20 сентября 2016 г. в Москве прошла конференция Fujitsu World Tour под лозунгом «Движущая сила цифровой трансформации». На этом форуме российские ИТ-специалисты получили представление о перспективах развития бизнеса в России на период 2016–2020 гг., партнеры компании Fujitsu из различных регионов России поделились практическим опытом оптимизации и развития ИТ-инфраструктуры. На конференции работали специальные секции, посвященные ключевым направлениям Fujitsu: бизнес-ориентированному ЦОД, построению катастрофоустойчивых ИТ-систем, облачным технологиям и сервисам управления инфраструктурой, инновациям в области гиперконвергентных сред и безопасности, проектам и решениям в сфере ритейла. На выставке решений были развернуты демо-зона компании Fujitsu с новейшими продуктами и моделями оборудования, а также стенды компаний-партнеров, в частности, NetApp, Suse, «Пилот», Softline, Brocade и VMware.
На открытии конференции выступил Виталий Фридлянд, вице-президент Fujitsu, генеральный директор компании в России и СНГ. Он обратился со словами благодарности к заказчикам, партнерам, представителям прессы и гостям из штаб-квартиры компании Fujitsu, принявшим участие в Fujitsu World Tour – ежегодном мероприятии компании в России. Виталий Фридлянд отметил, что в этот раз форум проходит на новой площадке – в центре Digital October, и это место выбрано неслучайно, поскольку основной тематикой мероприятия является цифровая трансформация.
Руководитель российского подразделения признал, что в России сейчас не самые простые для экономики времена, тем не менее, и в это сложный период Fujitsu не только не потеряла свои позиции в России, но и нарастила их, с точки зрения доли рынка, причем именно в тех сегментах, которые еще каких-то пять лет назад были для компании в новинку. Речь идет прежде всего о дата-центрах – серверах, системах хранения данных и сопутствующих им сервисах. Конечно, сегмент клиентских устройств находится сегодня в глубоком кризисе, и это общемировая тенденция. Зато на рынке появились новые технологии, например, связанные с безопасностью. В прошлом году на подобном форуме некоторые из них были анонсированы (проект «Ладошки» Сбербанка), и Fujitsu значительно продвинулась в этом направлении. Виталий Фридлянд подчеркнул, что российский рынок проявляет повышенный интерес к продуктам из сегмента безопасности.
Затем с коротким докладом выступил Хуан М. Поркар, вице-президент Fujitsu, директор по Восточной Европе, России и СНГ и Африке. Он отметил, что в этом году в рамках Fujitsu World Tour в 20 странах мира проходит 20 конференций, подобных московской. На них будет представлено более 200 докладов и ожидается 10 тыс. участников. Хуан Поркар также представил крупнейших партнеров Fujitsu, особо выделив «платинового» – компанию NetApp.
Уве Ноймейер, вице-президент Fujitsu, руководитель подразделения по решениям для центров обработки данных, EMEIA Product Business, рассказал участникам об инновациях, ориентированных на человека, которые и являются основной «движущей силой цифровой трансформации». Он выделил четыре большие «цифровые волны», которые последовательно переворачивали представления о стиле не только ведения бизнеса, но и жизни человека. Первой цифровой волной стало появление Интернета, со второй волной, которая захлестнула нас сегодня, Уве Ноймейер связывает распространение интернет-услуг на мобильных устройствах. Особо он выделил ситуацию в банковском секторе, где мобильные сервисы буквально сметают привычные представления, принуждая банкиров отказываться от практик, не изменявшихся столетиями. Третья волна, уже накатывающая на не успевших оправиться от мобилизации бизнесменов, связана с Интернетом вещей. Уве Ноймейер подчеркнул, что было бы большой ошибкой считать, что IoT касается только технологической стороны проблемы – самих девайсов. На самом деле Интернет вещей в скором времени радикально изменит бизнес – и это уже не эволюция, а революция. Наконец, на горизонте маячит и четвертая волна – появление искусственного интеллекта и роботов нового поколения.
После докладов руководителей Fujitsu слово для выступления было передано Татьяне Бочарниковой, главе представительства NetApp в России и странах СНГ. Татьяна отметила, что Fujitsu и NetApp являются стратегическими партнерами с 1998 г., когда NetApp еще не открыла свое представительство в России. Она также подчеркнула тот факт, что Fujitsu и NetApp объединяют длительные партнерские отношения с SAP, Oracle и VMware. Компания SAP сейчас ведет свои основные разработки на Fujitsu (более 5 000 серверов) и NetApp (30 петабайт). Fujitsu и NetApp предлагают своим заказчикам полные, сертифицированные и протестированные решения End-to-End. Обе компании постоянно показывают лидирующие результаты по производительности и высокой готовности.
