Формула умного дома

В Москве прошла выставка-форум CSTB Telecom & Media. Среди многообразия ключевых тем деловой программы мероприятия можно выделить предметное обсуждение перспектив развития рынка цифровизации жилья. В центре внимания экспертов, участвовавших в одноименном круглом столе, были вопросы, связанные с ограничениями и драйверами рынка умных решений.

Участники круглого стола, который провел генеральный директор АНО «Умный многоквартирный дом» Никита Уткин, заострили внимание на проблемах внедрения цифровых технологий на разных стадиях строительства и обслуживания жилых комплексов, отметили специфику телекоммуникационных решений и роль стандартов в развитии данного сегмента. Как показало обсуждение, дискуссии с участием представителей смежных индустрий способствуют формированию выверенных подходов к обеспечению технических и потребительских характеристик цифрового умного дома.

Цифровое партнерство

Специалисты «ЭР-Телеком Холдинга», который находится на этапе трансформации, значительную часть времени посвящают разработке решений в сфере цифровизации жилой недвижимости. Солидный опыт взаимодействия с застройщиками позволил компании предложить формулу умного дома, базовые принципы которого – безопасность, комфорт и бережливость, отметил в своем выступлении Булат Зайдуллин, директор по развитию блока «Новостройки» АО «ЭР-Телеком Холдинг».

Безопасность предусматривает наличие шлагбаума, домофона, видеонаблюдения, датчиков протечки и других неисправностей, систем оповещения и управления эвакуацией, охраны, сигнализации. Бережливость обеспечивается при помощи, в частности, приборов учета, термостатов, систем умного света, диспетчеризации, мониторинга вывоза мусора. Комфорт предполагает наличие в жилом комплексе умного лифта, скамеек, постаматов, умной парковки, зарядных станций, колонок, бытовой техники, консьержа, доступность бытовых услуг и т. д.

Формулу умного дома «вывели» на основе пожеланий жильцов, типовых потребностей, которые трансформируются в сценарии, учитывающие разнообразные запросы (от автоматического получения единой квитанции на оплату ЖКХ до возможности онлайн-наблюдения за детской площадкой во дворе).

Разговор о том, как ожидания жильцов реализовать на практике, вызвал большой интерес аудитории. Эксперты признали, что, заплатив по повышенной ставке за квадратный метр умного дома, новоселы не всегда получают то, на что рассчитывали. Типовых проблем несколько. Проектировщик закладывает оборудование, но не прорабатывает детали воплощения сценариев пользования умным домом. В отсутствие соответствующего стандарта работа систем не проверяется на этапе сдачи объекта в эксплуатацию. Оборудование зачастую не интегрировано с информационными системами управляющей организации, а у сотрудников УК нет навыков работы с системами умного дома и т. д.

Еще несколько лет назад застройщики предпочитали приглашать представителей компании «ЭР-Телеком Холдинг» к сотрудничеству после того, как строительство уже началось. Сегодня стороны придерживаются иного подхода. Когда проект существует на бумаге, формулируются идеи, какие сценарии умного дома должны быть воплощены, как их будет реализовывать УК, попутно выбирается оборудование, обсуждаются схемы продвижения услуг и вопросы формирования цены квадратного метра строящегося жилого комплекса.

Телеком-компания заинтересована в сохранении длительных партнерских отношений с застройщиками и УК. Такое взаимодействие предусматривает совместное проектирование, выполнение расчетов, определение подходов к реализации сценариев умного дома. Впоследствии многие вопросы решаются совместно с управляющей компанией, так как строительство занимает полтора-три года, а эксплуатация и обслуживание дома – десятилетия. Оптимальный вариант – сопровождение застройщика и УК на всех этапах жизненного цикла объекта.

Формула умного дома требует комплексного подхода, сочетающего в себе выбор цифрового партнера и привлечение УК, совместное проектирование сценариев пользования, обеспечение объекта качественной инфраструктурой, установку оборудования и внедрение цифровой платформы, организацию сервиса и процесса эксплуатации умного объекта.

«ЭР-Телеком Холдинг» предлагает конструктор выбора формулы умного дома для резидентов проекта в зависимости от уровня объекта и на основе принципов безопасности, бережливости, комфорта. Современные жильцы домов бизнес- и премиум-класса высоко ценят комфорт. Причем настолько высоко, что должниками по оплате коммунальных услуг они нередко становятся не потому, что денег нет, а потому, что производить оплату неудобно (многочисленные счета, разные сроки оплаты и т. д.). Процедура расчета должна быть удобной, занимать минимум времени.

Одно из требований застройщиков к холдингу – наличие приложения для дома с единым интерфейсом (для жителей это мобильное приложение, для УК – личный кабинет). При строительстве важно учитывать интероперабельность систем, обеспечивать возможность их интеграции, так как застройщики предпочитают сохранять связи с давними партнерами. По словам представителя «ЭР-Телеком Холдинга», сегодня каждый жилищный комплекс – индивидуальное решение со своим уникальным названием, планировкой, клиентской базой и целевой аудиторией.

АНО «Умный многоквартирный дом» в группе компаний рассматривают как инструмент создания стандартов, позволяющих заранее, на этапе проектирования, предусмотреть все требования к жилью, предъявляемые не только законодательством, но и рынком. При этом важно обеспечить комплексную цифровизацию на этапе проектирования дома и помогать УК доносить до жильцов ценность умных решений.

