербург подвергается риску возникновения ЧС, указанных в концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город». Петербург является городом федерального значения – этим обстоятельством обусловлено отсутствие уровня муниципальных ЕДДС. В городе 18 больших районов. Поскольку Санкт-Петербург готовится к проведению Чемпионата мира по футболу 2018 г., по многим параметрам внедрения АПК БГ он идет с заметным опережением остальных регионов. Так, Система-112 уже запущена в эксплуатацию. Всего планируется подключить к комплексу «Безопасный город» примерно 120 информационных систем. Всю эту колоссальную систему необходимо запустить в опытную эксплуатацию уже в 2017 г.
Директор департамента прикладных проектов ПАО «Ростелеком» Дмитрий Гуртов рассказал о комплексном подходе ПАО «Ростелеком» к реализации АПК «Безопасный город». В ходе поэтапной реализации АПК БГ следует начинать с проектов, способствующих росту доходов бюджета субъекта РФ: фотовидеофиксации нарушений ПДД, весогабаритного контроля, энергоэффективных проектов. Затем можно направить новые доходы бюджета на создание остальных подсистем АПК «Безопасный город». В целях эффективного использования финансирования из различных источников необходима координация на уровне региональных программ «Безопасного города», утверждаемых МРГ. «Ростелеком» готов участвовать в разработке региональных программ «Безопасного города» и координации собственных инвестиционных планов в соответствии с ними, а также помочь в определении конкретных потребностей региона, в разработке программ, согласовании с территориальными подразделениями ФОИВ, утверждении на МРГ.
Завершило работу третьей секции выступление заместителя технического директора по стратегическим проектам ЗАО «Полимедиа» Виктора Деменко, который рассказал о возможностях визуализации аналитических данных в центрах принятия решений. Главное внимание докладчик уделил новым средствам, таким как ВИРД – визуализация информации на распределенных дисплеях (это один из ключевых процессов современного центра принятия решений – ЦПР). С помощью комплекса ВИРД организация вывода программных и аппаратных источников информации на систему локальных и удаленных дисплеев становится действительно удобной и эффективной.
ПОДЗАГ// Системы мониторинга – не самоцель, а способ получения данных
«Экологическая безопасность» стала темой обсуждения четвертой секции на второй день работы конференции АПК «Безопасный город». Модератором секции выступила главный конструктор АПК «Безопасный город» Оксана Якимюк, а немного позднее к обсуждению вопросов экологической безопасности присоединился и замминистра МЧС России Александр Чуприян. К сожалению, ограничения по времени и продолжительная дискуссия, непроизвольно возникшая в ходе обсуждения важных вопросов, не позволили выступить всем докладчикам, подготовившим интересные выступления, так что после окончания работы четвертой секции в наш информационный отдел конференции выстроилась целая очередь из представителей регионов России, желающих получить доклады своих коллег в электронном виде.
Одним из самых интересных выступлений на этом этапе работы конференции был доклад заместителя директора по научной работе и координации перспективных разработок ИБРАЭ РАН Рафаэля Арутюняна. Поскольку в нем был поднят целый ряд важных проблем, обсуждавшихся ранее в кулуарах форума, мы решили остановиться на освещении этого доклада подробнее. Основной темой выступления представителя ИБРАЭ стало решение задач эффективного реагирования на радиационные угрозы регионального и муниципального уровней в рамках осуществления АПК «Безопасный город». Рафаэль Арутюнян особо подчеркнул, что обеспечение аварийной готовности и реагирования на радиационные аварии является сложной междисциплинарной наукоемкой областью, в которой ключевую роль играет фактор профессионализма исполнителей. Радиационные аварии – события редкие, но с катастрофическим социально-экономическим ущербом. Сложность информирования власти, общества и СМИ (это касается не только России, но и других стран) приводит зачастую к неадекватному общественному восприятию радиационных рисков на всех уровнях общества, включая, к сожалению, даже профессиональные и управленческие круги. К тому же на этот комплекс проблем накладывается весьма противоречивая и запутанная нормативно-правовая база в области радиационной защиты.
Начиная с 2000 г. ИБРАЭ РАН совместно с МЧС России, Госкорпорацией «Росатом», Росгидрометом и субъектами РФ выполняет работы по созданию систем мониторинга радиационной обстановки всех ядерно и радиационно опасных объектов, программно-технических средств поддержки принятия решений при радиационных авариях, а также по созданию территориальных систем радиационного мониторинга и аварийного реагирования в субъектах РФ.
В качестве примера Рафаэль Арутюнян привел территориальную систему радиационного мониторинга и аварийного реагирования Мурманской области, которая в отчете по итогам миссии МАГАТЭ была признана «выдающимся достижением»: «Все новые элементы функционируют: со стороны конечных пользователей не было никаких нареканий, автоматизированная система контроля за радиационной обстановкой (АСКРО) может служить моделью для других аналогичных проектов». К настоящему времени уже созданы 24 территориальные типовые системы мониторинга, которые можно легко и без больших финансовых затрат интегрировать в систему АПК БГ.
Однако, говоря об успехах в своей области, Рафаэль Арутюнян также отметил, что до сих пор в России, как и в других странах, существует проблема грамотной интерпретации данных, предоставляемых системами радиационного мониторинга. Сами по себе такие системы не представляют ценности, а иногда даже, напротив, могут сыграть отрицательную роль, если те, кто их используют, не обладают достаточной компетенцией, позволяющей им проводить научный анализ данных по тем сложнейшим расчетным моделям, которыми сегодня обладает коллектив ИБРАЭ РАН.
***
В заключительной части конференции прошло пленарное заседание, на котором модераторы секций обобщили предложения, поступившие во время заседаний секций, состоялось обсуждение итоговой резолюции. Организаторы Всероссийской конференции «Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город». Первые итоги и перспективы развития» поблагодарили представителей регионов за активное участие в дискуссиях и пригласили к сотрудничеству в дальнейшей реализации проекта. Обращаясь к участникам мероприятия, Александр Чуприян назвал всех присутствовавших на конференции «гагаринским призывом безопасного города».
Следует отметить, что первая конференция показала, насколько заинтересованы регионы в реализации и развитии программы безопасного города. По мере того как ее участники делились опытом запуска пилотных проектов в муниципальных образованиях, указывали на главные проблемы, с которыми они сталкиваются на местах (среди трех основных можно выделить ограниченное финансирование, отсутствие координации действий между ведомствами, невозможность разработки типовых легко масштабируемых решений), они приходили к важным для себя выводам. В частности, АПК «Безопасный город» не может и не должен дублировать работу силовых ведомств, ибо главные цели программы – профилактика и предотвращение нештатных и чрезвычайных ситуаций, а также автоматизация и оптимизация системы управления.