Что дает компании Fujitsu сотрудничество с NetApp? Американский производитель СХД обеспечивает: возможность снижать потребности в дисковой емкости (гарантирует 4:1), лидирующие решения по управлению данными (ONTAP) и лидирующие решения Flash, надежные и доступные решения для аварийного восстановления (DR) и решения DR в облачной инфраструктуре, а также позволяет исключить плановый и внеплановый простои приложений. Какие выгоды извлекает из этого сотрудничества компания NetApp? Fujitsu предлагает решения End-to-End, надежную инфраструктуру с высокой готовностью и глубокий консалтинг. Кроме того, сегодня решения Fujitsu для SAP, Oracle и VMware позволяют значительно снизить сложность создания и управления инфраструктурой.
Завершить пленарное заседание представители Fujitsu предложили не совсем обычному докладчику – Дэниелу Торнили, президенту DT—Global Business Consulting GmbH, соучредителю CEEMEA Business Group, который, как выяснилось, первый раз побывал в Москве и Ленинграде еще в далеком 1977 г. и был настолько впечатлен русской культурой, что назвал свою дочь Наташей – по имени Наташи Ростовой из романа Льва Толстого «Война и мир». Затем он написал диссертацию по теме «Советская политическая экономия». В настоящее время Дэниел посещает Москву и Санкт-Петербург каждые две недели, так как у него 450 клиентов (Coca-Cola, Danon, DuPont, Fujitsu, Oracle, PepsiCo, Microsoft и др.), работающих в России. Выступление мистера Торнили было посвящено перспективам развития бизнеса в России на период 2016–2020 гг.
Прежде всего Дэниел Торнили указал на тот факт, что в настоящее время недовольство своим финансовым положением высказывают 85% представителей западных компаний, так что не одна Россия сегодня страдает от экономических неурядиц. При этом она вовсе не находится в «плачевном положении», как это стараются представить западные СМИ. Он подчеркнул, что у нас есть возможности для роста в двух секторах: первый – фармацевтика, медицинское оборудование; второй – продажа потребительских товаров. Конечно, российские покупатели немного изменились за последнее время. Если раньше они «покупали все», то сейчас «немного подустали», но это никак нельзя назвать коллапсом – к удивлению многих западных ритейлеров, российские покупатели оказались очень эластичными, сохранив свою приверженность к брендам даже в кризисные годы.
Разумеется, нынешний российский кризис отличается от кризисов 1998 г. и 2008 г., поскольку сейчас невозможен быстрый отскок экономики. Проблемы российской экономики обусловливаются вовсе не санкциями – первые сбои начались в январе 2013 г., когда еще никакого обострения с Украиной не было. России предстоит длительный период постепенного восстановления экономики – нам не стоит ожидать взрывного роста, как, например, после кризиса 1998 г.
Но не стоит забывать о том, что совсем недавно Россия была вторым по привлекательности инвестиционным рынком мира. Ситуация с Украиной существенно испортила ее имидж, однако сегодня привлекательность капиталовложений в Россию восстанавливается, РФ поднялась на восьмую позицию в мире. Кстати, по данным опросов, которые проводила компания Дэниела Торнили, около 30% западных компаний готовы инвестировать в Россию, несмотря на «политические риски». Он объясняет это сложным положением на мировой арене, когда такие мощные игроки на развивающихся рынках, как Бразилия, Китай, Индия, Индонезия и др., перестали выглядеть столь заманчивыми.
Итак, западные инвесторы возвращаются в Россию. Для крупных западных производителей задача захвата и удержания долей рынка является стратегически даже более важной, чем получение прибыли. В этой ситуации Дэниел Торнили предлагает инвесторам придерживаться простого прагматичного подхода – диверсифицировать риски, вкладываясь в различные направления бизнеса. Кроме того, он отметил, что сегодня самым тяжелым сектором является работа с представителями так называемого среднего класса – 90% бизнеса просто не понимают, что им делать в этом секторе рынка. Для решения проблемы Дэниел Торнили предлагает сегментировать покупательскую аудиторию, создавая отдельную стратегию для каждой подгруппы.
После перерыва участники конференции продолжили работу в параллельных сессиях. Повышенное внимание было привлечено к первой секции, поскольку ее темой стал «Практический опыт построения бизнес-ориентированных ЦОД». Помимо уже упомянутого Уве Ноймейера, выступившего здесь с теоретическим докладом «ЦОД будущего: от центра затрат к центру бизнес-преимуществ», на секции прошли интересные выступления представителей российских компаний, представивших свои истории успеха. Виталий Загородний, руководитель отдела сопровождения Нефтехимического кластера Руспублики Башкортостан, рассказал о создании ЦОД для центра коллективного доступа участников Нефтехимического кластера Руспублики Башкортостан. Антон Мерзляков, технический директор ММЦ «Клиника сердца» представил организацию комплексной ИТ-инфраструктуры в современном медицинском центре. Евгений Кривошеин, начальник отдела ИТ ПАО «Сибнефтегеофизика», рассказал о создании ЦОД на серверах Fujitsu.