Стандарт в экосистеме комфорта

О потенциале стандартизации в сфере жилищного строительства говорил в своем выступлении Дмитрий Сасс, генеральный директор компании Embedded Systems Rus, поставщика решений для систем автоматизации зданий. Истории стандартизации домов не один год. В сообществе инсталляторов уже была широкая дискуссия на эту тему. Сейчас к разработке стандартов стали подходить обдуманно. По словам эксперта, важно наличие конкуренции, чтобы у покупателей жилья был широкий выбор предлагаемых сервисов и услуг. В идеальном умном доме на уровне требований стандартов должно быть предусмотрено использование универсальных API и интерфейсов для подключения систем визуализации, мобильных приложений, голосовых помощников, внешних сервисов.

Соблюдение такого условия будет способствовать формированию дополнительного рынка сервисов, появлению стартапов, развитию малого бизнеса. Для того чтобы они могли предоставлять свои услуги, нужен понятный способ доступа к имеющимся данным. В таком случае жильцы смогут выбирать услуги, пользоваться дополнительными сервисами, аналитическими решениями. А у компаний-поставщиков есть что предложить современным жилым комплексам.

Требования стандартов к функционалу, общей инфраструктуре многоквартирного дома, порядку обмена данными должны быть строгими. На уровне квартиры жесткая стандартизация избыточна, полагает эксперт. При этом важно определиться с терминологией, дать глоссарий, чтобы исключить вероятность разного трактования одной и той же услуги, сервиса или принципиально разного их наполнения.

Отсутствие единого стандарта умного дома отрицательно сказывается на решении задач в сфере автоматизация жилых кварталов. Генеральный директор компании «Алеф Электро» Андрей Назаренко рассказал, что в ходе встреч с девелоперами, УК постоянно обсуждаются требования к общедомовым сетям, инфраструктуре жилых квартир. Поскольку нет стандарта, то компания сталкивается с некомпетентностью менеджеров, консерватизмом в выборе решений и коррупцией. Компания иногда проигрывает тендеры только потому, что потенциальные заказчики выбирают устаревшие системы и протокол, при этом платят больше, чем стоят решения, предлагаемые «Алеф Электро».

Не дожидаясь приглашения в АНО, компания создала портал-пособие https://alef4d.ru/ для девелоперов, которые заинтересованы в оснащении умного дома. На корпоративном интернет-ресурсе представлены расширяемые платформы умного дома (базовая, бизнес и премиальная). Решения, интегрируемые с цифровой средой ЖК, представляют собой современную проводную систему,
основанную на KNX или bus77. Проводной умный дом с правильно спроектированной кабельной инфраструктурой позволит будущему собственнику реализовать различные задумки, не привязываясь к определенному протоколу.

В компании приветствуют создание госструктуры в виде АНО «Умный МКД», которая поможет застройщикам определиться с набором функций умного дома.

Готовность рынка

Спрос и предложение в условиях импортозамещения – один из вопросов, затронутых в выступлении продакт-менеджера компании iRidi Екатерины Основиной. Эксперт заострила внимание на специфике внедрения цифровых решений для многоквартирных домов сквозь призму вызовов и проблем, с которым сталкивается российский производитель оборудования для поквартирной автоматизации и поставщик ПО.

Одна из тенденций в этом сегменте – низкая готовность рынка к использованию новых технологий. Актуальной проблемой остается нехватка квалифицированных кадров. Современные системы требуют от специалистов по их обслуживанию и эксплуатации соответствующих навыков, что особенно важно при реализации крупных объектов, решении интеграционных задач.

Учебные заведения недостаточно внимания уделяют подготовке специалистов по обслуживанию жилых комплексов. Нехватка кадров на растущем рынке ЖК создает ситуацию, близкую к патовой. Поддержка систем (на протяжении 35+ лет эксплуатации дома) обходится крайне дорого.

Компания iRidi на правах вендора разрабатывает собственный стандарт автоматизации и вертикальные решения, делает ставку на подготовку специалистов. При этом вендор предоставляет менторов, аппаратную поддержку, ПО для учебных целей. Обучение проводится в колледжах и вузах с таким расчетом, чтобы выпускники могли поддерживать системы, которые в настоящее время разрабатываются. Учебные курсы позволяют специалистам, занятым в сегменте систем автоматизации, пройти базовую переподготовку.

При решении задач, связанных с поквартирной автоматизацией, интеграторы примерно так же консервативны, как и строители, работники ЖКХ. По словам эксперта, они придерживаются правил, которые закрепились на рынке. Такое отношение зачастую служит серьезным препятствием для развития идей, создания и тестирования современных решений. Невосприимчивость новых технологий интеграторами сдерживает темпы продвижения пользователей от аналоговых решений к цифровым. До недавнего времени новоселы неохотно инвестировали дополнительные средства в системы умного дома.

Переломить ситуацию помогает знакомство с концепцией цифровизации через бытовые устройства и голосовых ассистентов. Сегодня почти у каждого есть таких гаджеты, практически все понимают преимущества управления голосом. Постепенно становится понятно, зачем автоматизировать лампу, розетку и другие элементы инфраструктуры умного дома, на базе которого можно создавать комфортную среду для людей старшего поколения, лиц с ограниченными возможностями. При разработке стандартов следует учитывать разнообразие инфраструктурных решений. Разным жильцам нужны разные сервисы, разным застройщикам удобнее работать с разными поставщиками оборудования, решений.

Продолжение работы в этом направлении, в том числе совершенствование нормативной базы в части единообразия терминологии, стандартизации, оптимизации правил разрешения споров и разграничения ответственности, позволит обеспечить выигрыш заинтересованным сторонам на протяжении всего периода эксплуатации жилых комплексов.

 

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Цифровой девелопмент

Подробнее
Спецпроект

Машиностроительные предприятия инвестируют в ПО

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку